Автор:
Максим Прытков«Москва. В пяти минутах от Кремля. Большой зал Московской Государственной Консерватории имени Петра Ильича Чайковского. 18 февраля 2015 года…» — примерно так лет сорок назад приступил бы к рассказу о событиях диктор Центрального радио.
Прошли годы, и, несмотря на то, что в последнее время некоторое возвращение к пафосным описаниям вновь приобретает черты массовой моды, слава всем музам, пафос еще не является обязательным, за его отсутствие пока не клеймят на партсобраниях, хотя уже и посматривают весьма искоса. Тем не менее, еще можно говорить о событиях в мире искусства, не впадая в патетику, слащавость и «громкотрубность» фраз. Уважая, тем самым и музы, и описываемые события, и их авторов.
Оркестр МГК, дирижер Вячеслав Валеев, чтец Дмитрий Назаров. Звучит «Реб Тевье» Фертельмейстера. Фото предоставлено организаторами фестиваля. Автор фото — Игорь Кравец
Итак, оставляя за скобками громкие слова, действительно, Москва и БЗК на Никитской. Вечер среды, середина рабочей недели, 18 февраля.
Завершение серьезного двухмесячного «марафона» искусств — II-го всероссийского фестиваля «Гармония и Мир». Фестиваля, который на разных площадках Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Костромы силами в значительной степени нестоличных коллективов пытался соткать полотно хоровой жизни российской провинции, представить его, в коллаборации с московскими музыкантами, разнообразным — как столичной, так и «замкадовой» публике, насколько я понимаю, ставя сверхзадачи: продемонстрировать, что хоровая жизнь в России за пределами Садового кольца отнюдь не умерла (как и в целом, жизнь музыкальная), что авторы и исполнители, певцы и дирижеры, не просто есть, но качественно и «достойно есть» внимания публики, наконец, не в последнюю очередь, с целью «гальванизировать» и взбодрить увы, весьма немногочисленную провинциальную публику, равно как и дать понять утонченной и пресыщенной публике метрополии, что палитра еще достаточно широка и тем самым Садовым кольцом отнюдь не ограничивается.
Автор фото — Игорь Кравец
Резюме первое — организаторы фестиваля вполне успешно справились с первой и второй задачей, что же касается слушателя московского и связанной с ним третьей задачей, то, по впечатлениям от двух больших фестивальных концертов в МГК, сие пока еще остается делом будущего, причем, вероятно, весьма отдаленного. Или (что в принципе гораздо ближе к реальности) задача оная так и останется неразрешимой. Что поделать — московский слушатель по утонченности, снобизму и пресыщенности шедеврами и виртуозами даст гигантскую фору патрициату Рима времен упадка Империи.
Резюме второе — профессиональный, технический, исполнительский уровень фестиваля оказался весьма высок и — в этом смысле — совершенно не провинциален.
Резюме третье — коллаборация усилий различных институтов, музыкантов, организаторов — категорически единственный в наших текущих условиях путь продвижения искусства.
Резюме четвертое — фактор личности остается одним из важнейших. Нельзя не отметить, что в принципе сей, пардон за таки прорвавшийся высокий штиль, «пир хорового духа», не был бы и в четверть успешным, если бы не многомесячная реальная, как принято говорить у нас в провинции, «пахота» вдохновителя, организатора, менеджера, композитора, дирижера Льва Панкратова.
Именно его усилиями хоровой фестиваль уже «Второй Всероссийский», и если когда и будет третий — сие также произойдет на 99% благодаря Льву Германовичу.
Об открытии фестиваля 12 декабря прошлого года мы уже писали. Кратко говоря, оно, в принципе, было хорошей заявкой на качественный уровень всего процесса. Закрытие в БЗК, в целом, подтвердило это.
Естественно, центром вечера стало исполнение «Реквиема» Льва Панкратова. Удачей, безусловно, стала работа Любови Дудоладовой, чье меццо-сопрано весьма чувствительно передавало синергию настроения музыки и текстов Анны Ахматовой, весьма оригинально для «Реквиема» и, вместе с тем, очень уместно использованных автором. Хор — а это был сводный хор Московской и Нижегородской консерватории, продемонстрировал профессионализм, равно, как это же сделал стоявший за дирижерским пультом Вячеслав Валеев.
Сюита «Реб Тевье» композитора Эдуарда Фертельмейстера, известного и как ректор Нижегородской консерватории, исполненная Симфоническим оркестром Московской консерватории во второй части программы, безусловно, является одним из лучших сочинений автора. Глубина музыкального материала, успешно соединенная с ушеугодностью, простота, естественность, взятые у искренне переживаемой фольклорной традиции, качественно синтезированны автором с тонкостями гармонических разработок, придающими фольклорному материалу завершенность профессионального творения. Оркестр, предводительствуемый весьма эмоционально откликавшимся на всё господином Валеевым, был практически безукоризненно точен, в меру весел, энергичен и бодр. Аплодисменты той части московской публики, которая сохранила музыкальную любознательность и пришла на концерт, свидетельствуем, были весьма искренними.
Фестиваль завершен, да здравствует новый фестиваль… Примерно на такой мажорной ноте хотелось бы завершить сей текст. Всматриваясь в будущее, в том числе, в будущее искусства и культуры в нашей стране, однако, от мажорных нот отступаешь. Сохранение и — самое главное — развитие хорового искусства, его движение вперед, столь хрупко и подвержено суровым ветрам реальности, что оптимизм уступает место надежде, стоицизму и уважению. Надежде, что тонкий, но живой ручей искусства не будет осушен. Стоическому отношению к той, весьма тяжелой для искусства, реальности, что нас окружает. И сугубому уважению к тем людям, которые несмотря ни на что продолжают ткать гобелен музыки — музыки нашего времени.
Максим ПРЫТКОВ
Комментарии
Elena Prytkova, 22 февраля 2015:
Музкарта, добрый вечер. Поставьте, пожалуйста, имя автора (Максим Прытков) в начало, как вы обычно делаете.
muzkarta, 22 февраля 2015:
Спасибо Максиму за отличную статью!