Камерный хор Белгородской государственной филармонии вернулся с гастрольных выступлений, прошедших в сербской столице Белград и Ниш (городе-побратиме Белгорода), а также в Твери. Главный дирижер коллектива Елена Александровна Алексеева поделилась с нами впечатлениями о том, как всё происходило.СЕРБИЯ — ВТОРОЙ ДОМ БЕЛГОРОДЦЕВ— Елена Александровна, как прошли ваши гастроли, какие впечатления?— Гастроли прошли великолепно! У нас было ощущение, что мы попали к нашим близким друзьям. Можно сказать, что мы обрели в Сербии свой второй дом: встреча была очень теплая. Когда мы проходили по улице, люди слышали русскую речь, останавливали нас и говорили: «Русия, мы вас любим!» Встречали нас очень хорошо, на всех концертах были аншлаги. Отклик у публики был потрясающим! Зрители плакали вместе с музыкой, улыбались,…Просто невероятные ощущения! После того, как в рамках первого выступления мы спели «Вера наша» на сербском языке, зал просто взорвался аплодисментами… Как нам потом рассказали, в Сербии не принято стоя приветствовать артистов, это бывает крайне редко. На всех наших концертах ПУБЛИКА СТОЯЛА! После выступления нам не давали пройти, хватали за руки… Из России, помимо хора Белгородской филармонии, выступал еще хор Московской консерватории.
СБЫЛАСЬ МЕЧТА МУЗЫКАНТА— Как было организовано ваше выступление в Сербии?— Артист камерного хора Александар Тимотич, выпускник Белгородского государственного института искусств и культуры, давно мечтал о том, чтобы мы поучаствовали в фестивале духовной музыки у него на Родине. Он приложил максимум усилий, чтобы поездка хора осуществилась, волновался, чувствуя большую ответственность. На самом деле всё сложилось прекрасно.
— Это было первое выступление вашего хора в католической церкви?Вы пели не только духовную музыку, но и сочинения других направлений?— Да, в католическом храме камерный хор Белгородской филармонии выступал впервые. Это была разножанровая музыка. Наряду с духовной музыкой мы пели песни на английском и испанском, обработки русских народных песен (в том числе песня Белгородской области «Порушка-Параня» и «Как по Дону, по Доночку»), сочинения современные — показали ту часть нашего репертуара, которая может звучать а’cappella. В католической традиции храмы используются как концертные площадки. Я достаточно много видела католических церквей, но этот храм особенный: он очень интересно оформлен, в нем практически всё украшено мозаикой, присутствуют современные изображения. Наш концерт слушал настоятель храма, он делал фото- и видеозапись нашего выступления, а потом мы имели возможность общения с ним. Концертмейстер нашего хора Михаил Суходолов в свое время обучался игре на органе, настоятель разрешил ему опробовать орган. Концерт был приурочен памяти сербского музыканта, который ушел из жизни в молодом возрасте. На первом концерте мы пели только духовную музыку. Была какая-то внутренняя сдержанность, благоговейность, трепетность…, к которой обязывает исполнение духовной музыки.
ВСЕОБЩЕЕ ЕДИНЕНИЕ ДУШ— В Сербии вы дали три концерта. В каких залах выступали?— Да, три концерта. В Сербии мы были четыре дня: состоялось два концерта в Нише и один концерт в Белграде в день нашего отлета.
Первый концерт был в рамках фестиваля «Музички эдикт» в концертном зале при храме г. Ниш. Выступало от трех до пяти коллективов в день. В предпоследний день фестиваля мы завершали программу. Каждое произведение принималось публикой с открытым сердцем. Слушали настолько проникновенно и внимательно…
На следующий день у нас был концерт в католическом костёле в Нише. Мы совершенно не ожидали, что придёт та же публика, отказавшись от прослушивания следующего фестивального дня. Действительно,
часть публики пришла послушать именно наше выступление. Программа концерта была смешанная. В этот же день было закрытие фестиваля. После того как выступили все заявленные коллективы, в том числе и хор сербского радио-телевидения, нас попросили спеть народные песни еще раз, потому что накануне, в день нашего выступления, овации не стихали очень долго. Естественно, мы не могли отказать организаторам фестиваля. Это было всеобщее единение славянских душ и не только. Каждый пел на своем языке: греки, арабы, русские, сербы…
На следующий день мы поехали в Белград, где планировался концерт в Русском доме, но он отменился — нам выпала честь выступить в самом сердце Сербии, в кафедральном соборе с потрясающей акустикой — Храме Святого Саввы, который по значимости можно сравнить с московским Храмом Христа Спасителя. Нас пришли слушать представители верхушки сербского духовенства, в том числе заместитель Патриарха Сербского Ириней. В Белграде мы пели вместе с хором арабов из Израиля, которые поют в центральном храме Иерусалима.
С КОРАБЛЯ НА БАЛ— После Сербии вы сразу поехали выступать в Тверь?— Мы прилетели в Москву и поехали в Тверь. Сутки проходили акклиматизацию. Тверь нам очень понравилась. Город с историческим прошлым, много интересных памятников архитектуры, Волга… Много храмов, роскошное здание филармонии с огромными колоннами в традициях сталинской эпохи, прекрасная акустика.
С Тверской филармонией мы сотрудничаем не первый раз. Коллеги из Твери видели и слышали нас уже второй раз (первый раз в Рязани на «Кремлевских вечерах»). Мы участвовали в праздничном мероприятии, посвященном 350-летию обретения мощей преподобного Нила Столобенского. Эти богослужения посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, была прямая трансляция из монастыря. Концерт выстраивался хозяевами мероприятия, был исторический блок, выступали детские коллективы, были представлены фольклорные песни и танцы. Был блок из четырех выступлений академических хоровых коллективов — хор Тверской, Рязанский, Данилова монастыря (малый состав) и хор Белгородской филармонии. Даже дождь не повлиял на качество исполнения. Каждый ощущал ответственность и понимание участия в мероприятии такой важности.
— Что вы исполняли?— «Благослови, Душе моя, Гопсода» Виталия Ходаша, «К Богородице прилежно» Александра Гречанинова, три номера из Литургии Святого Иоанна Златоуста Сергея Рахманинова. Всё закончилось совместным исполнением Оды Нила Столобенского. В резерве нашей программы были также обработки русских народных песен, в том числе «Вечерний звон», обработка Ф. Рубцова «Веники», часть московской программы, которую мы недавно показывали на фестивале «Московская весна A’CAPPELLA».
Музыкальный обозреватель БГФ Марина Андрейкинаbelgf.ru/
Комментарии
Юрий,Киев, 04 июля 2022:
Браво!Так держать!