Если человек приехал в Самару впервые и вышел погулять по старому городу, то он непременно ахнет. Даже если много где побывал и много чего повидал. Ахнет от красоты зданий в стиле «модерн», построенных больше ста лет назад волжскими купцами. И еще он ахнет от их нынешнего ужасающего состояния. Рассказывают, что один профессор истории архитектуры из итальянского университета просто разрыдался от этого безобразия, и долго не мог говорить. Разрушалась красота десятилетиями, особенно «фрустрально» пошел этот процесс с 80-х годов 20 века. И даже сейчас, когда в преддверии футбольного чемпионата в город полились деньги, уникальные строения продолжают умирать, сжигаемые под застройку, брошенные на все ветра… Но есть дома, которым все-таки с трудом, но возвращают жизнь. И в них поселяется новая душа. Таков Дом Курлиной, ныне музей модерна.
Экспозиция его пока скромна, хотя есть потрясающие экспонаты. Но речь не о них. Этот дом был символом любви. Его построил молодой Александр Курлин для своей обожаемой жены Сандры. Ее образ овеян легендами. И одна из них гласит, что хозяйка дома была большой любительницей музыки и благотворительницей. И будто все заезжие музыканты-гастролеры обязательно бывали у нее и музицировали, в том числе на ее любимом «Стейнвее». Включая самого Шаляпина. Потом пришла революция — и дом опустел.
Не буду перечислять все учреждения, размещавшиеся в этих стенах, скажу только, что пять лет назад наконец здание отреставрировали и открыли в нем уникальный музей модерна. Но рояль оказался в другом месте. Молодая команда научных сотрудников под предводительством прогрессивного Михаила Савченко наполнила музей новым содержанием. Здесь проводятся оригинальные события: кинопоказы, чтения, лекции, мастер-классы, то, что юное поколение называет «эвентами и движухой». Конечно, зазвучала музыка. Современная техно, электронная, изредка классическая. И вот, в октябре прошлого года в музее все-таки появился рояль, пока не исторический «Стейнвей», а небольшой «Красный Октябрь». Но именно появление рояля позволило дому Сандры Курлиной вновь обрести голос. В нем зазвучала музыка модерна. Именно так мы назвали совместный проект интернет-портала «Музыкальная карта» и музея. «Музыка модерна».
Понятно, что в музыковедении этот стиль не обозначен так, как в визуальных искусствах. Но нотная библиотека произведений, написанных именно в эпоху модерна, богата, обширна, и, к сожалению, редко звучит сегодня в Самаре. Первой внесла свой драгоценный камень для украшения «музыкальной короны Дома Курлиной» изумительная певица Ирина Янцева, солистка нашего оперного театра. В ансамбле с пианистом Романом Ерицевым она исполнила вокальный цикл «Пять стихотворений Анны Ахматовой» Сергея Прокофьева в программе, посвященной музыкальным салонам начала 20 века.
Публика встретила Прокофьева с энтузиазмом. И буквально через несколько дней гостиная музея была переполнена людьми, желавшими послушать молодых музыкантов, приехавших специально из города на Неве. Команда флейтиста Алексея Исаева — Полина Александрова (фортепиано) и Павел Чижик (вибрафон) вместе с легендарным самарским контрабасистом Николаем Замоздрой привезли в Самару невероятной красоты Сюиту для флейты и джазового трио Клода Боллинга. Это было великолепно.
Следующий концерт стал подарком музею в его день рождения, 25 декабря. Солистка оперного театра Юлия Маркова (меццо-сопрано) в ансамбле с пианисткой Александрой Дятловой специально к этому события выучила и с блеском исполнила иронический мини-цикл Эрика Сати «Бронзовая статуя». Рояль на время был перенесен на балюстраду главного входа, но, несмотря на некоторое неудобство, слушатели дружно «утрамбовались» в фойе музея и с уже привычным энтузиазмом слушали тонкую, изысканную, и уж точно впервые прозвучавшую в Самаре музыку.
Выступления самарских классических исполнителей с произведениями, созвучными сложной и противоречивой эпохе рубежа веков, пришлись по душе посетителям музея. И поэтому неудивительно, что в традиционной Ночи модерна в феврале, посвященной Дню влюбленных, на концертной программе примы оперного театра, сопрано Татьяны Лариной опять было яблоку негде упасть. Концертмейстер театра Татьяна Кузуб с честью справилась с немного позванивающим роялем (увы, переносы и холодный воздух не пошли ему на пользу) — и великолепный дуэт под нарастающие овации исполнил шедевры вокальной любовной лирики композиторов 19−20 века.
9 марта проект «музыка модерна» представил молодых самарских артистов, студентов института культуры и солистов наших оркестров в камерном концерте «Вокруг альта». Снова сменив дислокацию, на этот раз в малой гостиной на втором этаже, прямо под документальными экспонатами выставки «Титаник», ученики заслуженного артиста России, одного из самых авторитетных гуру камерного музицирования в Самаре, Николая Варламова, сыграли произведения Бриттена и Хиндемита, разрушив миф о том, что самарским меломанам «только хиты подавай». Посмотрите, какая замечательная публика пришла на этот непростой концерт, какие чудесные лица и в зале, и на импровизированной сцене!
Впервые в программе эпиграфами к музыке звучали стихи. Мы с лауреатом конкурсов чтецов Софьей Томской постарались подобрать произведения поэтов Рильке, Бодлера, Северянина, но не прямо, в лоб, иллюстрирующие программу, а создающие некий отсвет чувств, вызываемых музыкой. Нам кажется, что это получилось.
Ну, и последний на сегодняшний день концерт состоялся неделю назад — и опять это было непривычное для Самары событие. Два композитора, выпускник Московской консерватории Вячеслав Шевердин и солист Самарской филармонии Алексей Тищенко-Буденный представили совместный авторский вечер с такими премьерами, которым позавидует любая столица. Шевердин показал очень мелодичную Сюиту для фагота и фортепиано, написанную буквально за несколько дней до концерта, а Тищенко-Буденный — две тетради миниатюр для чтеца и фортепиано абсолютно нового жанра, «Афорты на „Гарики“ Губермана».
Следить за развитием проекта «музыка модерна» можно в соответствующем разделе на «Музкарте», а пока мы приглашаем всех самарцев на сольный вечер юного певца Валерия Макарова, пожалуй, единственного среди ровесников, уже в статусе победителя крупнейших исполнительских и композиторских конкурсов, выступающего наравне со взрослыми артистами в спектаклях двух театров — САМАрте и театре оперы и балета.
В планах проекта — выиграть конкурс на получение гранта правительства Самарской области, чтобы наконец хорошо отремонтировать рояль и приглашать музыкантов из других городов. А уж интересные программы мы для слушателей составим, будьте уверены.
И да. Это важно. Мы от всего сердца благодарим администрацию музея имени Алабина за поддержку, ветерана атомной промышленности Розу Гизатулину за материальную помощь в установке рояля и дизайнера Викторию Петрову за великолепные афиши наших концертов.
Автор Инга Майорова