Perpetuum mobile Тимура Халиуллина

Добавлено 26 ноября 2013 Олеся Фиалко

Харьковская филармония, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олеся Фиалко, Органный зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Михаил Пидручный (панфлейта, флейта)

Статья написана для портала "Афишка" www.afishka31.ru
Автор - Олеся Фиалко

Невозможность существования Perpetuum mobile — вечного двигателя — кажется не такой очевидной, когда хозяин белгородского органа Тимур Халиуллин раскладывает перед тобой программки уже состоявшихся концертов, рассказывает о планах на будущие выступления и параллельно выясняет время и место для своей тренировки на роликовых коньках…


…успевая между делом поинтересоваться: какой сорт чая предпочитает его гость? Последняя наша беседа была о чтении стихов на украинском языке в Сумах, покорении Харькова и испытании для органных ботинок.


Ноябрь 2013 года отметился в личном календаре Тимура Халиуллина как месяц важных и значимых концертов. Третьего ноября органист выступил на ежегодном престижном Bach-fest’е в Сумах, двенадцатого «отметился» с концертом в Харьковской филармонии, и завершил ноябрь блестящей программой «Виртуозная педаль» в Органном зале филармонии Белгорода.

Международный музыкальный фестиваль Bach-fest в Сумах в этом году прошёл в 18-й раз, а для Тимура Халиуллина стал вторым. В прошлом концертном сезоне белгородский органист был приглашён на фестиваль в Сумах заменить не сумевшего вырваться на выступление Александра Князева.


Представив сумчанам грандиозную программу «Вечер органной токкаты», молодой белгородский исполнитель окончательно покорил зрителей и организаторов фестиваля… чтением украинских стихов на языке оригинала! Организатор Bach-fest’а, музыкант и выдающийся музыкально-общественный деятель в Сумах Орест Коваль, узнав, что Тимур увлекается изучением украинского языка (именно в то время начались творческие контакты органиста с Украиной) прямо во время концерта попросил Тимура обратиться к зрителям на украинской мове! На что невозмутимый органист Белгородской филармонии ответил чтением стихотворения Василя Симоненко.

В этом году на Bach-fest’e Тимур Халиуллин представил сложную программу из сочинений И. С. Баха, Дж. Фрескобальди и Ф. Листа, увенчав её блестящим «Полетом шмеля» (по-украински название звучит как «Полiт джмеля») Н. Римского-Корсакова в собственном переложении для солирующей педали.


Ноябрьская поездка в Сумы запомнилась белгородскому органисту прекрасной организацией фестиваля (Bach-fest считается одним из самых хорошо организованных мероприятий подобного рода) и более тесным знакомством с инициатором Bach-fest’а Орестом Ковалем, который подсказал Тимуру некоторые тонкости обращения с клавесином.


Оказалось, в филармониях Сум и Белгорода находятся клавесины одной и той же фирмы (Голландия, Харлем), и Орест Романович, будучи органным и клавесинным мастером и знатоком этих старинных инструментов, поделился с Тимуром некоторыми секретами, благодаря которым белгородский клавесин стал звучать ещё более насыщенно и напевно. Стоит напомнить, что первый концерт клавесинной музыки мы ожидаем уже в январе будущего года.

Выступление в Харькове также стало для Тимура Халиуллина вторым в этом городе. В этот раз белгородский органист представил харьковским любителям музыки совместную программу с Михаилом Пидручным (сопилка, испанская и китайская волынки) и Кареном Вирабяном (дудук). Белгородские музыканты исполнили вариант программы «Орган и музыка народов мира», представленной с оглушительным успехом в Белгороде в апреле прошлого концертного сезона и показанной в сокращённой телеверсии каналом «Мир Белогорья».


И, наконец, ноябрь неутомимого органиста завершился вчера, 25 ноября, концертом «Виртуозная педаль», ставшим новой блестящей находкой Тимура Халиуллина.


Обращение органиста к органной педали и всегда особое внимание исполнителя к ней, по-видимому, — следствие сразу двух фактов. Первый связан с темой работы на получение магистерской степени, которую Тимур защитил этим летом в Санкт-Петербурге — «Педальное соло как специфическое средство выразительности в органной музыке», а второй факт относится к необычному увлечению молодого музыканта роликами.


Хотя необычным это увлечение уже не называют те органисты, которых Тимур Халиуллин познакомил с упражнениями на роликовых коньках для развития педальной техники! Ведь ничто так не укрепляет ноги органиста, не развивает их ловкость и выносливость, как роллерный спорт. И яркий пример тому — блестящее выступление Тимура с новой программой.


В полуторачасовом концерте органист представил слушателям всю палитру возможностей и красок не только органной педали — главной героини вечера, но и свою недюжинную выдержку и физическую подготовку, фактически не вставив в сложную программу ни одного номера без развернутой партии на ножной клавиатуре.

Белгородские слушатели получили возможность проследить эволюцию органной педали от сочинений И. С. Баха и Дж. Фрескобальди до современных пьес для солирующей педали Д. Григоруцэ и Г. Комракова, пронизанных современными ритмами и интонациями и создающих для органной педали новые амплуа — ударной установки или рок-гитары. Прозвучала в программе и Токката для педали-соло самого Т. Халиуллина, сочиненная как иллюстрация выводов его магистерской работы.


Приятно отметить и привлечение к концерту студенток Белгородского музыкального колледжа Надежды Васиуллиной и Елены Малевой, обучающихся искусству игры на органе и украсивших концерт совместным с Тимуром Халиуллиным исполнением двух пьес в 4 ноги («Подражание карильону» Ш. Алькана и Попурри из вальсов Й. Штрауса-сына).


К ноябрьским достижениям Тимура Халиуллина стоит отнести и еженедельные карильонные выступления на Соборной площади Белгорода, тем более что с этого месяца вместе с карильоном на площади «выступает» волынка (Никита Кобзарь), внося в звучание колоколов непередаваемую атмосферу средневекового города.


А сам Тимур Халиуллин, подводя итоги уходящего ноября, особенно порадовался наконец-то завершенной реконструкции системы климат-контроля Органного зала филармонии, благодаря которой белгородский орган вновь находится в комфортных для него условиях, а значит ничто не отвлекает Тимура Халиуллина от его Perpetuum mobile...

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Аноним, 26 ноября 2013:

    "И, наконец, ноябрь неутомимого органиста завершился вчера, 25 ноября..." А (компот?))) как же обещанный Концерт для учителей Белгорода 27 ноября???

    • Олеся Фиалко, 26 ноября 2013:

      Тимур, ты умолчал о завтрашнем концерте???

    • muzkarta, 26 ноября 2013:

      muzk.info 16 ноября добавлена, уехала вниз, подняли редактированием :) (Upd: найти можно еще так: закладка Афиша > Календарь > Ноябрь > 27, сама так нашла :)

    • Тимур Халиуллин, 26 ноября 2013:

      Да! Я помню, что добавлял! ))) Ноябрь ещё не закончился! Ещё и сегодня был концерт для для работников, сделавших нашему органному залу новенькую систему климат-контроля! )) Но сегодняшнюю афишу я уже просто не успел добавить. Я уж не успеваю

  2. muzkarta, 26 ноября 2013:

    Крепко, спасибо! "ноябрь неутомимого органиста" - смеюсь, Олеся :).
    В.

  3. Тимур Халиуллин, 26 ноября 2013:

    Огромное спасибо, Олеся!!! Это великолепная статья!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору