Возвращение утраченного шедевра — баллады
«Ленора» — стало уникальным культурным открытием XXI века, как для России, так и для всего мира.
Около десяти лет назад в одной из частных коллекций Санкт-Петербурга был обнаружен рукописный клавир баллады XVIII века, опознанный историками как антикварный документ, принадлежащий членам не одной царской семьи. Документ, породивший целое исследование и выросший в успешный культурно-исторический проект — «Ленора. Возрождение баллады»…
Баллада
«Ленора», обладающая глубоким философским смыслом, заключенным в идеальную художественную форму, была создана в 1773 году немецким поэтом — Готфридом Августом Бюргером (1747−1794) и положена на музыку в 1797 году немецким композитором — Иоганном Рудольфом Цумштегом (1760−1802).
«Ленора» после своего создания была несказанно популярна в Германии и неоднократно ставилась при дворе прусского короля Фридриха Вильгельма III (1770−1840). Его дочь, Шарлотта Прусская (1798−1860), вышедшая замуж за великого князя Николая Павловича, впоследствии императора Николая I (1796−1855) и, принявшая православие, получив при этом имя Александры Федоровны Романовой, привезла рукопись в Россию.
Постановка музыкального произведения, которое перевел на русский язык великий поэт Василий Андреевич Жуковский (1783−1852), должна была состояться при Императорском дворе России, но по объективным причинам не случилась.
Подарил вторую жизнь и новое звучание редкому музыкальному произведению в жанре романтизма — Грайр Грайрович Ханеданьян — известный композитор, талантливый художник, прославленный оперный певец, народный артист Украины, Узбекистана и Северной Осетии-Алании, а также педагог Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
Грайр Ханеданьян не только создал оркестровку клавира, но и написал яркий цикл картин, связанных с балладой, что говорит о глобальном погружении автора в творческий созидательный процесс, посвященный «Леноре».
"Ленора" - это играющая на струнах человеческих душ, волнующе прекрасная музыкальная история о том, что в мире, где существует добро и зло, свет и тьма единственный путь к победе над обстоятельствами и над собой — это вера и любовь.
Сюжетная линия и сам ритм повествования создают мистический колорит, призывающий к иррациональному началу в человеке, позволяют насладиться эстетикой дуализма ужасного и прекрасного и ощутить миг счастья персонажей в тот момент, когда происходит избавление от страха и обретение свободы.
«Ленора» — классика на все времена, прошедшая сквозь столетия, но не изменившая своей сути, демонстрирующая нам любовь за гранью жизни и смерти и способная донести до современного зрителя истину о том, что все проходит, но настоящая любовь вечна!
Торжественная премьера «Леноры» состоялась в 2013 году в стенах роскошного Екатерининского дворца, в 2016 году «Ленора» прозвучала в Эрмитаже, далее «Ленора» впечатлила зрителей в 2019 году на сцене Эрмитажного театра, также были постановки за пределами России, встреченные публикой с восхищением!
В июне 2022 года в честь 350-летнего юбилея Петра I Великого (1672−1725), определенного в таком качестве Указом Президента Р Ф, «Ленора» в формате театральной версии реконструированной баллады снова прозвучит как в Эрмитажном театре, так и в Екатерининском дворце Царского Села.
В современных реалиях баллада, как и двести лет назад покорила человеческие сердца, а работа профессионалов, занятых в проекте, позволила восторжествовать исторической справедливости, благодаря чему «Ленора» с триумфом возродилась на российской сцене!
Текст: Юлия Бажухина
Публикация подготовлена в рамках проекта «Ленора. Возрождение баллады», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.