Белгород — один из городов России, музыкальная жизнь которых насыщенна и полнозвучна. Большое внимание белгородской филармонической публики в последние концертные сезоны направлено на познание акустических возможностей белгородского органа, изучение органного репертуара, особенностей интерпретации органных сочинений разными исполнителями. Собственная органная традиция, сформировавшаяся в Белгороде в течение четырёх-пяти органных филармонических сезонов (2011–2016), сделала регион и филармонию притягательным местом, где каждый раз звучат уникальные, интересные, порой завораживающие концертные программы.
Первое знакомство белгородских меломанов с органными шедеврами состоялось 14, 15 и 16 декабря 2011 года в 45-й день рождения Белгородской государственной филармонии. В торжественной церемонии открытия Органного зала и инаугурации органа приняли участие органист белгородской филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин, заслуженный артист России Даниэль Зарецкий (г. Санкт-Петербург), органист из Германии Юрген Вюстефальд, камерный оркестр «Mezzo music» Белгородской филармонии под управлением Натальи Боровик, а также заслуженная артистка России Нина Стрижова (меццо-сопрано, г. Белгород).
Приобретённый на деньги спонсоров — г-на Клеменса Тённиеса (руководителя предприятий группы Тённиес), и Владимира Зотова (генерального директора группы компаний «Агро-Белогорье») белгородский орган был сооружён в знак дружбы между Россией и Германией. Инструмент был изготовлен известной органостроительной фирмой «Hermann Eule Orgelbau» (г. Баутцен, Германия) специально для Белгородской филармонии. Немецкими органостроителями и проектировщиками учитывались размеры и акустические особенности органного зала. 39 органных регистров с двумя мануалами и педалью, механической игровой трактурой и электрической регистровой, современная система климат-контроля, четыре этажа внутри инструмента и три тысячи внутренних и внешних труб — далеко не всё, с чем сталкиваются органисты и органные мастера Белгорода.
Белгородский «король музыкальных инструментов» — единственный в Черноземье — за относительно короткий срок успел занять почётное место на музыкальной карте России. Неисчерпаемые возможности величественного инструмента Органа с каждой новой программой привлекают всё больше слушателей, которые становятся преданными поклонниками органной музыки.
За четыре органных сезона интеллектуальную музыку, к которой беспрекословно относится органная, услышали слушатели и зрители разных возрастов. Отдельное внимание филармония уделяет воспитанию музыкального вкуса юных меломанов, поэтому в течение первого и второго года звучания органа в Белгороде были организованы органные концерты для младших, средних и старших школьников. Первыми детскими органными программами были «Тайны Белгородского органа», «С органом вокруг света», «Орган, клавесин и многое другое». На этих программах, подготовленных музыковедами О. Фиалко, М. Андрейкиной и органистом Т. Халиуллиным, юные слушатели узнали не только о самом инструменте, его истории и особенностях конструкции, но и смогли заглянуть вовнутрь органа и даже попробовать самостоятельно извлечь звуки на мануалах после концерта.
Студенты и преподаватели колледжей и ВУЗов Белгорода — ещё одна категория слушателей, которые заинтересованы в расширении своих органных знаний и впечатлений. От изысканных шедевров органной музыки композиторов барокко и классицизма до масштабных сочинений романтизма и ХХ столетия — программы для них подобраны с учетом возрастных особенностей. Одними из самых ярких программ для взрослых слушателей можно считать следующие:
—
«Аве Мария в зеркале столетий», где в первом и во втором органных сезонах звучали сочинения как для органа соло (Т. Халиуллин), так и для вокально-инструментальных дуэтов и ансамбля исполнителей — органа и женского голоса (Н. Стрижова, С. Ломоносова, Г. Зольникова, И.Колодяжная), органа и скрипки (Н. Бондарева), а также виолончели (О.Шейна), трубы (А. Андрейкин) и хора, а капелла (главный дирижер — Е. Алексеева).
—
«Органный романтизм», когда в завершение первого органного сезона Тимуром Халиуллиным были исполнены сложные виртуозные сочинения для солирующего органа Ференца Листа, Юлиуса Ройбке, Камиля Сен-Санса, Леона Боэльмана.
—
«Орган и музыка народов мира» — орган предстал как инструмент, способный ярко, бережно и качественно отображать специфический колорит разных народов. В ансамбле с органом (Т. Халиуллин) сочетались разные национальные инструменты — испанская волынка гайта, китайская волынка хулусси, украинская сопилка (М. Пидручный), татарские мелодии в исполнении кларнета (А. Хамтеев), армянский дудук (К. Вирабян), русская балалайка (М. Фукалов), китайские и японские гонги (М. Топалиди, А. Топалиди), старинная ирландская народная песня в исполнении великолепного сопрано (Г. Зольникова). Каждый народный инструмент помог раскрыть новые заложенные в органе качества, рождая совершенно уникальные темброво-регистровые звуковые краски.
—
«Над сводами соборов», где вдохновенная музыка Г. Генделя, И. Баха, К. Орфа, Дж. Пуччини звучала в исполнении Т. Халиуллина (орган), В. Бойко (баритон), Н. Стрижовой (меццо-сопрано), Г. Зольниковой (сопрано), М. Пидручного (пан-флейта), О. Шейна (виолончель), С. Коваленко (ударные).
—
«Орган и флейта Пана», где Т. Халиуллин и М. Пидручный представили музыкальные краски двух близких родственных инструментов — органа как мощнейшего клавишно-духового инструмента, известного с 3-го века до нашей эры, и его прародителя флейты Пана — духового инструмента, существовавшего практически с самого момента зарождения цивилизации.
—
«Орган и джаз», где слились два уникальных инструмента — электроальт петербургского музыканта А. Людевига и орган белгородца Т. Халиуллина.
—
«Виртуозная педаль», программа, в которой органист Тимур Халиуллин продемонстрировал мастерское владение ножной клавиатурой искусством органной импровизации.
— »
Два века с Ференцем Листом» — новая программа, в которой в ноябре 2015 г. в органном зале филармонии прозвучали сочинения выдающегося венгерского композитора, крупного пианиста-новатора и превосходного дирижера. Слушатели познакомились со знаменитым циклом Ф.Листа Фантазия и Фуга на тему BACH, с прелюдией на тему баховской кантаты ‘Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen’, излюбленными пьесами пианистов в органном звучании — Утешения ре бемоль мажор и ми мажор, Интродукцией, фугой и магнификат на темы симфонии «Данте» для органа, а также другими произведениями, в том числе в сопровождении голосов солистов филармонии Галины Зольниковой и Оксаны Никитиной.
Такие понятия как «эксперимент», «эпатаж» и «изумление» близки хозяину белгородского органа Тимуру Халиуллину. За неполных пять концертных сезонов в белгородском органном зале в сочетании с органом прозвучали практически все музыкальные инструменты — это и классические инструменты симфонического оркестра, и народные инструменты, такие как домра, балалайка, аккордеон, разные виды волынок, флейт, и инструменты с электроусилителями звука — электровиолончель и электроальт.
Экспериментальные синтетические программы привлекают любителей органной музыки и дарят белгородцам и гостям города незабываемые впечатления: орган и балет; орган и световое 3D-маппинг шоу; орган и песочное шоу; орган и рок музыка — программы, которые вошли в историю органной культуры региона.
Несомненно, огромная заслуга в становлении белгородской органной культуры, просвещении юных и взрослых меломанов принадлежит Тимуру Халиуллину — неутомимому искателю музыкальных новаций, пытливому музыканту, «повелителю клавиш», как окрестили органиста журналисты. Но следует отметить и вклад приглашенных музыкантов. Среди них — органисты России, вошедшие в историю органной музыки Белгорода: почетный гость филармонии Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург), наставник Тимура Халиуллина, воспитавший плеяду талантливых российских органистов. Неоднократно выступал в Белгороде Тарас Багинец (Екатеринбург), который также является выпускником органного класса Д.Зарецкого. Кроме того, органные программы в Белгороде представляли Владимир Хомяков (Челябинск), Алексей Шмитов (Москва), Александр Князев (Москва), Евгения Кривицкая (Москва), Александр Новосёлов (Кондопога), Александр Титов (Ульяновск), Дина Ихина (Санкт-Петербург), Марина Вяйзя (Санкт-Петербург), Юлия Драгинда (Москва), Кирилл Уманский (Москва), Александр Удальцов (Москва), Олеся Кравченко (Москва). Каждый из исполнителей представлял уникальные яркие программы.
Иностранные органисты — нередкие гости в Белгородском органном зале. В рамках проекта «Органисты немецких соборов» и «Органисты европейских соборов» в Белгороде выступили немцы Ханс Юрген Кайзер, Вольфганг Баумграц, Роланд Штангье, Штефан Кисслинг, Мартин Бамбауэр, Марсель Обер, Вольфганг Абендрот, Клеменс Шнорр, а также Кристиан Иван (Австрия), Игнас Михельс (Бельгия), Кристиан Престхольм (Дания), Коре Нордстога (Норвегия), Джеймс Хигдон, Майкл Бауэр (США), Михаил Чичерин (Украина, Сумы), Станислав Калинин (Украина, Харьков).
Исполнение многих сочинений российскими органистами нередко отличается от трактовок аналогичной музыки зарубежных музыкантов ввиду принадлежности к разным органным традициям. Европейские органисты в течение нескольких веков неразрывно связывают органную музыку с обрядами католических храмов. Отсюда — глубокая концентрация, неброскость, смиренность, продуманность исполнения. В России орган — прежде всего концертный инструмент (хотя и у нас органные программы бывают представлены в католических церквях). Яркие образы, необычные регистровки, смелые фонические картины часто присущи российским исполнителям на органе.
Широкая репертуарная палитра в белгородском органном зале — ещё один важный критерий оценки публики. От античных и средневековых мелодий в исполнении органа и голоса, органа и флейты (волынки) до музыки современных композиторов ХХ и XXI столетий — белгородским слушателям скучать не приходится. Однако если оценивать музыку, наиболее часто звучащую в органном зале, можно заметить, что в целом музыка барокко и романтизма занимает 40% и 50% общей репертуарной политики, произведения ХХ века составляют 10% из 100.
Преданные поклонники органной музыки в Белгороде знают о содружестве трёх инструментов: орган-карильон-клавесин. В Белгородской филармонии, единственной в России, благодаря наличию органа, клавесина и карильона образовался островок исторического клавишного исполнительства, управляет которым Тимур Халиуллин.
И если в регионе уже сформировалась своя органная школа, появились первые студенты-исполнители, то не за горами и первые студенты по классу карильон и клавесин, а это значит, что концертные программы пополнятся новыми именами.
Из крупных сочинений для клавесина Тимуром Халиуллиным недавно исполнялся концерт для клавесина с оркестром Х. М. Гурецкого. В основном в репертуар на клавесине входят отдельные пьесы соло (И. С. Бах, Ф.Куперен, Г. Муффат, У.Бёрд, Ф.Дандрие) и ансамблевые номера («Магнификат» А.Вивальди, произведения Г. Ф. Телемана, И. С. Баха и др.).
«Карильону подвластна абсолютно любая музыка», — считает Тимур Халиуллин. Однако для этого инструмента необходимы качественные переложения — как собственного авторства, так и других исполнителей и композиторов. Это очень гибкий инструмент, несмотря на кажущуюся его тяжеловесность. В Белгороде на карильоне в весенне-летне-осенний период часто звучат миниатюры, зарисовки, импровизации Т. Халиуллина, а также переложения песен и народной музыки.
Будущее для органной, клавесинной и карильонной музыки в Белгороде будет зависеть от степени заинтересованности публики и самих музыкантов. На данный момент внимание к этим инструментам не обходит исполнителей стороной. В планах Тимура — подарок белгородцам — проведение фестиваля славянской музыки для органа.
Существует много произведений славянских композиторов, написанных специально для «короля музыкальных инструментов». Объединить всё это в одном фестивале можно на единственном во всём Черноземье органе. В программе будут включены ведущие органисты России и Европы, будут звучать как записанные сочинения русских композиторов, так и импровизации на русские народные темы. Кроме того, планируется масштабный карильонный концерт в Большом зале филармонии при участии солистов и коллективов филармонии, где карильон будет выполнять функцию колокольного органа.
М. В. Андрейкина,лектор-музыковед Белгородской государственной филармонии,
аспирант НИУ БелГУ
Материал издан в сборнике Второй региональной научно-практической конференции «Интеграция как базовый фактор создания и развития культурно-образовательного пространства города», состоявшейся 26—27 ноября 2015 г. в Белгороде и организованной Выставочным залом «Родина».