П. Чайковский. А. Майков. Коронационная кантата «Москва» в контексте связи времён.

Добавлено 24 апреля 2022 Musician

Луганская академическая филармония, Донецкая государственная академическая филармония, Хабаровская краевая филармония, Роман Моисеев (дирижер), Государственное автономное учреждение культуры Республики Крым «Крымская государственная филармония», Филармония Кузбасса, Калужская филармония, Большой зал филармонии Алтайского края, Филармония Адыгеи

В начале поделюсь некоторыми воспоминаниями и мыслями, возникшими во время публикации оригинального текста Коронационной кантаты П. И. Чайковского «Москва»

Обучаясь в Академическом музыкальном училище (АМУ) при Московской консерватории (1975−1979), наш Академический хор студентов под управлением Адриана Петровича Александрова, усиленный вокалистами училища под руководством хормейстера Глеба Ивановича Савельева, который тогда вел сводные хоровые репетиции, а так же, под чутким управлением дирижёра Леонида Владимировича Николаева — руководителя симфонического оркестра училища, готовили к исполнению Кантату П. И. Чайковского…

«А эту песнь мы Глебу поем» — слышалось от некоторых из нас во время подготовки кантаты…

В 1977 году в Большом зале Московской консерватории состоялся этот незабываемый масштабный концерт хора и оркестра Музыкального училища при Московской консерватории, который запомнился мне на всю жизнь…
В связи с кантатой «Москва» вспоминается эпизод. По случаю 60-летнего юбилея нашего дорогого директора Музыкального училища при Консерватории Л. Л. Артыновой (1917−2005), по инициативе руководителя дирижерско-хорового отделения А. П. Александрова был сочинен поздравительный текст на музыку одной из частей кантаты П. И. Чайковского, готовившейся тогда к исполнению. В репетиционный зал торжественно была приглашена Лариса Леонидовна. Хор встал и под рояль было исполнено сочиненное приветствие. Звучало феерично. Запомнились слова: «Свет Ларисушка, свет Леонидовна…».

Артынова Л. Л.

Николаев Л. В.

А. П. Александров и Г. И. Савельев в училище при Московской консерватории

В дальнейшем, когда я поступил в РАМ имени Гнесиных на дирижерско-хоровое отделение в класс к В. О. Семенюку и пришел на первое занятие, то был немного озадачен. И вот почему… Профессор подошел к роялю и сыграв мелодию спросил, знаю ли я ее? Я конечно же узнал фрагмент Первой симфонии Малера. И тогда занятия начались…

В течение месяца профессор со мной много беседовал и мы репетировали в классе по дирижированию первые 10 тактов оркестрового вступления к упомянутой выше Кантате П. И. Чайковского «МОСКВА». А я все надеялся, что продирижирую первый номер «С мала ключика…» целиком.

Семенюк В. О.

Семенюк В. О. дирижирует вступительными тактами к Кантате «Москва». 1994

Я рассказал об этом еще и потому, что приехав однажды в Санкт-Петербургскую консерваторию к Е. П. Кудрявцевой (учителю В. О. Семенюка), зайдя в класс по дирижированию и представившись, сразу же оказался за роялем в качестве второго концертмейстера на занятиях одного из ее студентов…

Манускрипт Вступления к Кантате «Москва»

Как известно, вступление к Кантате П. И. Чайковского написано для ансамбля, квартета солирующих виолончелей. Это даже и не оркестр в широком его понимании, и уж тем более — не хор… Тем интересней было научиться на этом примере чувствовать ощущение «ЗВУКА В РУКЕ», что мы сейчас практически не наблюдаем. А в дальнейшем, на практике понять,

почему ОПАСНО НЕ ДОВЕРЯТЬ АНСАМБЛЮ, психологически «заковывая» оркестровые или певческие голоса в «жесткий каркас дирижёрских схем».
В. О. Семенюк в свое время окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, как дирижёр-хоровик у Е. П. Кудрявцевой (которая, кстати, хорошо отозвалась о педагогических успехах своего ученика во время нашей с ней встречи в СПб) и Новосибирскую консерваторию, как оперно-симфонический дирижёр под руководством А. М. Каца. В годы моего обучения Владимир Онуфриевич являлся дирижёром-хормейстером Московского камерного хора п/у В. Н. Минина и руководителем Академического хора Гнесинки. И однажды мне было сказано: «ФИРМУ ПОДВОДИТЬ НЕЛЬЗЯ»… Что я и сделал.

В продолжение темы

Наблюдая за современными тенденциями в развитии дирижерского ремесла и пройдя достаточно основательную школу мастеров в РАМ им. Гнесиных и в Московской консерватории замечу, что дирижировать (т.е. управлять другими) сегодня стало модным.

Действительно, медийность породила новый вид «деятелей», не расстающихся со своими гаджетами и выкладывающими в соцсетях любой «пук». Тут, как говорится: хозяин-барин… Не так часто как раньше, но все же появляются на горизонте т.н. «дирижирующие музыканты» (понятие введенное маэстро Ю. И. Симоновым), отложившие в сторону свой инструмент и взявшие в руки (часто на время) дирижерскую палочку. Мы видим различных музыкантов, создающих небольшие ансамбли почему-то с иностранными названиями. Наблюдаем, как одному и тому же человеку с чьей-то чиновничьей руки позволяется руководить несколькими оркестрами или хорами одновременно. В результате, постепенно стали исчезать неповторимый исполнительский стиль и звучание коллективов. Насколько это контрпродуктивно, даже говорить не приходится…

В системе музыкального образования происходит оптимизация дирижерского образования — объединяются различные дирижерские кафедры. Хорошо ли это? В жизнь выходит понятие «специалист» с надписью: окончил дирижерский факультет. Каждому стало казаться, что он уже дирижер (хора, народного или симфонического оркестра). К сожалению, все происходящее немного стало напоминать среднюю температуру по больнице.
На уровне предмета (не путать с факультетом) «оркестровое дирижирование» в высших и средних музыкальных учебных заведениях, как и т.н. «общее фортепиано», проходят и народники, и духовики. Некоторые играющие в оркестрах музыканты, смотря многие годы на человека, стоящим за дирижёрским пультом, подумывают так же заняться дирижированием, взяв пару уроков у известного мастера…

О дирижерско-хоровом братстве.

Хоровое и оркестровое дирижирование неразделимо связаны во всех отношениях: Кантата, Оратория, Месса, Мюзикл, Оперетта, Симфония с хором и наконец — Опера.
Дирижеры-хоровики, как наиболее образованные музыканты достаточно широкого профиля, работают не только хормейстерами, регентами, но и певцами в хорах, солистами-вокалистами в филармониях и оперных театрах, корреспондентами, ведущими концертов, музыкальными редакторами на радио и ТВ, работают в школах и детских садах, аккомпанируют на фортепиано, руководят детскими хорами и студиями, наконец — преподают в колледжах и ВУЗах. Все это позволяет наиболее доступное и распространенное в учебных заведениях дирижерско-хоровое образование.

Существует байка о том, как представлялся один уважаемый профессор, получивший симфоническое и дирижерско-хоровое образование: «Когда меня спрашивают о профессии, — говорил он, — я представляюсь громко и гордо: Я дирижер… и тихо добавляю… хоровик».

Дирижер (в данном случае) оркестра — уникальная, элитарная профессия, раскрывающаяся лишь с годами и опытом. В огромной степени — это дар генерировать и излучать энергию одновременно в оркестр и в зал.
Понятно, что в угоду времени дирижирование проходило свои этапы развития: от генерал-баса, разворота дирижера лицом к оркестру, от тяжелой палочки П. И. Чайковского, золотой эпохи Искусства дирижирования 50−80-х годов ХХ века до банальной зубочистки или отсутствия дирижерской палочки из-за неумения ею пользоваться. От фрака до рубашек.

В современном мире нельзя недооценивать значительно выросший уровень исполнительского мастерства музыкантов и оркестров, что всегда может только приветствоваться… Главным же для дирижера всегда должны оставаться воспитываемые в коллективах верность стилю, творческая узнаваемость и сохранение традиций.

Дирижерская палочка и дирижерский жезл П. И. Чайковского

И все же… По-настоящему специализированных факультетов, готовящих симфонических дирижёров в России не то, чтобы прибавилось. Да и руководителей филармоний, близких к пониманию профессии и сути функционирования сложного оркестрового коллектива, можно пересчитать по пальцам… Наблюдая за бесконечным разнообразием и скоростью современной концертной жизни в столицах и регионах, приходится отметить, что ярких, профессионально образованных дирижёров и педагогов, а также администраторов в этой сфере больше не становится. Но, так ли это на самом деле?

Обновлено 17.01.2024
Версия для печати PDF
_______

Кантата для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года по случаю коронации Его Императорского Величества Александра III. Первое исполнение кантаты состоялось в Москве 15 мая 1883 года, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника.

А. Майков и П. Чайковский

Александр III (1845−1894) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 марта 1881 года.
Проводил контрреформы, а также русификацию национальных окраин. Заключил франко-русский союз. За внешнеполитическое спокойствие при его правлении получил прозвание Миротворец. Супруга: Дагмара, дочь датского короля Кристиана IX, после перехода в православие Мария Фёдоровна. Шестеро детей. Среди них Николай Александрович, с 1894 года император Николай II

В советское время текст кантаты был «политически отредактирован"(известна редакция А. И. Машистова). Были убраны все упоминания о Боге и Царе. В таком виде произведение долгие годы издавалось, исполнялось и выходило в записях.

Картина художника Жоржа Беккера (1845−1909), изображающая Коронацию Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля. Слева от помоста виден его юный сын и наследник, цесаревич Николай.

Оригинальный текст публикуется по изданию Юргенсона.

I. Интродукция и хор

С мала ключика студеная потекла река,
с невелика зачиналась каменна Москва.
Наезжали тут князья тешиться
по темным лесам кабана травить,
в тихих заводях лебедей стрелять…
Гой, не туча в синем небе расстилается,
злы татары вал за валом по Руси валят;
не видать в дыму красна солнышка,
стоном стон стоит по лицу земли;
где не бьют людей — гонят в полоны…
Полоняночки идут, друг друга спрашивают:
«Из которой веси, из какого города?»
— «Я из Киева».
— «Я из Чернигова».
— «Я из Суздаля».
— «Из Переяслава»…
«Ты прости-прощай, мил родимый край!..»
Ты в конец ли, Господи, на Русь прогневался?
Ни пощады ей не будет, ни спасенья?
В людях рознь идёт, в князьях которы,
где ни глянь, кругом
тёмна ночь лежит непроглядная!

II. Ариозо

То не звёздочка засветилася
в непроглядной тьме,
то зажглась свеча воску
ярого в каменной Москве;
зажигал её там Святитель Пётр,
да Московский князь,
заприметили люди русские с далека её.
Ободрилися, на неё глядят,
Богу молятся,
а она горит-разгорается, светит всей Руси;
а Московский князь возвышается,
Думу думает,
Думу думает, дело делает,
не торопится!..

III. Хор

Час ударил жданный, радостный,
колокольный звон по всей Руси,
и молебны по церквам поют,
и по всей земле веселие!
Словно мутны воды вешние,
Золота Орда растаяла,
от святой Руси отхлынула!
Пронеслися тучи чёрные,
вышло солнце из-за темных туч,
засветился им московский Кремль,
золотые храмов маковки!
А в палате узорочатой
всех светлей сидит и радостней
на престоле сам Московский князь,
самодержец всея Руси,
а не ханский уже данничек.
Его ноженькой растоптана
басма ханская валяется,
и бегут толпою конюхи
выметать её на задний двор.

IV. Монолог и хор

Уж как из лесу, лесу тёмного
богатырь выезжал в поле чистое,
В поле чистое, во великий свет.
Погулять ему б да потешиться,
силой-удалью похвалятися,
Да как вышел он во великий свет,
увидали его люди Божии,
Ото всей страны от восточныя
и взмолилися, громко плачутся:
Одолели нас силы темныя,
Церкви Божьи у нас все поруганы,
Наши царства все ниспровергнуты,
царство Сербское и Иверское,
И Болгарское, и велик престол
Константинова царя города.
Ты для всех теперь, для восточных стран
Что звезда взошла вифлеемская
Во своей святой Каменной Москве!
Полюбил тебя и избрал Господь,
повязать тебе Константинов меч,
и венчаться венцом Мономаховым.
Сирых быть тебе да защитником,
Поплененных быть избавителем,
а Москве твоей есть пророчества:
Пали два Рима, третий стоит,
а четвертому не быть!

V. Ариозо

Мне ли, Господи, мне ль по силам
Ты тяжкий крест даешь?
Не достоин есмь твоея любви!
Разве ты мне дашь силу крепкую,
Умудришь меня своей мудростью!
Я ж как верный раб предаюсь тебе
И готов в огонь и во всяку скорбь,
Ибо дорог мне не земной почёт,
Не земной почёт, а Христов венец.

VI. Финал

По Руси пошёл стук и гром большой,
чтоб сковать себе броню крепкую,
броню крепкую не себе одной,
а что есть людей меж пяти морей.
Чтобы жить им всем что одна семья,
что одна семья под одним вождем,
правды божеской только ищучи
и для ближнего не жалеючи,
во спасение сложить голову
ибо выше нет, как сия любовь.
Ради славы той потрудилися
Все цари ея благоверные
и все предки твои, Царь возлюбленный,
днесь на царствие нам помазанный,
добродетельми изукрашенный,
Божьей милостью нам дарованный!

И гряди ж ты в путь,
Православный Царь!
Да великим твоим царским деланьем
И смиреньем твоим перед Господом
О тебе сердца твоих подданных да возрадуются!
И пройдет твоя далеко в людях слава!
Слава! Слава!

Слава Богу на небе, слава!
Государю нашему на земле, слава!
Государыне супруге Его, слава!
Государю Наследнику, слава!
Всему царскому дому Его, слава!
И всему Его народу, слава!
Его верным слугам, слава!
И гостям именитым, слава!
Что бы правда была на Руси
краше солнца светлого, слава!
А эту песнь мы хлебу поем, хлебу честь воздаем!
Слава!
Старым людям на утешенье,
Добрым людям на услышанье, слава!
Слава во веки веков, слава!

______
Кантата «Москва» (советский текст). АСО Московской государственной филармонии по управлением Народного артиста СССР Дмитрия Георгиевича Китаенко (кстати, в классе которого я имел честь обучаться), солисты — Народные артисты СССР Елена Васильевна Образцова и Евгений Евгеньевич Нестеренко. Академический Большой хор ЦТ и ВР под управлением Народной артистки СССР Л. В. Ермаковой.
СССР. ТРФ. 1983.
cloud.mail.ru

Дополнительно о П. И. Чайковском.

П. И. Чайковский. Партитура оперы «Пиковая дама» в серебряном окладе.
Так случилось, что моей первой постановкой в оперном театре стала как раз именно «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Дорогой для меня фолиант.

Кончина П. И. Чайковского

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору