Читайте на эту же тему



Самарские «филармоники» с новым дирижёром Денисом Власенко впервые выступили в Екатеринбурге на Симфоническом форуме России

Добавлено 18 октября 2025

Свердловская филармония, Зал Свердловской филармонии, Самарская филармония, Инга Майорова, СКОР

Личное мнение

Самарские «филармоники» с новым дирижёром Денисом Власенко впервые выступили в Екатеринбурге на Симфоническом форуме России

Съезд региональных оркестров на Урале за 15 лет стал важнейшим событием в академическом музыкальном искусстве страны. Это своего рода электронный монитор, показывающий стабильность биения пульса всей отрасли. Цикл гостевых гастролей проводится в Екатеринбурге с 2010 года в режиме биеннале — раз в два года. За это время в залах Свердловской филармонии и малых городов области по очереди выступили около сорока коллективов! Если учесть, что всего в России 86 местных оркестров академического направления, цифра «отчитавшихся» внушает уважение.

Можно только снять шляпу перед организаторами, привозящими такое количество музыкантов, и смело ведущими репортаж на весь мир достойными интернет-трансляциями. Более того, записи выступлений остаются в VК-канале филармонии — и все, кто не смог послушать интереснейшие программы в режиме реального времени, могут составить собственное мнение о каждом из оркестров и дирижёров, но что гораздо важнее — узнать новую для себя музыку, открыть новые имена. Нельзя не отметить, что эту идею поддерживают федеральный минкульт и его региональные подразделения, а также губернатор Свердловской области и Союз концертных организаций России (СКОР).

Оркестры проходят строгий отбор. Все коллективы должны выступить под управлением своего главного дирижёра и представить программу без солистов. Это и сложно, и честно. Такое условие не дает спрятаться за звездного лидера и показывает достоверный класс игры.

Многие годы нечастые выезды за пределы своего города носили для самарского оркестра характер либо прогулочный — в виде коммерческого анонимного новогоднего «чёса» по Европе, либо облегченно-сопроводительный топовому хедлайнеру. В то время как лидеры симфонической карты страны создавали внутри себя брасс-ансамбли, камерные составы, накачивали мышцы сольными выступлениями своих оркестрантов, благотворительными проектами в малых городах, в школах и больницах своего региона. Но с приходом Дениса Власенко всего за два года самарский оркестр сумел показать новое качество игры в лучших столичных залах (КЗЧ, Капелла СПб) и Сириусе — с непривычно сложными программами. И дело не в том, что самарские «симфоники» стали играть дружней и боевитей. Хотя это безусловно так. Новое качество выражается теперь в новом отношении музыкантов к процессу. Что слышно и видно не вооруженным критическим моноклем глазом. Пожалуй, впервые за десятки (!) лет смотреть запись выступления нашего оркестра было практически таким же удовольствием, как симфонические программы телеканала «Меzzо».

9 симфония Шостаковича стремительным Allegro c захватывающим дух калейдоскопом звуковых сочетаний и картин ворвалась в прекрасный зал Свердловской филармонии после забавного (как будто записанного на детской ионике) звонка и теплых дружеских гостеприимных аплодисментов екатеринбургской публики. Эти длительные аплодисменты были авансом, и он полностью окупился. Ни секунды не было стыдно за соло и групповые эпизоды духовиков, звук струнных радовал монолитным единением и в штрихах, и в тонкой динамике. Когда уж если фраза играется у колодки, то до сантиметра у всех в одной части смычка (как же это красиво, когда у всех вместе!). Уж если смысл мотива приходится на сильную долю, то следующая слабая нота будет у всех волшебно снята в одну долю секунды. Натянутая праща томительного крещендо к финальному маршу и лихому аччелерандо сделала воздух зала как будто плотным и упругим. Ожидание счастья мирной жизни после тяжелейших испытаний войной (точно по Шостаковичу) было ясным и отчетливым.

Пятая симфония П. И. Чайковского прозвучала после антракта, в котором приподнятое настроение публики чувствовалось в трансляции, люди оживленно передвигались и переговаривались в зале. Симфония была исполнена на подъеме соучастия, сопричастия и единения, подарила подлинную радость и «юной жизни пламя», о которых мечтает человечество, но до сих пор никак его не достигнет. Шикарная видео-режиссура трансляции подарила возможность следить за эмоциональным включением практически каждого музыканта в общую работу.

Часто слушание симфонического оркестра, просто играющего грамотно ноты, превращается постепенно в муку скуки, когда слушатель зевает с закрытым ртом и не может дождаться конца концерта. И музыка вроде прекрасна, и дирижер активен, и музыканты не дураки, а вот поди ж ты — скука и баста. Но всё выступление оркестра Самарской филармонии подарило ощущение, когда исполнители на сцене испытывают восторг и даже экстаз — и этот же восторг испытывает публика. Происходит нечто очень важное. Слушать музыку, непростую, глубокую — интересно каждую минуту. Безумно «крышесносный», как говорит молодёжь, антракт из оперы «Катерина Измайлова» на бис снял все возможные вопросы. Самарцы задали планку, которой им самим теперь придется соответствовать.

Конечно, к этому испытанию оркестр готовился со всей силой ответственности. Для симфонического состава в городе, где нет консерватории, но зато есть наследие отношения к коллективу как к одному из аутсайдеров в профессиональной среде (это неприятно признавать, но это было именно так) такое высокое качество игры, какое Денис Власенко и все артисты показали в Екатеринбурге — обнадеживающий символ прогресса. Спасибо Симфоническому форуму России за подставленное могучее плечо!

Инга Майорова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору