29 марта 2015 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии был представлен пластический мюзикл для детей и родителей «Золотой ключик» по мотивам одноимённой сказки Алексея Толстого на музыку белгородского композитора Елены Латыш-Бирюковой.Традиция удивлять, радовать и одновременно музыкально просвещать детскую аудиторию в Белгородской филармонии существует не первый год. Сколько искринок появляется в глазах юных меломанов, когда они видят артистов на сцене, вживаются в их роли, вслушиваются в музыку и участвуют в викторинах!
И в этот раз зрительный зал переполняли радостные и искренние эмоции, восторженные взгляды и живой интерес к происходящему. На сцене Белгородской филармонии состоялась мировая премьера пластического мюзикла «Золотой ключик».
Необычный жанр — пластический мюзикл — объединил в себе красоту музыки в исполнении обладателя гран-при международного конкурса оркестра русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова и магию танца уже полюбившихся белгородским меломанам артистов театра хореографических миниатюр Дениса Приморского. Инструментальная музыка и пластический танец слились в красочных номерах, а сюжетная канва любимой всеми сказки А. Н. Толстого была поведана ведущей Ириной Точитской.
Удивительно тонко сюжетные перипетии отразились в музыке: казалось, белгородский композитор Елена Латыш-Бирюкова (председатель регионального отделения Союза композиторов РФ) писала музыку к сказке, ясно представляя себе каждого персонажа, рисуя музыкальные портреты в соответствии с собственным видением литературного произведения. Так, в музыке узнавался авторский почерк, присущий Елене Юрьевне: мелодическая широта, распевность, красота и благоухание нежных созвучий, консонантных аккордов, щебечущих переливов.
Музыка к сказке «Золотой ключик» — это не первая музыкально-театральная работа Елены Латыш-Бирюковой. Композитором в разные годы написана музыка к таким театральным постановкам как «Принцесса Терция», «Дуэнья», «Госпожа Роз», «Волшебник Изумрудного города», «Новые приключения Колобка», «Снежная фантазия» и др. И вовсе неслучайно практически все музыкально-театральные сочинения Латыш-Бирюковой пронизаны характерностью персонажей: автор делает музыкальный материал понятным и доступным юному слушателю.
Величаво-поступательная в низких регистрах тема, которую ведут баяны (бас и контрабас), домры (басы) и балалайки (контрабасы), характеризует образ злого Карабаса-Барабаса.
Музыкальный образ Пьеро, влюблённого в Мальвину, в котором на первом плане — нежное пение гитары (Татьяна Алешникова), домр и балалаек, — один из самых запоминающихся. Этот персонаж рисует лирическая, красивейшая мелодия в романтическом стиле. Хитрость лисы Алисы и кота Базилио передаётся и в музыке, обретающей характерную подчеркнутость и игривость.
Образ прекрасной девочки Мальвины, правильной и аккуратной, насыщается аналогичными качествами в музыке: «правильная» консонантная мелодия, «правильный» ритм (обращает на себя внимание ритм «нота с точкой и восьмая»), изящный мелодизм, распевность.
Очень красочна тема ловца пиявок Дуремара, её исполняют солирующий гобой (Олег Бернатес) и кларнет (Михаил Лапкин), а далее подхватывает первый баян (Александр Сахарчук).
Тема золотого ключика Буратино — главного героя сказки, сына Папа Карло, звучащая в начале, в середине и в конце представления, становится лейтмотивом, скрепляющим мюзикл в единое целое.
Выразительный голос ведущей, захватывающий сюжет, яркие незабываемые персонажи, мастерство пластики, красочность хореографии, волшебная, добрая, празднично-нарядная музыка — таким, думается, запомнится премьера белгородского пластического мюзикла «Золотой ключик».
Премьера, которая подарила и детям, и взрослым незабываемое музыкально-танцевальное представление, вылившееся в праздник музыки, всплеск радостных эмоций! Премьера стала двойным праздником для автора музыки Елены Латыш-Бирюковой, отметившей 29 марта свой день рождения.
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)Дата публикации: 30.03.2015