Сергей Вартанов: «Элисо Вирсаладзе. Саратов, 16 сентября 2014 года»

Добавлено 23 сентября 2014 muzkarta

Элисо Вирсаладзе (фортепиано), Саратовская филармония, Зал Саратовской филармонии

2014 год, объявленный в России годом культуры, принес Саратову замечательные плоды: после многолетнего ремонта состоялось долгожданное открытие сезона в новом Концертном зале филармонии им. А. Шнитке, а 16 сентября прошла презентация нового концертного рояля фирмы „Steinway & Sons“ (анонс). Первой опробовать возможности обновленного зала и инструмента была приглашена Народная артистка СССР Элисо ВИРСАЛАДЗЕ – одна из крупнейших пианисток нашего времени.

Саратовские меломаны счастливы давней дружбой с артисткой, которая в нашем городе регулярно выступает с конца 60-х годов прошлого века. Свыше полутора десятков сольных программ и выступлений с оркестром состоялись за эти годы. Особенно памятны её великолепные, блестящие концерты, явившиеся украшением многих фестивалей им. Г. Нейгауза. Кроме этого, саратовцы были свидетелями незабываемых выступлений Элисо Вирсаладзе в ансамбле с замечательной виолончелисткой Натальей Гутман.
С годами ценность истинного искусства всё возрастает, а любовь расцветает новыми красками. Кажется, это чувство не остается безответным – пианистка знает, конечно, что в нашем городе её всегда ждут, и относится к его публике с особенной теплотой. Публика жаждет от концертов Элисо Вирсаладзе уникальных впечатлений, предвкушает энергию высокого накала. Тем более, что в рецензируемом вечере её партнером – продолжением рук, мыслей – был достойный, красиво звучащий инструмент. «Чем дольше я играю на рояле, чем ближе узнаю инструмент, тем больше раскрываются передо мной его поистине неисчерпаемые возможности. Сколько же еще тут можно и нужно сделать!» – восклицает пианистка.

Само построение программы концерта показалось символичным – с высокой вершины перед пианисткой как бы высвечиваются вехи своего пути. Открывал программу цикл вариаций В. Моцарта на тему ариэтты «Lison dormait». Опера прочно забыта, имя композитора, современника Моцарта, помнят только специалисты. Но гений Моцарта наполнил музыку невероятной энергией, представил в вариациях калейдоскоп ярких персонажей – каждый со своим особенным характером. По тем временам (да и по нынешним тоже) это совершенно безумное по пианистической трудностям сочинение - не случайно Моцарт использовал эти Вариации в 1781 году в Вене для состязания со знаменитым виртуозом Клементи. Однако, Вирсаладзе, помимо виртуозного блеска, поразила в вариациях настоящей нежностью – и лирическое восприятие помогло артистке найти необыкновенные, фантастические эффекты колорита – на грани волшебства. Моцарт напомнил также о детстве и юности пианистки в Тбилиси, где её учителем была бабушка – ученица легендарной русской пианистки Анны Есиповой, преподававшей в Санкт-Петербургской консерватории. Профессор Тбилисской консерватории Анна Анастасия* Вирсаладзе также воспитала плеяду знаменитых пианистов: Д. Башкиров, Л. Власенко, Элисо – и учила их фортепианной игре не столько на гаммах и этюдах Черни, сколько на музыке Моцарта. В её классе не было дилеммы «музыкант или же виртуоз» – во главе угла было воспитание музыканта-артиста – отсюда в игре Вирсаладзе такая импровизационность, острое переживание непрерывных смен сценических декораций.

После божественной лёгкости Моцарта полный контраст сулила могучая кладка аккордов в величественном начале Сонаты № 1 И. Брамса. Однако артистка преподнесла сюрприз – отказалась от традиционной для этого стиля лепки крупных форм. Архитектоника сонаты словно не устояла – растворилась в светоносных импровизациях, покорилась духу свободы и романтической баллады. Наиболее «брамсовским» показалось исполнение 2-я части сонаты, в которой пианистка покорила красотой и рельефностью фразировки – её руки в пластике словно воспроизводили реплики, которыми обменивались запевала и хор. Образные решения в последующих частях – скерцо и финале сонаты – следовали в том же русле: скорее, в плане фантастики и лирики, нежели в духе традиционной помпезной героики.

Второе отделение открывало Анданте с вариациями f moll, одно из последних сочинений Гайдна, вызывающее ассоциации с размышлениями мастера о жизни и смерти. Престарелый композитор познал горечь потерь – пережил безвременную кончину Моцарта и других близких людей. Чередование двух рядов вариаций – в миноре и мажоре – словно воплощает столкновение «некрасивой реальности» – горестей самого Гайдна, и «нереальной красоты» – образов ушедших молодыми музыкантов. Вирсаладзе в этой пьесе также пошла против правил и нашла неожиданное, но в высшей степени убедительное решение: сферу минора представила трепетной и тревожной, напротив, мажор наделила полнокровным певучим звучанием. Исполнение пьесы поразило обаянием, простотой и естественностью – в то же время было ясно, что эта простота высшего, трансцендентного порядка.

Завершали программу Симфонические этюды Р. Шумана – сочинения этого великого романтика исчерпывающе представлены в репертуаре Э. Вирсаладзе. Еще и сейчас помнятся её великолепные исполнения Танцев Давидсбюндлеров и Фантазии, Карнавала и Концерта для фортепиано с оркестром. Творчество Шумана близко ей по темпераменту, – можно сказать, что это первая любовь пианистки. Когда в 20 лет она завоевала премию конкурса им. Чайковского, её «знаменем» в финале соревнования был Концерт Шумана. Через четыре года (1966) Элисо Вирсаладзе стала абсолютным лидером конкурса им. Шумана на родине композитора, – эта победа сразу открыла для неё залы многих европейских стран. Исполнение «Симфонических этюдов напомнило знаменитую дневниковую запись Святослава Рихтера: «Можно ли пожелать лучшего Шумана после Шумана, которого сегодня играла Вирсаладзе? Думаю, что после Нейгауза я такого Шумана не слыхал».

Давно длится дискуссия об истинном предназначении исполнителя: кто он – строитель, отказавшийся от своего «Я», чтобы строить здание по проекту композитора-архитектора, или же, напротив, – режиссер, вольный использовать текст лишь как повод для инсценировки своих, сегодняшних чувств? В этом споре Вирсаладзе среди сторонников личностного подхода исполнителя к произведению. Она бесспорно становится соавтором сочинения, ищет возможности использования средств выразительности по своему усмотрению, часто весьма далекому от с академических традиций. Трудно вообразить, насколько изысканными, обогащенными темброво-колористическими эффектами педальных звучаний предстали «Симфонические этюды», в которых почти ничего не осталось от знакомой ученически-хрестоматийной пьесы.

Сказать, что исполнение Э. Вирсаладзе отличалось поэтичностью – ничего не сказать; оно напомнило о живописи импрессионистов, или же о великом грузинском кинематографе, когда основной заботой автора является не рациональное изложение событийного ряда, а сверхсознательное восприятие бытия: «настоящее неназываемо – нужно жить ощущением, цветом»! Секрет воздействия искусства Вирсаладзе видится в том, что она предпочитает щедрость и человечность конструктивному расчету, в споре между «поэзией и правдой» выбирает Поэзию!

Сергей Вартанов, профессор.

Сверх программы были исполнены Лендлеры Шуберта, Мазурка и Вальс Шопена – пианистическое совершенство сверхчутких рук и пальцев пианистки возвысили эти пьесы до уровня символов романтизма, ностальгия по которому сегодня всё острее. Публика восторженно принимала любимую артистку, позволившую вновь приобщиться к лучшим традициям отечественной школы, и одновременно «вживе» представить нам современные тенденции в искусстве интерпретации. Спасибо Вам, Элисо Вирсаладзе! Надеемся и ждем новых встреч с Вами в Саратове!

Сергей Вартанов
Профессор кафедры специального фортепиано исполнительского факультета "Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В.Собинова"
Доктор искусствоведения


Материал предоставлен пресс-службой Саратовской филармонии.

*исправлено muzkarta

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. tusechka, 07 октября 2014:

    Браво, Сергей Яковлевич!

  2. carmensita, 24 сентября 2014:

    Очень поэтичный и содержательный текст, как и игра самой Элисо Константиновны. В Нижнем Новгороде ее также ждут и любят!

  3. Татьяна, 23 сентября 2014:

    Блестящий текст, только исправьте, пожалуйста, опечатку: бабушку Элисо Вирсаладзе звали не Анна, а Анастасия. Анастасия Давидовна Вирсаладзе. Спасибо!

  4. Наталия, Москва, 23 сентября 2014:

    Огромное спасибо за тонкий и глубокий анализ! Очень хотела приехать из Москвы на этот концерт, но не смогла. Благодаря Вам словно побывала.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору