Шедевры барокко, или Белгородское завершение Года культуры в России

Добавлено 24 декабря 2014 Marina Andreykina

Марина Андрейкина, Нина Стрижова (меццо-сопрано), Галина Зольникова (сопрано), Ирина Соколова (фортепиано), Академический хор Белгородской филармонии, Малый зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония

23 декабря 2014 года в Малом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт абонемента «Поющая мечта», в котором в исполнении Камерного хора под управлением Елены Алексеевой и солистов — заслуженной артистки РФ Нины Стрижовой (меццо-сопрано) и лауреата международного конкурса Галины Зольниковой (сопрано) звучали музыкальные полотна эпохи барокко.

«Полотна старых мастеров» — так называлась программа удивительного концерта, который подарил в минувший вечер всем присутствующим несравненное удовольствие. Изумительная красота царствовала в зале ещё в предконцертные минуты, когда, направляясь к своему месту, слушатель оказывался в уютной обстановке камерного зала, украшенном изображениями живописных полотен и фоновой музыкальной заставкой.

Перед тем как публика начала буквально впитывать в себя исполняемую музыку, директор филармонии Боруха Светлана Юрьевна поздравила присутствующих с завершением Года культуры в РФ, подчеркнув, что за этот год в Белгородской филармонии произошла целая масса знаменательных событий, фестивалей и концертов, а также осуществлены новые проекты. В их числе — открытие новых абонементов, акция буккроссинга, V Фестиваль современной музыки, открытие в Белгороде Всероссийского виртуального концертного зала и многие другие.


Неслучайно для взятия финального аккорда белгородского Года культуры был выбран концерт Камерного хора и солистов в сопровождении фортепиано. С одной стороны, манило само звучание человеческих голосов и королевского инструмента — истинная красота, которая доступна в глубоком смысле лишь избранным, подлинным ценителям культуры и искусства.

С другой стороны, влекли музыкальные шедевры эпохи барокко 17–18 веков, того времени, когда жили и творили три подлинных музыкальных мастера — Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Именно их вокально-хоровые сочинения звучали в этот вечер: каждый мог услышать и открыть для себя в них что-то необыкновенное, особенное, вечное.

Музыка итальянского композитора Антонио Вивальди стала настоящей проверкой публики на чуткость и выдержку. Слушательская аудитория справилась с этой задачей безупречно: в течение более получаса звучал большой 12-частный музыкальный цикл Gloria (кантата для солистов, хора и оркестра), который не был ни разу прерван аплодисментами (с чем мы можем сталкиваться, к примеру, на концертах симфонической музыки, когда неподготовленный слушатель аплодирует после каждой части симфонии).

Всё внимание присутствующей интеллектуально подготовленной, заинтересованной публики концерта было сосредоточено на исполнителях, которые с первого звука вовлекли всех в особую палитру манящих музыкальных красок.

Поющая мечта»>В этой богатой звуковой палитре ангельской музыки Gloria (в католических соборах «Глория» традиционно заменяет 2-ю часть пятичастной мессы), казалось, было всё: и торжественно-приподнятые, ликующие, прославляющие мир на земле и в сердцах людей образы, и музыка глубокой скорби, мольба о пощаде в лирическом эпизоде-центре произведения (номера 8 и 9), и, наконец, торжество мира и справедливости (10,11,12 номера).

Чистые голоса хора то сливались в свежие гармонические сочетания, то в благозвучные или щемяще-терпкие интервалы и аккорды, то просто парили в невесомом пространстве. Превосходная дифференциация голосов, динамически грамотно выстроенная интерпретация, хороший звуковой баланс «хор — фортепиано», «хор — солисты — фортепиано» — всё это рождало ещё больший интерес к исполнению.

Главный дирижер Камерного хора БГФ Елена Алексеева, словно нашла свой собственный подход к данному произведению, который увлёк слушателя. Профессионализм коллектива и руководителя — продукт упорной, кропотливой, творческой и смелой каждодневной работы, совершенствования, экспериментов — чувствовался в каждом исполненном сочинении: от Gloria Вивальди и Мессы си минор И. С. Баха (прозвучал № 8 — Qui Tollis Peccata Mundi — «Несущий грехи мира») до оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя (прозвучали четыре хора — № 7, 8, 9 и 16 из второй части «Страсти»).

Белгородский хор предстал как цельный музыкальный организм, большой и многогранный, со своими нюансами, с переплетениями голосов, каждый из которых особый, яркий и чистый.

Многое в Gloria, как и во всех исполненных сочинениях, зависело от концертмейстера. Заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова, известная и любимая белгородской (и не только белгородской) публикой, автор филармонического абонемента «Роман с роялем» (в прошедшем сезоне — главный вдохновитель и исполнитель абонемента «Рахманинов и его время»), — много лет сотрудничает с Камерным хором филармонии.

Чутко и профессионально она подошла не только к партии фортепиано, заменяющей оркестр, но и в целом к исполнению Вивальди, следуя за хором и солистами, направляя их и настраивая на нужный темп и динамику. Каждая нота, каждый звук Соколовой — это филигранный изыск, это шедевр, длящийся секунду или несколько секунд, за которые можно побывать в вечности.

Поющая мечта»>«Я Вас люблю! Вы никогда не мешаете исполнителю!», — призналась концертмейстеру после концерта заинтересованная поклонница музыкального искусства Ирины Соколовой. Скажем более — пианистка не только не мешает солисту или хору, она им помогает — поддерживает, сопровождает, направляет. А это — важнейший принцип исполнительства.

Солистки — заслуженная артистка РФ Нина Стрижова и лауреат международного конкурса Галина Зольникова — от номера к номеру (от части к части) представали в разных музыкальных амплуа, в которых виделись то напористая энергия, то «взрывы» ликования, то лирика, то созерцание, то жизнерадостность.

Необыкновенную глубину мысли, красоту звука и проникновенность можно было почувствовать в исполнении великолепной Нины Стрижовой. Её красивый, сильный, темброво богатый сочный голос в сочетании с нежными клавишами Ирины Соколовой дарил истинное наслаждение, будь то на фоне голосов хора в Gloria А. Вивальди, в арии альта «Плач Петра» И. С. Баха («Страсти по Матфею», № 47) с её ламентозными интонациями, в прекрасном дуэте с солистом хора Олегом Куликовым (дуэт альта и тенора Et misericordia «И милость Его» из «Магнификат» И. С. Баха, № 6) или в двух концертных ариях Г. Ф. Генделя — Dignare (из кантаты Te Deum) и Amen Hallilujah (из оратории «Иуда Маккавей»).

Поющая мечта»>Не могло не порадовать прекрасное пение Галины Зольниковой, филармонические рейтинги которой в последнее время запредельно зашкаливают, причём заслуженно. Трогает теплота, нежность, искренность её голоса, которые, конечно же, не проходят мимо слушателя. Gloria А. Вивальди, ария сопрано Quia respexit (№ 3 из «Магнификата») и ария Bist du bei mir (из нотной тетради А. М. Бах) И. С. Баха, или музыка из оперы Г. Ф. Генделя «Ринальдо» — ария Альмиры (Lascia ch’io pianga) и ария Армиды (Furie terribili) — абсолютно везде солистка интересна слушателю, она увлекает и «ведёт за собой».

Многоликий, яркий музыкальный вечер для кого-то стал настоящим праздником, для кого-то — философской исповедью, нравственным идеалом, для кого-то — вечером барочных шедевров. Кто-то, возможно, открыл для себя новые жанры, такие как кантата, месса, оратория, кто-то — новые возможности исполнителей.

И с полной уверенностью можно сказать, что равнодушных после концерта не осталось. Также как когда-то король Великобритании Георг II, потрясённый музыкой, вскочил на ноги при звуках хора «Аллилуйя» из оратории Генделя «Мессия», вся публика после концерта восторженно поднялась, требуя бис — им оказалась та самая «Аллилуйя», радостная, бесподобная, волшебная…

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина

Дата публикации: 24.12.2014

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору