2, 4 и 5 декабря в Малом и Большом залах Белгородской государственной филармонии и в концертном зале Старого Оскола (ДК «Комсомолец») в рамках музыкально-просветительского проекта Министерства культуры РФ «Поколение звезд» состоялись три ярких концерта, в которых сплотились друзья по духу и профессии, лауреаты международных конкурсов москвичи Борис Андрианов (виолончель), Игорь Федоров (кларнет, бассет-кларнет), Вадим Руденко (фортепиано), Евгений Румянцев (виолончель), Андрей Гугнин (фортепиано) и белгородец Дмитрий Филатов (флейта, дирижер), исполнив инструментальную музыку разных эпох в камерном концерте и с симфоническим оркестром филармонии.«Музыкальное действо друзей» — так была названа программа первого концерта, давшего блестящий старт всей серии концертов столичных виртуозов. Отметим, что идея проведения этих концертов принадлежит
Дмитрию Филатову, и хотя афиша представила собственно «музыкальным действом друзей» только камерный концерт, атмосфера взаимности, дружбы, любви к музыкальному искусству, праздника, «действа» присутствовала на всех концертных вечерах.
В первом из них слушатели насладились камерной музыкой, изысканной и тонкой — звучали сочинения классиков Л. Бетховена, К. Черни, шедевры французских композиторов XIX и XX века. Поздние сонаты К. Дебюсси и Ф. Пуленка, «Тарантелла» К. Сен-Санса, которыми музыканты довольно редко балуют слушателей, были исполнены ансамблями солистов в высшей степени эмоционально, прочувствованно, интонационно точно, артистично, оставив массу приятных ответных эмоций и щедрых аплодисментов публики.
Если в уютной атмосфере камерного зала раскрылись в полную силу прекрасное ансамблевое мастерство артистов, продемонстрировавших высокую культуру звука, то в два следующих вечера с симфоническим оркестром — «Классика и XXI век» и «Музыкальные краски» — представили особенную программу. Концерт Моцарта прозвучал в оригинале, так, как его замыслил и написал композитор, два новых сочинения композиторов-современников, уже вызвавших бурную реакцию общественности после премьеры в столице, а также второй фортепианный концерт Рахманинова в необычной сдержанно-философской трактовке — всё было ярким и впечатляющим.
Глубокий, проникновенный звук бассет-кларнета (редко используемая старинная разновидность кларнета с немного расширенным диапазоном в нижнем регистре, распространенный в ХVIII — ХIХ веках)
Игоря Фёдорова — единственной в России современной модели инструмента — в ля-мажорном концерте В. А. Моцарта был по-классически чист и безупречен. Первое представление в Белгороде и Старом Осколе этого произведения в оригинальном звучании солирующей партии — поистине уникальное событие. В трёх частях сочинения бассет-кларнет в искусных руках солиста И. Фёдорова предстал как инструмент с богатыми тембровыми возможностями, способный исполнить как высокие звуки, так и свободно переключаться на низкие, тонко чувствуя и отражая динамические оттенки.
Совсем недавно слушатели имели возможность познакомиться с исполнительским мастерством
Бориса Андрианова на открытии фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Совершенно по-разному звучала виолончель артиста в академической программе на фестивале и на этих концертах, в которых инструменту была подвластна и глубокая экспрессия, и джазовые оттенки. Виолончель Андрианова чутко следовала джазовым стилям, объединенным Александром Розенблатом в его Jazz Rockoco вариациях для виолончели с оркестром, на которые композитора вдохновила тема знаменитых вариаций П. И. Чайковского. Вписанные Розенблатом в музыкальную ткань его вариаций джаз-вальс, танго-румба, take five, a la ballad, буги-вуги и, а la stride piano в исполнении Бориса Андрианова и симфонического оркестра поразили своей необычностью и неординарностью звучания.
Белгородского симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова соответствовал именитым солистам. Музыканты продемонстрировали слаженность исполнения, хорошую координацию внутри оркестровых групп, чистоту интонирования, чувство стиля и формы.
В следующем сочинении программы композитора-минималиста Павла Карманова Musica con cello, в котором по мере постепенного нарастания звука, прослеживались элементы рок-музыки, симфо-рока, симфо-техно, были активно задействованы ударные и применялась силовая игра на виолончели в жанре кроссовер. Оба музыкальных произведения, представленных виолончелистом совместно с симфоническим оркестром филармонии под управлением Д. Филатова, явились белгородскими премьерами. Написанные совсем недавно, в прошлом (2014) и в нынешнем году (2015), Jazz Rockoco вариации А. Розенблата и Musica con cello П. Карманова стали центральным событием двух концертов. Оба произведения созданы композиторами специально для единственного в России международного виолончельного фестиваля VIVACELLO и посвящены арт-директору и первому исполнителю Борису Андрианову.
Шедевр мировой фортепианной классики Второй до-минорный фортепианный концерт С. В. Рахманинова стало мощным завершающим аккордом. Он был представлен слушателям в безукоризненной и безупречной трактовке лауреата двух международных конкурсов им. П. И. Чайковского
Вадимом Руденко. Точное прикосновение пальцев солиста к клавишам инструмента, из-под которых рождались то завораживающие аккорды, то широкие, глубокие, необыкновенно красивые темы, то ураган пассажей и «Праздник жизни»… Так, думается, и должно звучать сочинение, являющееся гордостью отечественного музыкального искусства, впитавшее в себя лучшие традиции русского пианизма, и в течение уже более века признанное вершиной русской классики.
Музыковед БГФ
Марина Андрейкина (фото
Константина Кошкина)
Источник:
belgf.ru