Оркестр vs. дети?

Добавлено 06 февраля 2013 muzkarta

Карельская филармония, Дмитрий Руссу (дирижер)

Задача администраторов должна состоять не в том, чтобы наполнить зал, а чтобы оживить мысли людей, внушить им, что они должны заниматься своими детьми. Не за деньги, а по убеждению. Уверен, перспективы есть. (Валерий Бобков)

Симфонический оркестр Карельской госфилармонии в Медвежьегорском ДК
© Фото: Лариса Сураева

В сезоне 2011/2012, впервые после 40-летнего перерыва, Симфонический оркестр Карельской филармонии гастролировал в Медвежьегорске с программой «Beatles навсегда!». После этих гастролей появилась идея создания абонемента специально для жителей Медвежьегорска, за что филармония благодарна руководству медвежьегорского Дома Культуры. Абонемент «Музыкальное удовольствие» открылся в октябре концертом исландской фолк-группы «Arstidir», в декабре новогодней программой порадовал ансамбль «Карелия-Брасс». Третьим же концертом абонемента стало выступление Симфонического оркестра филармонии под управлением петербургского дирижера Дмитрия Руссу. 27 января коллектив дал два концерта в зале медвежьегорского Дома Культуры: для детей — «Знакомство с оркестром» и «Вечер любимых вальсов» — для взрослых.

Днем юных слушателей и их родителей Симфонический оркестр пригласил на необычное знакомство с инструментами. В концерте прозвучала музыка современного американского композитора Джона Уильямса к кинофильмам о Гарри Поттере. Детям увлекательно рассказали об инструментах, показали ансамбли струнных, деревянных духовых, медных духовых и ударных инструментов. Над всем этим царил волшебный мир Гарри Поттера: полет совы Букли, путешествие в Школу чародейства и волшебства «Хогвартс», таинственный образ злого волшебника Воландеморта и многие другие страницы книги предстали в звучании групп и большого симфонического оркестра.

В вечерней программе были исполнены вальсы русских и зарубежных композиторов. С большой теплотой были приняты знакомые «На прекрасном голубом Дунае» И.Штрауса-сына, вальсы из балета «Щелкунчик» П.Чайковского и из музыки к повести «Метель» Г. Свиридова. Но, конечно, самые горячие аплодисменты и возгласы «Браво» раздавались после исполнения истинно «народных вальсов» — вальса А.Хачатуряна (из музыки к драме «Маскарад») и вальса М.Таривердиева из кинофильма «Ирония судьбы». Романтическое настроение «Иронии судьбы» не удержало публику в креслах: одна пожилая пара с удовольствием вальсирировала под аккомпанемент Симфонического оркестра. По окончании основной программы публика аплодировала стоя, после чего оркестр исполнил два номер на бис.

Артисты признаются: неискушенные провинциальные слушатели реагируют на музыку так живо, непосредственно, искренне, что играть для них — сплошное удовольствие. Однако неприятный осадок оставило количество юных слушателей на первом концерте, их было меньше, чем оркестрантов на сцене. В таких случаях музыканты грустно шутят: «Мы их победили».

Прокомментировать ситуацию мы попросили директора Симфонического оркестра филармонии, заслуженного артиста Карелии Валерия Бобкова.

Валерий Юрьевич Бобков
© Фото: Елена Рудина

«В нашей поездке я вижу несколько положительных моментов. Во-первых, она состоялась. Во-вторых, никто не ставил под сомнение необходимость прошедших гастролей: оркестранты ни одним словом, ни одним жестом не выразили недовольство тем, что мы теряем воскресный день… Третий положительный момент я вижу в том, что люди, которые пришли на концерт (даже если пришли с неохотой), уходили предельно радостными оттого, что они все же послушали симфоническую музыку.

Увы, на детском концерте было очень мало детей, и это печально не потому, что нам претит играть перед малочисленной аудиторией — грустно, что слишком мало детей впустили в себя Событие, которое не так часто у них случается. А родители и директора школ не задумываются, видимо, над тем, что детей нужно не только обучать компьютерному ремеслу, не только мультики смотреть, не всегда умные и полезные, но еще и музыку слушать. Мы с удовольствием сыграем и перед тремя-четырьмя детьми, если они хотят этого, что, собственно, и получилось. В зале присутствовали 40 человек, и было видно, что им интересно то, о чем рассказывают, они внимательно слушали и с удовольствием отвечали на вопросы. Если закрыть глаза, можно было предположить по диалогу, что публики, хоть и не полный зал, но, по крайней мере, его половина.

Конечно, всегда приятно, когда в зале „висят на люстрах“, аплодируют стоя, когда есть овации, цветы, бисы. Тем более что это прямо отражается на финансовой стороне поездки. Чтобы нам отправится в Медвежьегорск, мы должны сначала заработать денег здесь, в Петрозаводске, никакого дополнительного финансирования на гастроли по республике нам не выделяется. Представляете, что такое — вывезти оркестр в полном составе? Это же не ансамбль из пяти-шести человек. Нижний порог себестоимости для вывоза коллектива — 30–33 тысячи рублей. А эти деньги надо возвращать, потому что согласно государственному заданию, мы должны получить прибыль с концерта и уж точно не можем работать в убыток. Министерство культуры ставит нам в план выездные концерты, однако, не дает ни копейки на такие гастроли, видимо, не задумываясь о том, как это будет реализовано. Но все музыканты знают: есть необходимость, которая обязательно должна быть воплощена в жизнь, иначе со временем рухнет все. Здесь дело не в не отчетах перед министерством, а в особой ответственности за духовный мир человека, которую чувствует каждый музыкант.

У нас в Карелии не так много залов, куда можно было бы время от времени приезжать с Симфоническим оркестром. По пальцам можно пересчитать места, куда можно было бы съездить одним днем. Я считаю, что уж если в Медвежьегорске есть более-менее звучащий зал, вмещающий и оркестр, и достойное количество публики, то грех такое обстоятельство не использовать. По осени мы ездили в Екатеринбург. Там, к примеру, в соседних городах существуют семь площадок, которые официально объявлены филиалами главной сцены филармонии именно на основании того, что есть залы. Надо пытаться здесь следовать их примеру.

Количество детей на дневном концерте Медвежьегорска, безусловно, является самым главным отрицательным моментов этих гастролей. Но это вовсе не значит, что нужно опускать руки. Нужно дальше работать, причем работать со взрослыми. Пока люди, отвечающие за воспитание своих детей, не начнут осознанно, возможно, даже силой, тащить ребят на концерты, никакой выездной менеджер по рекламе, никакие музыканты, трубящие на площади, не изменят ситуации. Задача администраторов должна состоять не в том, чтобы наполнить зал, а чтобы оживить мысли людей, внушить им, что они должны заниматься своими детьми. Не за деньги, а по убеждению. Уверен, перспективы есть.»

Лариса Сураева, Татьяна Талицкая

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Мария Филонова, Волгоград, 07 февраля 2013:

    Подписываюсь под каждым словом

  2. guest, 06 февраля 2013:

    Огромное спасибо пресс-службе КГФ и лично Татьяне Талицкой за предоставленный материал и за его высокий уровень!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору