Органный Старый новый год в Самаре

Добавлено 22 января 2019 kirha.samara

Самарская кирха, Алексей Балашов (гобой)

Воскресное в нынешнем году 13 января выдалось в Самаре не только солнечным, но и музыкальным. Сразу две культурные площадки распахнули двери для любителей органной музыки — Евангелическо-лютеранская церковь Святого Георга г. Самары (Самарская кирха) и Храм Пресвятого Сердца Иисуса (Самарский католический костёл).

Сводчатые потоки костёла наполнились «Музыкой Рождества» — так назвала свою программу, включавшую музыку европейских композиторов XVII — XIX веков, посвящённую Рождеству, исполнитель и ведущая дипломант Международных фестивалей Виктория Гамазова. Органистка является частым гостем в Самаре и ведёт активную концертную деятельность в России. В Самаре она выступала и в кирхе, а сейчас регулярно организовывает свои музыкально-просветительские вечера в костёле.

Кирха на окончание праздничного новогоднего времени приготовила настоящий сюрприз для своих зрителей. Это была совершенно необычная встреча трёх духовых и органа. Учитывая, что орган сам по себе является клавишно-духовым инструментом и любое сочетание с его родственниками из мира духовых является беспроигрышным, концерт обещал целую палитру музыкальных красок. И зрителям были представлены не только уже полюбившиеся и, можно сказать, традиционные сочетания органа с деревянными духовыми — флейтой и гобоем, но и орган в блеске меди — в дуэте с бас-тромбоном, что само по себе уже выходит за рамки обыденного представления бас-тромбоне как оркестровом инструменте, не претендующем на роль солиста. И все это великолепие в рамках одного концерта!

Нельзя не сказать несколько слов об исполнителях, так как не часто можно в нашем городе собрать на одной сцене приезжих и местных музыкантов такого уровня. Сначала о гостях. Алексея Балашова (Москва) недаром называют Паганини гобоя — это высококлассный яркий солист и настоящий мастер своего дела. Он по праву считается лучшим учеником профессора Московской консерватории А. Ю. Уткина, неофициальное звание которого золотой гобой России. В России долгое время складывалось отношение к гобою только как к оркестровому инструменту, но Алексей — один из немногих, кому удалось сделать блестящую карьеру гобоиста-солиста. Алексей Балашов много гастролирует по России и миру, является лауреатом нескольких престижных международных конкурсов. И в этот его приезд в Самару он дал два концерта — в Самарской кирхе и в филармонии. С камерным оркестром Volga Philharmonic Алексей исполнил Концерт на темы из оперы Доницетти «Фаворитка» для гобоя с оркестром Антонио Паскулли, композитора бывшего в свое время и блестящим гобоистом. На просторах нашей страны крайне редко можно услышать солиста исполнителя на бас-тромбоне. Одним из них является выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Дипломант Международного конкурса в г. Будапешт (2016 г.) Михаил Ходош (Москва). Михаил выступал в качестве солиста и в составе ансамблей на самых престижных площадках Москвы, в том числе в Рахманиновском и малом залах Московской консерватории. Анна Лазанчина (Самара) — с успехом сочетает две свои ипостаси — концертного музыканта (флейта) и музыковеда. Она является доцентом СГИК и постоянным участником фестивалей и концертных программ в залах Самары. Анна — частый гость в зале Самарской кирхи и многим уже успела полюбиться её мягкая и выразительная манера исполнительства. Анна Карпова (Самара) — органистка Евангелическо-лютеранской церкви Св.Георга. Доцент СГИК, музыковед, руководитель концертных программ зала Самарской кирхи и постоянный их участник — в качестве лектора-конферансье или исполнителя.

Итак, музыка — три дуэта и орган соло — согласитесь, что это многообещающе?!

Уютный механический орган кирхи, на котором особенно хорошо звучит барочная музыка, в своем сольном выходе не обошелся без великого И. С. Баха — Анна Карпова исполнила две хоральные прелюдии `Nun komm, der Heiden Heiland` (BWV 659) и `Wachet auf, ruft uns die Stimme` (BWV 645), которые очень органично по своему образному строю вплетаются в праздничную тематику недавнего рождественского времени. Первая обработка хорала «Приди, язычников спаситель» — трепетное и нежное произведение, с удивительными гармониями, бесконечной мелодической линией, подёрнутое легкой печалью. Вторая — очень популярная музыка, один из, так называемых, Шюблеровских хоралов — обработка гимна «Проснитесь, голос призывает нас», где в легкую танцевальную мелодию вплетается яркое звучание солирующего голоса, образная отсылка и к притче о неразумных девах, ожидающих жениха, и ко всему миру, который представлен как самодостаточное движение танца, которое именно не прерывает, а внутри которого отчетливо звучит голос Бога, а для слушателей концерта, кстати, потрясающая возможность сравнить настоящий гобой и одноимённый регистр органа — мелодия хорала в этой прелюдии традиционно исполняется на язычковом регистре, который так и называется «гобой». Куда в празднично-рождественское время без рождественских гимнов? — орган-соло еще исполнил Вариации на рождественскую песню французского композитора К. Бальбатра, большого любителя звукоизобразительной музыки и у которого невероятно много пьес, обработок на тему рождества, которые во французской музыке так и называются — Ноэли.

Дуэт органа кирхи с флейтой действительно излюбленное сочетание наших исполнителей — Анны Карповой и Анны Лазанчиной, кстати, это очень давний творческий союз и исполнители очень хорошо чувствуют друг друга и за их плечами большой исполненный совместно репертуар. Мягкое Ариозо из концерта для клавира фа минор И. С. Баха в переложении для флейты и органа, сорвало особенно бурную овацию, но вместе с флейтой еще прозвучала и Соната для флейты и basso continuo № 4 до мажор в 4-х частях — две Анны буквально переиграли все флейтовые сонаты Баха, но для этого концерта была выбрана одна из самых праздничных. Приятным финалом концерта были три каприччио для флейты и органа чешского композитора и почти нашего современника Иржи Пауэра.

Бас-тромбон, как было отмечено выше, как правило, исключительно оркестровый инструмент, но Михаил Ходош выводит его в ранг солистов и часто выступает именно в таком качестве как на конкурсах и фестивалях, так и в концертных программах. Некоторые могли слышать его в Самаре совместно с «Волга-folk-band», а на праздничном концерте в кирхе Михаил впервые играл с органом. Очень смелое предприятие оказалось весьма удачным, надо отметить, что благодаря габаритам инструментов музыкантам было довольно сложно взаимодействовать друг с другом, но Михаил и Анна справились со своей задачей блестяще. В течение вечера прозвучали три части из фа мажорной сонаты Соната для бас-тромбона и basso continuo Т. Альбинони и известнейшая «Мелодия» К. В. Глюка. Весь зал чувствовал вибрации низких звуков меди и их сочетания с разными регистрами органа и здесь, опять же, сказалось исполнительское мастерство — необходимо было подобрать звучание органа таким образом, чтобы оба инструмента слушались гармонично и не перебивали друг друга, с чем музыканты с успехом справились.

Что сказать о золотых россыпях трелей гобоя в руках Алексей Балашова? Это просто сказка. Невероятно технично, но в то же время чрезвычайно музыкально прозвучала Соната соль минор для гобоя и basso continuo в 4-х частях Николя Шедевиля. С этим автором и этой сонатой связана почти детективная история — долгое время произведение считалось написанным А. Вивальди, так как Н. Шедевиль, чтобы больше заработать и больше распространить свою музыку выдал ее как принадлежащую перу своего более удачливого и популярного коллеги, но совсем недавно музыковеды установили-таки авторство музыки. Винченцо Беллини известен больше как оперный композитор, но у него есть и инструментальная музыка, в которой он сохраняет оперную стилистику, поэтому слушатели стали свидетелями как гобой действительно пел, разливался в руладах, играл сразу несколько ролей — женских, мужских, а орган вторил ему ненавязчивым аккомпанементом — так прозвучал Концерт для гобоя и оркестра в переложении для гобоя и органа ми-бемоль мажор.

В рождественско-новогоднее время в нынешнем году на всех мероприятиях в кирхе работал рождественский базар и все желающие могли ознакомиться с творчеством детей- и подростков-инвалидов из центра «Содружество», для которых проводят занятия при Самарской кирхе. Многие после концерта уходили не только с хорошим настроением, но и с новенькими эко-сумками ручной работы, подсвечниками, деревянными панно и подставками.

За мероприятиями в кирхе сейчас следить очень легко, благодаря группам в социальных сетях — ВКонтакте и FaceBook. Следующий концерт в зале Самарской кирхи состоится 10 февраля — нашим гостем будет лауреат международных конкурсов доцент МГК им. П. И. Чайковского Алексей ШЕВЧЕНКО.

Валерия Иванова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору