Путевые заметки Юлии Лотовой об органе Челябинской областной филармонии

Добавлено 02 апреля 2020 Александр Цветков

Челябинская филармония, Зал органной и камерной музыки «Родина», Бывший Органный зал Челябинской филармонии, Римско-Католический Кафедральный Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Юлия Лотова (орган)

Орган «Hermann Eule» Зала органной и камерной музыки «Родина» (Челябинск)
Недавно мне посчастливилось побывать на гастролях в Челябинске. Судьба органа, который справедливо считают одним из лучших в России, меня «зацепила». История вполне «в духе времени», когда в начале 1990-х начали отдавать верующим храмы для проведения богослужений. Это относится ко всем без исключения конфессиям: католикам, лютеранам, православным. В Москве это был костел на Малой Грузинской, Кафедральный собор свв. Петра и Павла на Китай-городе… В ряде случаев этот процесс происходил мирно, но были и драматичные истории, как, например, в Челябинске. В своем рассказе я постараюсь избежать эмоций, и лишь изложить фактический материал о судьбе и устройстве инструмента.

Итак, орган Челябинской филармонии. Каков он? Каждый из его 37 регистров обладает индивидуальностью и при этом прекрасно сочетается с остальными голосами. Орган имеет свое запоминающееся «лицо» и располагает возможностями для исполнения самой разнообразной музыки при наличии должного вкуса и изобретательности органиста. Орган находится в отличном состоянии благодаря заботам органного мастера, который следит за инструментом с момента его монтажа в 1987 году, то есть уже более 30 лет. Это народный артист России, Владимир Хомяков, он же — главный органист зала. Непросто сложилась судьба инструмента. Первоначально он был установлен в помещении православной церкви, реконструированном здании бывшего храма Святого Александра Невского на Алом поле, который восстановили из весьма плачевного состояния с учётом акустических параметров, рекомендованных фирмой-изготовителем органа: «Hermann Eule» из Саксонии, в городе Бауцен, Германия.
Храм Святого Александра Невского на Алом поле
Уже в 90-е годы стал подниматься вопрос о возвращении здания храма православной церкви. История эта длилась около 20 лет! Не смотря на протесты специалистов и общественности, отстоять здание не удалось, и в апреле 2010 года было принято решение освободить храм. В ноябре 2013 году было официально объявлено о прекращении концертов. Органу пришлось «переезжать» в специально перестроенное под Концертный зал здание бывшего кинотеатра Родина. Название решили не менять и теперь это — Зал органной и камерной музыки «Родина». Каждый, кто хоть немного знаком с устройством этого сложнейшего музыкального инструмента, поймёт, что перенос органа из одного помещения в другое — очень сложное и болезненное для инструмента предприятие. Однако, благодаря энтузиазму В. Хомякова и его твердой убеждённости во что бы то ни стало сохранить инструмент, орган занял новое, достойное место, хотя его звучание, безусловно, стало иным, чем в зале на Алом поле. Первый концерт на новом месте состоялся 25 декабря 2014 года.
Зал органной и камерной музыки «Родина»
Итак, орган «Hermann Eule» op. 535 первоначально имел 37 регистров, три мануала, педаль, 2504 трубы. В 1998 году в ходе профилактических работ фирма «Eule» усовершенствовала трактуру, заменила педальный регистр Clarine 4′ на Trompete 8′.
Орган «Hermann Eule»
Второй мануал оснащен швеллером, толстые стенки которого позволяют достигать большой глубины динамики. Регистры третьего мануала забраны в «шкафчик», расположенный непосредственно над головой органиста. Створки можно приоткрыть или полностью распахнуть в зависимости от желаемой громкости звука. Орган невероятно удобен, с ним легко «договориться», найти общий язык. Играть на нем — истинное удовольствиеЯ выражаю благодарность Владимиру Викторовичу Хомякову за разъяснения и предоставленные фотографии. Информацию об истории и устройстве органа можно найти в энциклопедии «Органы России» (авторы-составители Е. Д. Кривицкая и П. Н. Кравчун, Москва: издательство «Композитор», 2016. С. 226) и в упомянутой книге В. В. Хомякова «Орган без границ» (Челябинск, 2017)

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору