Год тому назад ушел из жизни замечательный человек, музыкант, дирижер, директор – Александр Иванович Негоруца.
Мы учились с ним в одном ВУЗе, но близко знакомы не были – Александр Иванович был курсом старше. Наше же настоящее знакомство, переросшее затем в большую человеческую дружбу, произошло уже в Санкт-Петербурге в 1985 году. Александр Иванович руководил оркестром Высшего военно-морского училища радиоэлектроники имени А.С. Попова, меня только назначили военным дирижером Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского.
Наше творческое содружество началось в 1987 году, когда старший военный дирижер Ленинградской военно-морской базы, заслуженный работник культуры РСФСР майор Владимир Михайлович Ратнер сформировал сводный военно-морской оркестр для выступлений в военно-морских учебных заведениях и частях военно-морской базы. В этот оркестр были включены лучшие музыканты из всех морских оркестров города, а репетиции проходили в оркестре Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. Каждый военный дирижер (а нас тогда было семеро – в Училище им. Ленинского комсомола дирижера не было) должен был выступить с полной концертной программой перед офицерами и курсантами своего ВУЗа. Таким образом, все мы были полностью вовлечены в творческий процесс. Однако на деле вышло не совсем так, как задумал Владимир Михайлович. Военные дирижеры Училищ им.Фрунзе, Ленина и кронштадтского оркестра хоть и принимали участие в репетициях, но от дирижирования концертами на своих площадках уклонились, и эти программы мы делили их на троих с В.М. Ратнером и А.И. Негоруцей. Для нас с Александром это был первый опыт серьезной большой концертной работы с таким, как мне тогда казалось, шикарным оркестром. Это действительно был очень хороший оркестр и очень сильный и профессиональный худрук – В.М. Ратнер.
В следующем году сводный оркестр не собирался, а через год претерпел изменение – в него теперь входили музыканты только трех оркестров: Военно-морской академии, Училища им. Попова и Училища им. Дзержинского. В таком составе сводный оркестр проработал до 1991 года. И с этим коллективом связана уже новая страница истории – циклы концертов в Капелле.
Весной 1989 года директор зала Капеллы имени М.И. Глинки Раиса Герасимовна предложила мне сделать в предстоящем концертном сезоне 1989-1990 цикл концертов в рамках одного абонемента. Это было достаточно рискованно с точки зрения военной организации, поэтому я предложил четыре отдельных концерта, не связанных абонементными обязательствами. Программа была утверждена и первый концерт должен был состояться в декабре. Затем, соответственно в январе, феврале и марте по одному концерту.
Тут, как назло, летом выходит постановлении правительства СССР – вернуть всех студентов, которые в то время были призваны на срочную службу, в свои ВУЗы, т.е. досрочно уволить их в запас. Это популистское решение правительства полностью выбило наши оркестры из колеи. В то время у нас проходили срочную службу великолепные молодые музыканты – студенты Санкт-Петербургской консерватории. С ними нам пришлось расстаться. Выполнить обязательства перед Капеллой своими силами я не мог. Вот тут я и обратился к Александру Негоруце с предложением сделать сводный оркестр «на троих» и провести концерты в Капелле совместными усилиями. Александр согласился сразу. Но нужно было еще уговорить В.М.Ратнера – было сомнение, согласится ли он на такую продолжительную и ответственную работу. Но, к счастью, Владимир Михайлович нас поддержал и возглавил это благое начинание.
Репетировали на нашей базе в Училище Дзержинского. Тогда у нас была большая хорошая студия, которую командование Училища выделило оркестру в 1987 году. До сих пор вспоминаю с теплотой эти репетиции. Первая программа называлась «Музыка старого Павловска» и включала в себя русскую классику – Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков. Вот тут-то мы с Александром по-настоящему и сдружились. Программа была разделена между тремя дирижерами, и, хотя каждый репетировал с оркестром только «свои пьесы», все мы присутствовали на репетициях друг друга и потом, уже по окончании все обсуждали между собой. Но нам с Александром этого времени не хватало и мы по вечерам еще постоянно созванивались и часам обсуждали все детали наших репетиций. Нужно сказать, что огромную помощь в подготовке наших программ оказал нам Валерий Ильич Мальгин, который не только оркестровал для сводного оркестра многие пьесы, но и часто приезжал на репетиции. Он обладал поистине «рентгеновским» слухом и огромной музыкальной эрудицией.
Первый капельский концерт прошел с триумфальным успехом. Зал был переполнен, и публика выражала просто необычайный восторг. Естественно – подобных концертов тогда в обиходе не было. Это нас вдохновило, и мы сразу приступили к подготовке следующего концерта.
Не следует забывать, что работа сводного оркестра была сопряжена с определенными трудностями. Наша повседневная рутинная служба в своих ВУЗах – построения и разводы не отменялась. Особенно трудно было музыкантам ВМУРЭ им. Попова – им приходилось приезжать к нам в Дзержинку на репетиции из Петергофа, и после снова возвращаться к себе в училище. Но нас тогда объединял невероятный энтузиазм.
Так прошел первый капельский сезон, а за ним второй. Наш сводный оркестр здорово сыгрался и звучал очень профессионально, что отмечали многие профессора консерватории. В этом заслуга, конечно, нашего шефа – худрука сводного оркестра Владимира Михайловича Ратнера, который был не только жестким и бескомпромиссным офицером, но и тонким, чутким музыкантом, во многом повлиявшим на наше с Александром творческое становление как дирижеров.
В следующих сезонах, устранив потери Рыжковского постановления о студентах, мы начали выступать на сцене Капеллы со своими коллективами уже с самостоятельными концертами. Но сводный оркестр собирали один-два раза в год по особо торжественным случаям.
В 1996 году наш сводный оркестр впервые выступил на эстраде Большого зала Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Это был большой праздничный концерт, посвященный трехсотлетию Российского Флота. Владимир Михайлович в нем уже не участвовал. После инфаркта летом 1991 года от уволился в отставку и стал директором музыкальной школы №1 на Садовой улице. Он нам оказывал консультационно-дружескую поддержку. В этом праздничном концерте принимал участие дирижер Королевской Морской Пехоты Великобритании капитан Тэд Уиллинг и два шотландских волынщика. Еще этот концерт памятен первым исполнением Поэмы для духового оркестра «Океан» Владислава Панченко, которая была встречена буквально на «Ура». Затем мы с Александром ежегодно проводили концерты сводного оркестра в Большом зале Филармонии.
В 2005 году Александр Иванович (уже подполковник и заслуженный артист России) неожиданно покидает пост начальника оркестра Военно-морской академии, который занимал с 1992 года, увольняется в запас и начинает новую карьеру директора детской музыкальной школы имени А.П. Петрова, а с марта 2007 года назначается директором Санкт-Петербургского лицея Комитета по культуре.
Александр Иванович был человеком редкой души. У него был свой внутренний «камертон», которому он неотступно следовал. Он был не просто честный и порядочный человек. Он был невероятно честный и порядочный. Очень чистый и правильный. Это, кстати, его слово. Если что-то проходило в жизни, службе, или стране не как, как требовал его «камертон», он всегда говорил: «Это не правильно». И сам всегда поступал только правильно.
Он очень любил детей и проявлял совершенно фантастическую заботу о музыкантских воспитанниках и матросах оркестра. Они платили ему взаимной любовью и трепетным уважением. Однажды, мы договорились обсудить наши новые творческие планы. Я приехал к нему в академию уже довольно поздно – часов так в девятнадцать. Сидим, работаем. Около девяти часов вечера в кабинет стучится дежурный матрос: «Товарищ подполковник, Вы сегодня не обедали и не ужинали. Мы Вам приготовили поесть». Этот «доклад» произвел на меня сильное впечатление. Такое внимание со стороны матросов – показатель не простого уважения. Думаю, что они его боготворили. Что говорить, матросы и, особенно, воспитанники оркестра, доставляют дирижеру много хлопот совсем не творческого порядка. Все их житейские и служебные проблемы решал Александр Иванович. И за долгую службу всякое бывало. Но никогда он своих подчиненных не бросал, а наоборот, даже в самых невероятных перипетиях умудрялся их вытаскивать их проблем и ставить на путь истинный.
Став директором музыкальной школы, он с головой погрузился в этот омут неблагодарной, в первую очередь административно-хозяйственной работы. Крыша, окна, пожарная безопасность, ремонт, закупка музыкальных инструментов, учебный процесс и так далее и так далее. Он отдавался этому целиком. Благодаря его инициативе и безграничным усилиям музыкальная школа получает почетное наименование – имени Андрея Павловича Петрова, с которым, надо сказать, Александр Иванович был не просто знаком, а неоднократно проводил концерты из произведений композитора. Андрей Павлович его очень любил.
В 2007 году Александр Иванович, как лучший директор, получает назначение в Лицей Комитета по культуре. Новая должность сопряжена с огромной ответственностью и нагрузками. Он прекрасно справляется. И вот, год тому назад, 19 декабря, в день Святителя Николая приезжает на совещание в Комитет по культуре и там скоропостижно умирает. Ему было всего 52 года.
Этот короткий очерк – лишь несколько слов о Большом Человеке. За рамками осталось много сюжетов: и его блестящая работа со своими коллективами, и лауреатство во Всеармейском и других конкурсах военных оркестров. И наша приватная дружба, встречи, рыбалки и так далее. Можно вспоминать и вспоминать.
***
20 декабря 2013 в концертном зале Санкт-Петербургской академической Капеллы состоится памятный концерт, посвященный, Человеку, Другу, Дирижеру, Моряку. В нем примут участие два коллектива – оркестр Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, который исполнит программу первого отделения и Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы, который присоединится во втором отделении в традициях сводного оркестра, с которым Александр Иванович так любил работать.
Мы приглашаем на концерт всех, кто любит музыку, кто знал или не знал Александра Ивановича. Наш концерт носит благотворительный характер. Вырученные от концерта средства будут переданы на сооружение памятника Александру Ивановичу. Поэтому, покупая билет на наш концерт, Вы вносите в это свой посильный вклад.
Начало концерта в 19 часов.
Анонс и
афиша концерта.
А.А. Карабанов
Комментарии
Vasily Ioshin, 21 декабря 2015:
Подписываюсь под каждым словом.Я благодарен судьбе за то,что мне посчастливилось в течение 11лет служить вместе с этим прекрасным человеком-Александром Ивановичем Негоруцей в Военно-Морской Академии им.Н.Г. Кузнецова.Более умного,порядочного,честного,воспитанного,обязательного человека,высочайшего профессионала своего дела я не встречал.Светлая и вечная память сослуживцу и другу Александру Ивановичу Негоруце...