150 лет — солидный возраст для музыкального инструмента. А для органа в российской исторической реальности и вовсе невероятный!
В Москве с XIX века сохранились четыре органа. Из них два церковных — Эрнста Рёвера (1898) и Вильгельма Зауэра (1898), один из которых всю жизнь простоял в одном помещении, а второй, сохранивший в итоге принадлежность лютеранской общине, озвучивал три помещения. Два других — концертные инструменты, часть своей долгой жизни бывшие соседями по Консерватории. Француз — орган Большого зала, победитель всемирной выставки в Париже 1900 года, так и оставшийся «иностранцем», и немецкий романтик — орган мастера Фридриха Ладегаста, с 1898 по 1959 год находившийся на сцене Малого зала консерватории. О нём-то и пойдёт речь.
Биография этого старейшего в России инструмента связана с семьёй Хлудовых, известных в России текстильных фабрикантов, меценатов и благотворителей.
1868 год. Василий Алексеевич Хлудов (1841−1913) слушает в Гейдельберге курс лекций по химии. Там он знакомится с мастером Фридрихом Ладегастом, заказывает у него орган, привозит его в Москву в свой дом на Новой Басманной улице, 19.
1886 год. В. А. Хлудов передаёт свой орган в дар только что открытой Московской консерватории и обязуется финансировать его перенос и ремонт.
Дирекция Русского музыкального общества направляет Василию Алексеевичу благодарственное письмо. Под письмом пять подписей. Из них читаются: П. И. Чайковский, С. И. Танеев, П. И. Юргенсон, В. Третьяков. Именно эта, первая подпись Петра Ильича Чайковского и явилась решающим аргументом в пользу целесообразности реставрации и сохранения инструмента почти 100 лет спустя… А пока:
— На время строительства нового здания консерватории орган переносят в дом князя Голицына на Волхонке, а в 1898 году он занимает своё место в Малом зале.
— 1959 год. Установка нового органа (фирма А. Шуке) в МЗК. Старый орган переносят в концертный зал московской Детской музыкальной школы № 1 имени С. С. Прокофьева.
— 1987 год. Орган демонтирован и складирован в церкви Святой Троицы в Кожевниках.
— 1992 году — инструмент принят в фонды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ныне Российский национальный музей музыки) в сильно повреждённом состоянии.
— 1996−1998 годы — реставрация в Вильнюсской органной мастерской под руководством Римантаса Гучаса.
—
1998 год, 13 мая Приёмка, и
16 сентября — торжественный концерт-открытие.
— 2018 год, 16 сентября. 19.00, концерт — открытие двадцатого, юбилейного сезона.
***
Для меня каждый орган — живой. Знаю его изнутри, как он дышит, как работает механика, скрипят половицы… Этот бесценный опыт дали мне пять лет работы органным мастером в Большом зале Московской консерватории в 80-е годы.
С органом работы мастера Фридриха Ладегаста у меня «свои», особые отношения. Первое знакомство состоялось
двадцать лет назад, как раз 16 сентября 1998 года. В Музее волнение, гул взволнованных голосов, праздник! Виновник торжества — небольшой, украшенный резьбой и блестящий новеньким лаком орган в фойе перед Большим залом на втором этаже. Здесь собрались музыканты, органисты: все, причастные к возрождению удивительного инструмента — цвет органной Москвы. Мы пришли с мужем, Дмитрием Лотовым (в настоящее время он обслуживает и настраивает этот орган). Помню О. Г. Янченко, Б. Василяускаса, П. Кравчуна, директора Музея Д. А. Панюшкина и, конечно, Нину Милешину, в то время заведующую отделом музыкальных инструментов — «крёстную органа». Торжественное открытие, речи, поздравления, концерт. Ровно 20 лет назад!
С самого начала орган меня очаровал своими тембрами, исходившим от него особым «запахом истории». Ведь при реставрации была сохранена даже система механической накачки органного меха с помощью ручного привода. И мы имеем возможность играть на органе так, как это делали 150 лет назад.
Идея музыкального салона возникла у Татьяны Зенаишвили (доцент МГК, ныне — исполнитель и ведущая Клавесинного салона). Её поддержала Нина Милешина, потом стали помогать я и Екатерина Гецелева. В разное время он назывался по-разному. Например, был подзаголовок «Звучат инструменты из коллекции музея», тогда гости Салона смогли услышать исторический орган в ансамбле с хрустальной флейтой Лорана, со скрипками Я. Штайнера, А. Страдивари, с клавесином и другими музейными инструментами.
Итак, салон. В доме Василия Алексеевича, все члены семьи которого были музыкально образованы и играли на разных инструментах, как и во многих просвещенных домах того времени, устраивали музыкальные салоны. В гости приходили литераторы, врачи, музыканты, здесь бывали Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. М. Бехтерев, Н. Ф. Филатов, Н. Г. Рубинштейн, С. И Танеев, Г. А. Ларош, молодой А. Ф. Гедике, и другие представители московской интеллигенции. Эту русскую традицию продолжает Органный салон Музея.
Несколько лет назад я имела счастье лично познакомиться с Марией Сергеевной Хлудовой, внучкой первого владельца органа Василия Алексеевича Хлудова. Мария Сергеевна — хранитель семейной истории, рассказала мне очень много интересного. Орган Ф. Ладегаста, принадлежавший её деду, она так и называет: «дедушкин орган». Результатом нашего общения стала статья в журнале Орган «Музыкальные традиции семьи Хлудовых» (N 1−2 /29−30/2016, стр. 47−53). О членах семьи Хлудовых я теперь рассказываю, как о своих хороших знакомых. История стала современностью: «Перед вами орган Василия Алексеевича Хлудова, потомственного почётного гражданина и мецената, орган, который видел П. И. Чайковский, и я уверена, что он и играл на нём, хотя прямых свидетельств этого и не существует»…
Автор: органист, музыковед, звонарь, штатный органист лютеранской общины свв. Петра и Павла в Москве, художественный руководитель органного класса МГУ им. М. В. Ломоносова, Юлия Лотова.