Не-о-барокко: актуальный проект старинной и современной музыки
Добавлено 14 декабря 2016 Elizaveta Panchenko
Цикл концертов «Не-о-барокко», Моше Ганелин (вокал, клавесин, композитор, орган, фортепиано), Елизавета Панченко (клавесин, композитор, орган), Концертный зал «Яани Кирик», Михаил Гантварг (скрипка), «Гусли в космосе» — дуэт органа и звончатых гуслей, Белгородская филармония
22 октября в концертном зале Союза композиторов состоится третий концерт цикла Не-о-барокко, проходящего при поддержке Фонда композитора Сергея Слонимского. Участники — студенты и преподаватели факультета народных инструментов СПбГК, а также кафедры органа и клавесина фортепианного факультета. В декабре 2014 четвёртый концерт цикла, «Concerti Grossi» представит на сцене концертного зала Яани-кирик актуальную идею музыки барокко, воплощённую двумя молодыми коллективами: «Квинтет Четырёх» и «SAVEtempo».
Ключевые слова: Не-о-барокко, Фонд Слонимского, Союз композиторов
Цикл концертов Не-о-барокко был инициирован Фондом композитора Сергея Слонимского в 2014 году. Основные задачи этого проекта — пропаганда современной музыки (и, в частности, музыки петербургских композиторов), а также освещение преемственности исполнительских традиций Петербурга в сфере старинной и современной музыки. Молодые музыканты — исполнители на русских народных инструментах и органисты — объединены общей идеей, согласно которой старинную музыку необходимо актуализировать на современных инструментах вместе со вновь созданными сочинениями, соблюдая стилистику, верное «произношение» музыкального языка в каждом случае. Комментируя развитие нового культурного просветительского проекта Фонда, народный артист России, профессор Сергей Михайлович Слонимский обратился с благодарностью ко всем участникам концертных программ Не-о-барокко:
«На собрании, посвященном перевыборам Учёного совета, наш ректор Михаил Гантварг особо выделил вокальный факультет, занявший, как выяснилось, первое место по успеваемости. Отнюдь не отрицая высокого профессионализма профессоров кафедры, а также больших достоинств многих студентов-вокалистов, с которыми мы, композиторы, охотно сотрудничаем, считаю долгом выразить горячую симпатию и сердечную благодарность студентам и педагогам и других исполнительских факультетов и кафедр — дирижёрам, струнникам, духовикам, пианистам, органистам, педагогам и студентам факультета народных инструментов. Народники всегда были едва ли не самыми передовыми, прогрессивными музыкантами в сфере современной музыки, чуждыми догм и предрассудков. Профессора Олег Михайлович Шаров (декан факультета народных инструментов), Наталия Николаевна Шкребко (зав. кафедрой струнных народных инструментов), и весь профессорско-преподавательский состав кафедры и студенты замечательно исполняют музыку XX–XXI веков, аранжируют классические и современные сочинения. Сольные и ансамблевые выступления наших друзей народников восхищают и авторов, и слушателей. Большое спасибо!»
Первый концерт цикла — органный вечер, с успехом прошедший 11 марта в Малом зале им. Глазунова, был осуществлён при поддержке директора Малого зала Л. Л. Волчек, а также при активном творческом и организаторском участии заведующего кафедрой органа и клавесина, заслуженного артиста России Д. Ф. Зарецкого, также поддержавшего «экспериментальную» органную программу. Связующим звеном между сочинениями Свелинка, Баха Муффата, Тищенко, Слонимского и Кушнарёва явились жанры (соната, фантазия и др.), интерпретированные в каждом случае в духе времени и вместе с тем с неповторимой индивидуальностью, присущей каждому автору. В концерте приняли молодые органисты Петербурга, преподаватели, студенты и выпускники кафедры органа и клавесина СПбГК Марина Вяйзя (преподаватель кафедры органа и клавесина), Любовь Носова, Мария Гавриш, Иван Татаринов, Елизавета Панченко и Екатерина Хасьянова.
28 мая в концертном зале Союза композиторов состоялся второй концерт проекта Не-о-барокко. Программа «Петербург — галантная эпоха: от Березовского до Слонимского» объединила большой исполнительский состав: преподавателей, концертмейстеров и студентов кафедры струнных народных инструментов факультета народных инструментов СПбГК им. Римского-Корсакова. Уникальным событием для концертного зала Союза композиторов стало участие в программе клавесина: дуэт гуслей и клавесина и трио с участием домры вызвало живой слушательский отклик. Одной из фундаментальных задач проекта является осуществление программ, интересных как профессиональному кругу, так и более широкому кругу зрителей. Данный концерт успешно продемонстрировал актуальность этого направления в сегодняшней концертной практике.
«Идея концерта — великолепна! Взаимообогащение как исполнителей, так и слушателей новым, свежим, очень актуальным прочтением старинной музыки и терпким, острым звучанием современных произведений, исполненных на народных инструментах — что может быть более полезным и развивающим всех и вся! Непременно продолжать и радовать новыми идеями!» — характеризует программу выдающийся российский исполнитель на звончатых гуслях, старший преподаватель СПбГК Ирина Ершова, горячо поддержавшая проект вместе с заслуженной артисткой России Натальей Шкребко. Одним из кульминационных моментов программы «Петербург: галантная эпоха» стал дуэт Натальи Шкребко (домра) и Ирины Ершовой (гусли), в исполнении которого блестяще прозвучали сочинения эпохи барокко.
«Удачная идея концерта, принадлежащая С. М. Слонимскому и Е. Панченко, заключается в сочетании произведений, написанных рукой опытных, именитых композиторов СПб и молодежи. Умение услышать особенности звучания русских народных инструментов в контексте современных тенденций композиторского письма отличает многие сочинения, прозвучавшие в этом концерте» (профессор СПбГК, заведующая кафедрой струнных народных инструментов ФНИ Наталья Шкребко). В переложениях для гуслей, домры и балалайки прозвучали скрипичные и клавирные сочинение европейского и русского барокко (М. Березовский, Д. Бортнянский, Г. Ф. Гендель, А. Корелли). Пьесы для гуслей и домры соло и в сопровождении фортепиано, вошедшие в репертуар молодых исполнителей, представили современные отечественные композиторы Сергей Слонимский, Григорий Корчмар, Евгений Петров, Евгений Стецюк и Елизавета Панченко. Также прозвучали сочинения Андрея Петрова, Бориса Кравченко и Юрия Фалика, вошедшие в «золотой фонд» современного репертуара домристов и гусляров.
Следующий концерт проекта Не-о-барокко, программа «Рондо-соната» состоится 22 октября в концертном зале Союза композиторов. В исполнении талантливых молодых музыкантов, студентов факультета народных инструментов СПбГК прозвучат сонаты Доменико Скарлатти и сочинения петербургских композиторов: Бориса Кравченко, Григория Корчмар, Сергея Слонимского, Геннадия Банщикова, Игоря Рогалёва и Ильи Остромогильского. Уникальная программа была разработана Фондом композитора С. Слонимского совместно с деканом факультета народных инструментов СПбГК, заслуженным артистом России, профессором Олегом Шаровым и заведующей кафедрой струнных народных инструментов ФНИ СПбГК, заслуженной артисткой России, профессором Натальей Шкребко. Широко известные клавирные сонаты Доменико Скарлатти, «рефрен» концерта, прозвучат на гуслях, балалайке, домре, баяне и аккордеоне. Философская лирика и жанровая игра современной музыки для русских народных инструментов не оставят равнодушными самых взыскательных слушателей; радость творчества и познания мира посредством музыки суть основная эстетическая составляющая данной концертной программы. Фонд композитора С. Слонимского выражает искреннюю благодарность председателю петербургского отделения Союза композиторов России, профессору кафедры композиции факультета композиции и дирижирования СПбГК Григорию Корчмар, оказывающему поддержку культурно-просветительской деятельности Фонда.
Задача проекта Не-о-барокко также заключается в создании нового системного знания в контексте современной российской музыкальной культуры, основанного на традициях петербургской школы исполнительства на народных инструментах, и включающего осмысление новейших европейских тенденций в исполнении старинной и современной музыки. В этом контексте особое значение имеет исполнительский и аналитический опыт молодых специалистов, выпускников Консерватории. Заключительный концерт цикла программ Не-о-барокко (17 декабря, концертный зал Яани-кирик), представляет собой, может быть, самый неординарный творческий опыт в рамках петербургского Не-о-барокко (инициатива проекта была поддержана Белгородской филармонией, где в феврале 2015 прозвучат сочинения для органа и клавесина, а также концерты для органа с оркестром Генделя и Слонимского). Молодые петербургские коллективы «Квинтет Четырёх» и «SAVEtempo» представят программу «Внезапное Не-о-барокко: Concerti Grossi 1675–2014». Принципиально новый саунд достигается путём микста инструментальных групп ОРНИ и симфонического оркестра. Манера исполнения старинной музыки на современных инструментах максимально приближена к аутентичному произношению музыки барокко; «оркестровые» инструментальные концерты будут исполнены без дирижёра, в соответствии с исполнительской практикой XVII в. Ключевой идеей программы является содружество равных солистов, виртуозов музыкантской «командной работы». Актуальность одной из важнейших идей барочной музыки сегодня продиктована потребностью современного искусства в диалоге с общественным сознанием: совместно созидаемая гармония осуществима сегодня как в старинной, так и в современной музыке. Старинные concerti grossi представлены партитурами Алессандро Страделлы (первого автора сочинений в жанре concerto grosso), а также Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Г. Ф. Генделя и И. С. Баха; также прозвучат сочинения петербургских композиторов для оркестра (ансамбля) — Сергея Слонимского, Владимира Коровицына и Елизаветы Панченко, вступающих в диалог с музыкальной эстетикой эпохи барокко.
Будущее идеи Не-о-барокко на сегодняшний день представляется интересным и событийно насыщенным. Самые смелые эксперименты композиторов и исполнителей могут найти пути коммуникации с широкой слушательской аудиторией. Проект ставит перед собой задачу создания новой исполнительской традиции, сочетающий принципы исторического исполнительства и новые пути развития академической музыки; традиции, актуальной в культурной жизни России сегодня и в будущем.
Журнал «Musicus», 2015, № 1 (январь, февраль, март)
Санкт-Петербург
Елизавета ПАНЧЕНКО
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal