Проклятый апостол оказался на высоте.
Добавлено 18 февраля 2015 bso.burov
Борис Буров, Концертный зал Мариинского театра, Роман Леонтьев (дирижер)
В Санкт-Петербурге, в Концертном зале Мариинского театра, 13 февраля 2015 состоялась мировая премьера оперы Петра Геккера «Проклятый апостол».
На фоне последних премьер Мариинского театра с начала 2015 года, это исполнение оказалось, пожалуй, наиболее интересным с точки зрения музыкальной драматургии и цельности. Оркестр звучал фантастически, благодаря дирижеру Роману Леонтьеву. Солисты и хор подготовились к исполнению безупречно.
Самым интересным и захватывающим стало раскрытие внутреннего мира главного персонажа Иуды исполнителем партии Борисом Пинхасовичем.
Замечательная солистка Екатерина Шиманович поразила своим мощным голосом, глубоким проникновением в суть персонажа-Марии Магдалины.
Остальные солисты, участвующие в эпизодах, выступили на высоком профессиональном уровне Мариинского театра.
Большое впечатление произвел детский хор мальчиков Вадима Пчелкина.
Авторы: Петр Геккер (композитор) и Юрий Димитрин (либреттист) взялись за осуществление сложного замысла — показать страшные психологические мучения главного героя сюжета — Иуды Искариота, в этом, собственно, и заключен главный конфликт. Оркестр в эпизодах, связанных с участием Иуды, невероятно богат, даже страшен. Оркестровка точно отражает искаженность внутреннего мира главного героя.
Гармонии невероятно диссонатны, резки и неблагозвучны.
В то же время, в музыке оперы много красивейших мест.
Великолепный дуэт Иуды и Марии «Как прекрасна женщина», оркестрован на 6 солистов оркестра: флейта-пикколо, гобой, валторна, арфа, 2 редких ударных инструмента и контрабас. Эта музыка необычна во всем от начала и до конца. Но у слушателей не возникает чувства длинноты, т. к. чувства героев уходят в вечность.
В опере много жанровых эпизодов, основанных на еврейских национальных мотивах. Но еврейские интонации проникают не только в жанровые эпизоды, но и в номера солистов.
Хор тесно связан с толпой — противников и сторонников Иисуса. Средствами хора решены моменты возвышающих молитв, изображение Иисуса, ад.
В оркестре широко использованы соло разных групп инструментов, редко звучащих в сольном качестве: бас.кларнет, контрафагот, туба.
Два эпитета особенно напрашиваются для оценки музыки и исполнения: глубоко и грандиозно. Вся мощь солистов, хора, оркестра буквально обрушивается на зрителей лавиной. Но удивительно, что слышно каждое слово абсолютно отчетливо, можно не смотреть на титры.
Высочайшее качество исполнения полностью соответствовало замыслу композитора. Публика внимательно и жадно ловила каждый новый поворот сюжета и музыкальной фразы.
Музыка оказалась настолько зримой, что почти у всех присутствующих стали возникать картины возможной постановки. Но, как и в хорошей книге, материал должен отлежаться, хотя, было бы неплохо увидеть постановку, например, на ближайшем фестивале Мариинки.
Борис Буров
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal