«Последняя миля» самарских музыкантов

Добавлено 01 октября 2015

Инга Майорова, Самарская филармония

1 октября — День музыки. Международный. Одно время он совпадал в нашей стране еще с двумя днями: пожилого человека и учителя. Музыканты грустно шутили: «день пожилого учителя музыки». Потом учителей передвинули на другую дату, а о том, что в академических концертных залах основной слушатель пожилой, шутить никому не захотелось.

Итак, День музыки. Москва дает какое-то дикое количество бесплатных классических концертов по всему городу, Новосибирск проводит феерическую ночь музыки, В Питере — многочасовой марафон на площади Искусств, в Башкирии — приношение композитору Свиридову сразу на нескольких площадках, по всей стране концерты, фестивали, акции… Главными героями праздника везде стали музыканты. Обычные, рядовые местные музыканты. Когда же еще им быть героями, как не в День музыки? Когда еще их благодарить за то, что тянут к людям невидимые провода от мирового хранилища музыки?

У компьютерщиков есть термин «последняя миля».

Это когда в телекоммуникации есть все: оборудование, технологии, каналы, а на последнем этапе доставки, примитивно говоря, на входе интернета в квартиру — возникает проблема. В мире интернет есть, а у конкретного человека его нет. Сейчас эта проблема практически решена. Но она оказалась актуальной совсем в иной сфере — в классической музыке.

Артист оркестра, солист, концертмейстер, педагог — кем бы ни был музыкант в точке приложения «последней мили» к человеку — он всегда имеет за плечами непростой и длинный путь посвящения. Вот в детском саду воспитатель говорит маме: у вашего ребенка способности, вам в музыкальную школу. А в музыкальную школу приходят иногда и играют солисты местной филармонии. Десятилетняя пианистка с восторгом смотрит на белоснежные манишки и лаковые туфли, внимает рассказу о маленьком Моцарте, слушает его сонаты.

Из музшколы сильнейшие идут в училище. Начинают с акцентом одеваться, шарфы, ботинки, стоят на остановке с партитурой, водят пальцем, мычат под нос ноту «соль» малой октавы. Бегают по ученическому билету на входные места в филармонию, опять влюбляются в манишки и лаковые туфли… Спорят, у кого богаче звук: у первого кларнета или у гобоя.

И вновь селекция. Лучшие попали через сито в консерваторию. По студенческому билету ездят в плацкарте на выходные в Москву, ломятся в БЗК, теряя пуговицы, в свою филармонию ходят на уроки к педагогам-совместителям, собирают записи, ноты, программки концертов с корявыми автографами из одной буквы. Полыхая лицом, дают первые уроки, играют первые соло.

И вот работа. Мало денег. Много халтур. Ученики разные. Есть ого-го, но больше ой-ой-ой. Концертов не дают. Коллеги злословят. Все меньше музыки, все больше отчаяния. Один ушел в бизнес, другой таксует, третий свалил и там кажется счастлив. А местный музыкант сидит на месте, играет, дует, скрипит, учит — тащит эту последнюю милю к людям из последних сил. Новое время говорит: так, никаких брамсов-шмамсов, давай шлягеры. Лучше ретро. Для пожилых. Аббу там сбацай, пинкфлойд на худой конец, для среднего поколения, с бабосиками.

Нет в зале филармонии больше студентов по студенческим, нет сольных концертов, в музыкальных школах играть не зовут, в города области играть не зовут. В городах области говорят: да у нас приезжают из вашей филармонии спектакли про заек и мишек, норм! Нам все равно Моцарта не надо. И Шуберта не надо. А уж Скрябина подавно. Менеджеры филармонии на коленях стоят: ну зачем вам классика? Давайте народную музыку, кино, типа джаз, песочное шоу вон людям нравится… шампанское в студию, пистолет также воодушевляет публику.

И музыкант опускает скрипку. Крышку рояля. И кларнет опускает. И палочки литавр. Музыкант спрашивает государство: ну и зачем ты меня двадцать лет учило? Зачем я отличаю торжествующую двойную доминанту от печальной шестой ступени? К чему мне знание трагической судьбы и волшебной песни Шумана? Чтобы я зайчиком наряжался и из пистолета стрелял?

Дорогое государство. Сегодня День музыки. Ну, это уже стыдно говорить, как она нужна людям. Нужна — и все. Классика нужна. Брамс. Шостакович. Шнитке. Эту музыку тянут к людям музыканты. Они стоят там, на последней миле. Давай, государство, скажем им за это спасибо. И надо им дать тянуть эти провода. Именно эти провода. Местным музыкантам надо дать играть классику в школах, в нарядных новых ДК, в сельских библиотеках, на сцене филармонии не только в оркестре, но в ансамблях! Ах, какие прекрасные ансамбли насочиняли композиторы для мира! Но как мало они звучат в Самаре. Это не правильно, государство. Я верю: ты немного подумаешь — и они зазвучат.

С днем Музыки!

Инга Майорова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. лично, 03 ноября 2015:

    Про музыку это еще нормально написано, а что происходит в изобразительном искусстве (живопись, графика, а про скульптуру совсем нужно молчать). Там средний возраст педагога за пенсионный. И заниматься всем этим можно только если ты фонат, или просто гений. Очень давно мне сказали когда нибудь государство вспомнит - "Где эти недобитые временем и обстоятельствами деятели культуры", и тогда начнется возрождение Феникса.

  2. Воронеж на проводе, 18 октября 2015:

    minkult.info

  3. Вадим.Самара, 08 октября 2015:

    Музыканты,как и все артисты всегда были в сфере обслуживания публики,а настоящими ценителями были или сами музыканты или их коллеги.Раз уж вы не эстрада.то не надо требовать аншлага и высоких заработков.Кто заказывает, тот и платит.

    • Артист, 08 октября 2015:

      Вадим,вот из-за таких "экспертов",как ты,у нас в стране скоро совсем не останется классических музыкантов.К твоему сведению,"заказывает",т.е. платит,государство.И платит настолько мало,что в музыку уже никто не идёт.

    • inga-majorova, 08 октября 2015:

      Уважаемый Вадим, спасибо за мнение. Один мой знакомый чиновник от культуры называл артистов "обезьянами": "Что там у нас? Концертная программа? Кого из обезьян звать?". Надеюсь, Вы не он. Если же по делу - Ваша позиция ясна. А как быть с государственной задачей сохранения и популяризации культурного наследия, в том числе музыкального? Или это направление расходов госбюджета, формируемого налогами всех россиян, Вы тоже относите к сфере услуг? Условно говоря, к прачечной? Мне просто интересно.

    • Вадим.Куйбышев, 09 октября 2015:

      Инга.я же не чиновник.Конечно.мне хотелось бы.что бы вам всем платили по сто миллионов рублей,но чиновники всегда скажут,что есть более насущные проблемы и денег на всех не хватает.Ищите спонсоров,меценатов и прекратите плакаться.То,что нужно культуре решат и без вас в министерстве.А вы тут в Самаре думаете на самом деле только о своём благополучие .Ищите себе халтуру и научитесь по настоящему трудиться.

    • inga-majorova, 09 октября 2015:

      Вадим. Боюсь, вы не очень понимаете, о чем речь. Дело совсем не в том, что "мало платят". И не в личном благополучии. Тут как раз у музыкантов дела обстоят вовсе не катастрофично. Мы умеем работать, и если бы вы профессионально освоили хоть один музыкальный инструмент или стали настоящим специалистом в музыке - вы бы знали, какого труда это стоит. Гораздо важнее то, как нерационально и бесполезно для общества расходуется этот богатейший ресурс, когда вместо классики репертуар без всякого учета мнения музыкантов, а зачастую даже намеренно вопреки ему заменяется музыкальным поп-корном ради сиюминутной материальной выгоды. Если классическая музыка не нужна вам - это как раз самый наглядный результат многолетнего вымывания классического репертуара из вашего слухового восприятия. Скажите пожалуйста, когда и какое классическое музыкальное произведение вы слышали в последний раз? В чьем исполнении?

    • Вад.Самарканд, 09 октября 2015:

      Всё ,что вы тут пытаетесь обсуждать похоже на пьяный спор за праздничным столом.Вы никогда не создадите идеального человека и сами вы идеалами не являетесь.И не причисляйте себя в касте священных просветителей и спасителей мира. Вот тут по ссылке видеоиллюстрация www.youtube.com

    • слушатель, 09 октября 2015:

      Инга,вымывание началось в 90-е годы,когда из-за катастрофического финансирования уехал за границу огромный пласт высокопрофессиональных музыкантов.Уровень преподавания в консерваториях резко снизился,уровень оркестров,в основном,тоже. Учиться тяжело и долго,в итоге зарплата 16-18 тыс(вы считаете это неплохо?).Дети не идут в муз.училища. Плюс компьютеризация школьников уводит их от чтения книг и слушания классической музыки. Филармония же вместо того,чтобы пропагандировать музыку,дублирует то ли ТЮЗ,то ли кукольный театр.Что делать?

    • inga-majorova, 09 октября 2015:

      слушатель, спасибо за поддержку. Думаю, как раз Вадим и относится к поколению, выросшему в условиях тотального разрушения учреждений академического музыкального искусства. Вы подтверждаете все, о чем я написала. Вот только насчет зарплаты - я не писала "неплохо", я написала "не катастрофично". Да, музыканты вынуждены совмещать по две, а то и по три работы. Редко кто живет на одну зарплату. Я в курсе.

      На вопрос "что делать?" ответила в статье: долбить государственные структуры, объясняя, что повсеместное уничтожение классической музыки скажется на будущих поколениях так же фатально, как раздавленная бабочка из рассказа Бредбери. Собирать единомышленников внутри филармонии, выносить вопросы репертуарной политики на общие собрания коллектива. Я так думаю. Хотя понимаю, что это путь очень трудный и практически бесперспективный. Но ведь надо что-то делать, нет?

    • В. Ф., 09 октября 2015:

      Вадим, "фи" - вам.

      За свою жизнь убедилась в следующем: нынешние слушатели - это все те, кто с детства, при помощи ДМШ и филармоний (а какое было радио в СССР!), слушали классику. Не "искусство нужно только пенсионерам", а нынешние люди среднего и старшего возраста оказались последними детьми, в которых воспитывали любовь и интерес к искусству.

      Вадим же по сути выражает презрение неучей к образованию и академической культуре. Презрение, которое после развала СССР стало свойственно и властям, потерявшим пиетет перед тем, что им непонятно и недоступно (в силу того, что многие из них приехали в города в позднем возрасте, и их мамы не водили в филармонию, да и ДМШ были не во всех деревнях).

      А пиетет проявился только к "какой_молодец_зарабатывает!". Это влияние постсоветской примитивной демократизации и западной философии успеха, единственным критерием которого стали деньги.

      Сейчас мы живем в кошмарном коктейле из православного стиля царской Руси + идеологии СССР + прозападной схемы бизнеса (с бесконечными маркетологами, пиарщиками и прочими "специалистами" по пустоте). Очень жалко нашу страну. Эклектику такого рода выдержать обществу невыносимо сложно.

      Поэтому Инга права. Пока власть не устыдится своей темноты ("Вы все были отличниками, а стали никем. Я был троечник, а стал богатый и влиятельный. Кто-на-что-учился!"), все будет печально.

      Конечно, пройдет и это, будущие поколения застанут лучшие времена. Но хотелось бы уже сейчас делать первые шаги. Не пытаться "заманить" в залы молодежь "хитами из смартфона" и лазерными шоу, а разверуть масштабную и систематизированную деятельность в детских садах, школах, на телевидении(!) по образованию детей. Только так. Детей. Через 10 лет уже молодежь и будет в залах.

  4. Артист, 08 октября 2015:

    Наш оркестр превратили в тапёров и халтурщиков оба дирижёра и менеджмент.Там где деньги правят бал-музыке не место.

  5. Оргкомитет, 03 октября 2015:

    Правда нашей жизни. Горько смотреть, как молодёжь уходит в другую сферу, они не хотят терпеть всё то, о чём идёт речь в статье. Средний возраст педагогов в ДМШ, ДШИ, колледжах, в камерных и симфонических оркестрах становится всё более значительным Старшее поколение продолжает служить ей, МУЗЫКЕ, не смотря ни на что... Хочется верить, что государство обратит внимание на проблемы не только музыкантов, а общества, в целом. Спасибо автору.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору