The Guardian назвал «Свадебку» в исполнении Ансамбля Покровского «захватывающим событием в историческом музыковедении.»
В начале мая 1994 года, в дни, совпавшие с пятидесятилетием Дмитрия Покровского, состоялась премьера «Свадебки» И. Стравинского в исполнении Ансамбля Дмитрия Покровского. Это было в Нью-Йорке, в зале Бруклинской Академии Музыки, в знаменитом «Majestic theater», — театре Питера Брука, связанном с именами Баланчина, Кейджа, Стива Райха, — в рамках большого международного фестиваля, посвящённого творчеству И. Ф. Стравинского. На этом фестивале, представленном именами известных исполнителей, прославленных музыкальных коллективов и крупных учёных -стравинистов, Ансамбль Покровского показал, помимо «Свадебки», и её фольклорные источники.
Сценическая постановка «Свадебки» сопровождалась серьёзным научным её обоснованием, сделанным Д. В. Покровским. И нетрадиционная вокальная интерпретация, и научное сообщение стали подлинной сенсацией в музыкальном мире и породили много дискуссий в творческих и академических кругах, которые не прекращались повсюду, где Ансамбль Покровского исполнял «Свадебку». А это были очень известные города и залы. Например, Тенгелвуд — храм академической музыки, летняя резиденция Бостонского симфонического оркестра, построенная специально для Л. Кусевицкого, своего рода Мекка для музыкантов всего мира, — как Париж для художников, где артист либо теряет всё, либо приобретает мировое признание, — и именно в этом зале представление «Свадебки» и традиционных свадебных обрядов в исполнении Ансамбля Покровского было признано лучшим спектаклем года! Потом — концерты в знаменитой Сиднейской опере, Мельбурне, Лос — Анжелесе, Сан-Франциско, Миннеаполисе, других городах США. На одном из американских фестивалей Ансамбль Покровского за «Свадебку» даже был объявлен в номинации авангардного танца (!)
(напомним, что произведение И. Стравинского называется «Русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты»).
Даже этот, далеко не полный перечень концертных залов может подчеркнуть уровень и масштабность события, которое, к большому сожалению, практически, не было замечено в России.
Представлению «Свадебки» на сцене предшествовала запись и выпуск компакт-диска, осуществлённый компанией «Electra Nonesuch», причём, этот диск в течении двух лет занимал верхние строчки в рейтинге у музыкальных критиков. А записи диска, в свою очередь, предшествовала долгая, упорная, кропотливая архивная, экспедиционная и исследовательская работа, которую вёл Дмитрий Покровский, и в которой в той или иной степени принимал участие весь Ансамбль.
«Свадебка» Стравинского — во многом этапная работа для Ансамбля — ведь Д. Покровский всегда стремился со своими артистами уйти от образа коллектива чисто фольклорного, тем более этнографического; все годы своего существования Ансамбль исполнял и современную музыку, сотрудничая со многими композиторами, и обращался к классике (Мусоргский, Шостакович, Стравинский, Щедрин, Прокофьев), не говоря уже о многочисленных экспериментах с джазовыми и авангардными музыкантами. Но все эти опыты обычно расценивались большинством критиков и публики как очередное «чудачество» Покровского. На самом деле это были первые шаги, пробы в совершенно новом, таящем в себе огромные перспективы, направлении. «Свадебка» же — это первое авторское произведение, которое Ансамбль Покровского исполнил, не нарушив авторской концепции, законов жанра, но при этом перевернув абсолютно все, и нашёл нечто совершенно неожиданное, создав то, что нельзя было предугадать. Это и был новый шаг, сделанный Покровским, был найден новый язык, новый путь. Этим был вбит первый клин в долго и упорно выстраиваемую стену, отделяющую современное искусство от его естественных корней — ведь авангард всегда рассматривался как явление, которое отрицает, даже разрушает всё до сих пор существовавшее искусство. Покровский же на примере «Свадебки» показал, что это не разрушение, а проникновение в искусство 19 века законов более раннего творчества; что это — обращение Стравинского к гораздо более органичным, глубинным канонам искусства, чем те, которые использовала непосредственно перед этим существовавшая культура. Убедительное доказательство того, что это абсолютно авангардное произведение построено точно по законам фольклора — было взрывом.
Позиция теоретического анализа «Свадебки» и её сценического воплощения Ансамблем Покровского заключалась в том, что Стравинский — один из гениальных создателей, который использует конструктивные, структурные приёмы, вынесенные им из фольклора и его сознательного изучения. Д. Покровский со своими артистами так же изучал это произведение, как и те традиции народной музыки, из которых оно вышло. Экспедиционные записи, сделанные в Ансамбле, архивная и исследовательская работа показали поразительно точное следование Стравинским ладово-ритмическим закономерностям аутентичных свадебных напевов-формул региона юго-запада России, представленного основной частью песенных текстов, использованных композитором в «Свадебке». Уже это раскрывает глубокое знание Стравинским фольклорно-этнографического материала, связанного со свадебным обрядом, на которое он опирался при создании своего оригинального и отнюдь не этнографического произведения (что сам композитор-мистификатор всегда отрицал).Отсутствие же в «Свадебке» и набросках к ней каких-либо следов использования конкретных напевов из известных ему сборников народных песен — коренным образом отличающее её от остальных крупных произведений русского периода — позволяет утверждать, что Стравинский впервые в «Свадебке» сознательно и последовательно применил принципиально новый подход к результатам полевых исследований в области фольклора и этнографии. В этом и заключалось, поистине, революционное в отношении «Свадебки» открытие Д. В. Покровского, этому была посвящена его диссертация, над которой он работал последние дни своей жизни, и которую так и не успел окончить.
«Свадебка» Игоря Стравинского в исполнении Ансамбля Покровского стала настоящим потрясением как для людей, знакомых с творчеством Стравинского, так и для неискушённой публики. Слияние невероятной магии гениальной музыки с живой энергетикой голосов плюс нетрадиционное и простое сценическое решение — вот секрет этого абсолютного успеха. Минимум декораций — 4 деревянных лавки, подиум-стол и 4 механических пианино со снятыми крышками. Вместо привычного для академического исполнения этого произведения состава (хор, балет и 4 солиста) — 18 исполнителей -артистов Ансамбля, поющих и двигающихся одновременно, и 6- 8 музыкантов — ударников, вовлекаемых в обряд. Многодневный русский традиционный свадебный ритуал, спрессованный в 24 минуты, оставляет неизгладимое впечатление во многом благодаря именно такому его музыкально -театральному воплощению, которое и предполагал Стравинский.
Ансамбль Покровского на протяжении почти пяти лет работал над этим произведением, провёл очень большое количество экспедиций по местам, откуда были взяты композитором подлинные тексты народных песен для либретто, и где сам Стравинский бывал. Итогом этой экспедиционной работы стали два свадебных обряда юго-запада и севера России, которые Ансамбль показывал в первом отделении концерта перед «Свадебкой» как подтверждение фольклорных корней этого авангардистского сочинения.
После долгого перерыва, в 2005 г. Ансамбль Покровского вновь обратился к этому проекту в разных вариантах звучания.
Свадебка исполнялась Ансамблем вместе с музыкантами Бирмингемского симфонического оркестра, Мариинского театра, Лос-Анжелесского симфонического оркестра, Королевского Стокгольмского филармонического оркестра, пианистами Питером Донохоу, сёстрами Лабек, Жан-Ивом Тибоде, и др. в Лондоне (Барбикан), Бирмингеме (Симфонии-Холл), Кёльне (Филармония), Санкт-Петербурге (Новая сцена Мариинского театра), Стокгольме (Зал Королевской Филармонии), Лос-Анжелесе (УолтДисней Холл) под управлением английского дирижёра Томаса Адеса; с музыкантами San Francisco Symphony и New World Symphony под управлением Майкла Тилсона Томаса (МТТ); совместно с хором New Siberian Singers Новосибирской филармонии и дирижёром Теодором Курентзисом; оркестром Avanti! (Хельсинки) с дирижёром Дмитрием Слободенюком; музыкантами оркестра Teatro Massimo (Палермо), дирижёр Дэниеэль Кавка; Марком-Андре Амленом и музыкантами симфонического оркестра Сиэттла, дирижёр Людовик Морло.
Мария Нефёдова
«Свадебка» И. Стравинский