Музыкальные вкусности барокко и классицизма в Органном зале филармонии

Добавлено 27 февраля 2014 Marina Andreykina

Камерный оркестр Mezzo music, Органный зал Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Большой зал Белгородской филармонии, Марина Андрейкина, Наталья Гирявенко

26 февраля в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся музыкальный вечер с участием камерного оркестра «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик, солиста симфонического оркестра Василия Иващука (бас-тромбон) и лауреата международных конкурсов...


В программу концерта вошли сочинения композиторов эпохи барокко и классицизма, с небольшим исключением в виде исполненного произведения композитора первой половины XX века Шарля Видора.


Широко празднуемая на этой неделе Масленица в филармонии проходит по-особому: среди ежедневных репетиций и индивидуальных занятий у музыкантов находится время и на особые, праздничные музыкальные «вкусности».

Вчерашний музыкальный вечер предоставил слушателям возможность попробовать сразу несколько музыкальных «блюд»: послушать звучание камерного оркестра, органа, бас-тромбона, открыть для себя что-то новое с помощью художественного слова (ведущая концерта — заслуженный работник культуры РФ Наталья Гирявенко). И, конечно, насладиться потрясающей акустикой зала, которую отмечают многие выступавшие в белгородском Органном зале российские и зарубежные музыканты.


Чистые гармонии, размеренный темп, мелодическая красота и благозвучие струнных привлекли внимание с самого начала концертной программы: музыка немецкого композитора Иоганна Пахельбеля — Канон ре мажор — в звучании оркестра и органа производили неизгладимое впечатление. Казалось, что именно в таком звучании лучше всего чувствуется дух эпохи барокко (XVI–XVII) с её пышностью и импозантностью образов.

Не менее ярко немецкая музыка барокко была представлена в Largo и Арии Ксеркса из оперы «Ксеркс» Георга Фридриха Генделя. Эта ария звучала в программах первых органных концертов Белгорода в 45-м концертном сезоне. Исполнение этого музыкального фрагмента в переложении для бас-тромбона и органа (артистами филармонии Василием Иващуком и Тимуром Халиуллиным) отмечено особым тембровым колоритом, в котором была показана вся красота нижнего регистра тромбона с его глубоким матовым оттенком.


Третья часть Andante из сонаты фа мажор итальянского композитора барокко Томазо Альбинони в исполнении музыкантов — ещё один пример оригинального сочетания звучания бас-тромбона и органа.

«Адажио» соль минор Томазо Альбинони, Пассакалия соль минор Георга Фридриха Генделя и Токката из Симфонии № 5 французского композитора Шарля Мари Видора явились своеобразными сольными «островками» органиста Тимура Халиуллина, в которых внимательный слушатель смог распознать целую гамму разных образов, красок, регистровых и тембровых оттенков.


В изящно вкраплённых вариационных украшениях, мелодических узорах и мощнейших аккордовых комплексах прослеживается умение исполнителя не только интересно донести до зрителя «музыкальный аромат» сочинения, но и каждый раз претворить его по-разному.

Наконец, эпоха классицизма в программе концерта была представлена музыкой двух гениев века XVIII и XIX — Моцарта и Чайковского. Трехчастный Дивертисмент ре мажор Вольфганга Амадея Моцарта — настоящий шедевр классической музыки и один из самых знаменитых зальцбургских дивертисментов композитора — прозвучал в исполнении Камерного оркестра «Mezzo music» подобному тому, каким его слышали в XVII–XVIII вв., — легко, изящно, театрально, словно унося с собою на театрально-развлекательную авансцену, характерную для XVIII века.


Завершившая программу вечера музыка Петра Ильича Чайковского — знаменитая Серенада для струнного оркестра до мажор (соч. 48) — возможно, впервые в истории музыкального исполнительства была исполнена без дирижёра (!). Художественный руководитеь камерного оркестра Наталья Боровик, которая на всех без исключения концертах коллектива принимает на себя функцию задающего тон, лидирующего исполнителя в оркестре, прекрасно справилась с двойной ролью, ведь наличие дирижерского жеста (пусть хоть и незримого, как в данном случае), чрезвычайно важно в каждом оркестровом коллективе.

Отголоски прошлого для композитора XIX века с классической стройностью, ясностью музыкальной мысли, красотой музыкальных построений, вальсовой лёгкостью и русской душой, — вот что, так или иначе, прослеживалось в процессе исполнения четырех частей Серенады, последнего и возможно самого питательного «блюда» музыкального вечера.


P.S. Много вкусного слушателей ждёт на следующих концертах Камерного оркестра «Mezzo music» и на вечерах органной музыки. Так что, до скорых новых встреч!


Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото из архива Антона Черева)

Дата публикации: 27.02.2014

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору