Читайте на эту же тему




Об исполнении в Туле Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Добавлено 13 мая 2025 Musician

Тульская филармония, Залы Дворянского собрания, Зал Тульской филармонии, Роман Моисеев (дирижер)

Музыка Шостаковича не требует слов.

В городе-герое Туле, с его славными вековыми военными традициями и значительным вкладом Тульской области в разгром немецко-фашистских захватчиков, в объявленный Президентом Р Ф В. В. Путиным 2025 год — «ГОДОМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» и в ознаменование 80-летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ не может не прозвучать знаменитая 7-я, «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича в исполнении Тульского филармонического симфонического оркестра.

Свое предложение я довольно подробно изложил 3 июля 2024 года тогда еще временно исполняющему обязанности губернатора Тульской области Д. В. Миляеву…!

9 марта 2025

Не музыкальный разговор о музыке.

В ЗАЩИТУ СИМФОНИИ.

На открытой концертной площадке Тульского Кремля под управлением приглашенного молодого дирижёра и режиссёра из Москвы 9 мая 2025 года в 16 часов прозвучала музыка 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича.
Страна торжественно отпраздновала 80-летие Великой Победы. Но давайте все же поговорим о музыке.
По желанию организаторов, исполнение «Ленинградской» симфонии с «молчаливого согласия» молодого дирижёра из Москвы И. Никифорчина было превращено в литературно-музыкальную композицию.

Хорошо это или плохо? Возможно так вопрос ставить не корректно. Ответ скорее лежит в плоскости музыкальных компетенций организаторов мероприятия и, в частности, министра культуры и туризма Тульской области, как известно, имеющего музыкально-теоретическое образование…

Напомним, в Тульском филармонческом симфоническом оркестре (ТФСО), созданном в 2017 году, имеется свой, не менее способный, главный дирижёр В. Белоусов, виолончелист, педагог.
Однако, среди подготовленной части слушателей, пришедших услышать в Туле знаменитую симфонию великого Шостаковича возникли неоднозначные мнения.
Попробуем разобраться.

Разрушая и перечёркивая, на наш взгляд, истинный замысел крупного симфонического полотна великого композитора, его музыкальную форму и звуковую архитектуру, заглушая искренность солирующих тембров, «блокадная симфония» была буквально «изрешечена» многочисленными словесными текстами и «закована» в мрачную «музыкальную коробку» уличной сцены, где дальше чтецов и первого ряда музыкантов зрителям ничего не возможно было увидеть. Да и слушать серьезную симфоническую музыку на огромных уличных просторах через звукоусиливающие колонки тоже не очень-то приятное удовольствие.

Не стали откровением виды прямой трансляции, проводившейся в одной из соц. сетей…

Справедливости ради признаем, что никто не сомневается в важности мероприятия, в прекрасно читаемых патриотических словах памяти, посвященных Великой Отечественной войне под музыку наиболее проникновенных фрагментов музыки Шостаковича! Но…
  • Почему слово должно «соперничать» со звучащей музыкой (или наоборот), восприниматься как «подзвучка» одного другому?
  • Почему громко заявленный и афишируемый организаторами проект исполнения 7 симфонии в Туле просто нельзя было назвать честно: музыкально-литературная или военно-патриотическая композиция на музыку Шостаковича. И тем самым проявить к себе уважение и не вводить никого в заблуждение.
По сути, нас лишили возможности прослушать симфонию, ВЕЛИКУЮ МУЗЫКУ, как она была задумана автором, самостоятельно думать, вспоминать события, переживать ее содержание…

Зададимся вопросом:
  • А может действительно стоит официально превратить «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, звучащую около 1 часа и 15 минут, в литературно-музыкальную композицию, ввиду «внезапно» появившейся сложности ее восприятия?
К сожалению, идя на поводу т.н. «креативности», в очередной раз продемонстрирована простая некомпетентность в сфере симфонической культуры:
  • неуважение к великому композитору ХХ века и его гениальной партитуре;
  • неуважение к драматическим артистам и приглашенному из Москвы режиссёру мероприятия (коли они были предусмотрены), даже не упомянутым в афише;
  • неуважение к публике, ещё способной и, что очень важно в наше время, желающей «погружаться» в серьезные и монументальные музыкальные полотна, в сосредоточенное слушание, а не только в легкие «танцующие» увертюры или популярную классику.

Тула. Музыкально-литературная композиция на музыку Шостаковича к 80-летию Великой Победы.

О проблеме.

Сегодняшний зритель с благодарностью принимает все то, что ему предлагается.
  • Весь вопрос: что, кем и в какой форме!
Наблюдаемое «заигрывание» с истинными почитателям серьезной музыки, которых становится все меньше, с молодым поколением и предлагаемое массовому сознанию т.н. «суррогатное» представление о классической симфонической и хоровой культуре настораживает.

Чиновников с неподдельной искренностью все больше интересуют лишь

  • факт события, его массовость, стоимость, отчет о проведении, а не эстетические аспекты и качество предлагаемого.
Происходящее возможно лишь усиливает разрушительные тенденции и рано или поздно приведет к потере серьезного и вдумчивого слушателя, способного без словесных, кино или других ассоциаций воспринимать концерты классической музыки.
Переломить негативные процессы и сохранить великое музыкальное наследие, доставшееся из прошлого, воможно только с появлением в КУЛЬТУРЕ культурно образованного и компетентного руководства, по словам Президента РФ В. В. Путина: «…лидеров не по должности, а по характеру своих убеждений»!

Так, нуждается ли Величие музыки Шостаковича в словесных иллюстрациях?

Однозначно — нет!

9 мая 2025

Полная версия на платформе dzen:
«Музыка Шостаковича не требует слов. В защиту СИМФОНИИ».

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору