Музыка Шостаковича не требует слов.
В городе-герое Туле, с его славными вековыми военными традициями и значительным вкладом Тульской области в разгром немецко-фашистских захватчиков, в объявленный Президентом Р Ф В. В. Путиным 2025 год — «ГОДОМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» и в ознаменование 80-летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ не может не прозвучать знаменитая
7-я, «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича в исполнении Тульского филармонического симфонического оркестра.
О своем предложении исполнить Симфонию в Концертном зале Тульской филармонии я довольно подробно проинформировал 3 июля 2024 года тогда еще временно исполняющего обязанности губернатора Тульской области
Д. В. Миляева..!
9 марта 2025

НЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР О МУЗЫКЕ.В ЗАЩИТУ СИМФОНИИ.На открытой концертной площадке Тульского Кремля под управлением приглашенного молодого дирижёра и режиссёра из Москвы 9 мая 2025 года в 16 часов прозвучала музыка 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича.
Страна торжественно отпраздновала 80-летие Великой Победы. Но давайте все же поговорим о музыке.
По желанию организаторов, первое исполнение «Ленинградской» симфонии в Туле с «молчаливого согласия» молодого дирижёра из Москвы И. Никифорчина
было переформатировано
в литературно-музыкальную композицию.Хорошо это или плохо? Возможно так вопрос ставить не корректно. Ответ скорее лежит в плоскости музыкальных компетенций организаторов мероприятия и, в частности, министра культуры и туризма Тульской области
Т. В. Рыбкиной (
р.1962, работает с третьим Губернатором) как известно, получившей когда-то музыкально-теоретическое образование…
- (Напомним, в Тульском филармонческом симфоническом оркестре (ТФСО), созданном в 2017 году, имеется свой, не менее способный и молодой главный дирижёр В. Белоусов, виолончелист, педагог).
Однако, среди подготовленной части слушателей, пришедших услышать в Туле знаменитую симфонию великого Шостаковича возникли неоднозначные мнения.
Попробуем разобраться.Разрушая и перечёркивая, на наш взгляд, истинный замысел крупного симфонического полотна великого композитора, его музыкальную форму и звуковую архитектуру, заглушая искренность солирующих тембров, олицетворяющих одинокие человеческие голоса, «блокадная симфония» была буквально «изрешечена» многочисленными словесными текстами и «закована» в мрачную «музыкальную коробку» уличной сцены, где дальше чтецов и первого ряда музыкантов зрителям ничего не возможно было увидеть.
Да и слушать
серьезную симфоническую музыку на огромных уличных просторах через звукоусиливающие колонки тоже не очень-то приятное удовольствие.
- Не стали откровением качество звука и визуальная притягательность прямой трансляции, проводившейся в одной из соц. сетей…
Справедливости ради признаем, что никто не сомневается в важности мероприятия, в прекрасно читаемых патриотических словах памяти, посвященных Великой Отечественной войне под музыку наиболее проникновенных фрагментов музыки Шостаковича! Но…
- Почему слово должно «соперничать» со звучащей музыкой (или наоборот), восприниматься как «подзвучка» одного другому?
- Почему громко заявленный и афишируемый организаторами проект исполнения 7 симфонии в Туле просто нельзя было назвать честно: музыкально-литературная или военно-патриотическая композиция на музыку Шостаковича. И тем самым проявить к себе уважение и не вводить никого в заблуждение.
По сути, нас лишили возможности прослушать симфонию, ВЕЛИКУЮ МУЗЫКУ, как она была задумана автором, самостоятельно думать, вспоминать события, переживать ее содержание…
Зададимся вопросом:- А может действительно, ввиду «внезапно» появившейся сложности восприятия оригинала, официально превратить «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, звучащую около 1 часа и 15 минут, в литературно-музыкальную композицию?
К сожалению, идя на поводу т.н. «креативности», в очередной раз продемонстрирована простая некомпетентность в сфере симфонической культуры:
- неуважение к великому композитору ХХ века и его гениальной партитуре;
- неуважение к драматическим артистам и приглашенному из Москвы режиссёру мероприятия (коли они были предусмотрены), даже не упомянутым в афише;
- неуважение к публике, ещё способной и, что очень важно в наше время, желающей «погружаться» в серьезные и монументальные музыкальные полотна, в сосредоточенное слушание, а не только в легкие «танцующие» увертюры или популярную классику.

Тула. Музыкально-литературная композиция на музыку Шостаковича к 80-летию Великой Победы.О проблеме.
Сегодняшний зритель с благодарностью принимает практически все то, что ему предлагается.
- Весь вопрос: что, кем, в какой форме и какого качества!
Наблюдаемое «заигрывание» с истинными почитателям серьезной музыки, которых становится все меньше, с молодым поколением, приходящим в филармонические залы и предлагаемое массовому сознанию т.н.
«суррогатное» представление о классической симфонической и хоровой культуре настораживает.
- Некоторых чиновников от культуры с неподдельной искренностью все больше интересуют лишь факт события, его массовость, стоимость, отчет перед вышестоящим руководством, где можно спрятаться за «медийными» фамилиями, а не эстетические аспекты и качество предлагаемого исполнения.
Происходящее ведет к потере вдумчивого слушателя, способного без словесных, кино или других ассоциаций воспринимать концерты классической музыки.

Переломить негативные процессы, сохранив великое музыкальное наследие и слушательские традиции, доставшиеся из прошлого, воможно только с появлением в КУЛЬТУРЕ культурно образованного и компетентного руководства, по словам
Президента РФ В. В. Путина: «…лидеров не по должности, а по характеру своих убеждений»!
Так, нуждается ли Величие музыки Шостаковича в словесных иллюстрациях?
Однозначно — нет!9 мая 2025
Роман Юрьевич Моисеев. Дирижёр, педагог, общественный деятель. Родился в 1960 году в Москве.
Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в классе оперно-симфонического дирижирования у выдающихся дирижёров, нар. арт. СССР Д. Г. Китаенко и Г. Н. Рождественского. Ранее окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (в классе хорового дирижирования у. В. О. Семенюка и С. Д. Гусева, оркестрового дирижирования у О. М. Агаркова) и Академическое музыкальное училище при Московской консерватории. Ведет концертно-педагогическую деятельность в России и за ее пределами. Является экспертом в области классической музыки. Участвует в работе жюри международных конкурсов. Автор музыкальных сборников, публикаций, рецензий. Член Международного Союза музыкальных деятелей. Уделяет большое внимание вопросам развития академического музыкального искусства в регионах.
________
В дополнение темы
«ТРАНСФОРМЕРЫ КУЛЬТУРЫ»
Кто в ответе за культуру Тульской области.
Материалы на платформе dzen.