В Туле прозвучала музыкально-литературная композиция на музыку Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Добавлено 13 мая 2025 Musician

Тульская филармония, Залы Дворянского собрания, Зал Тульской филармонии, Московский Международный Дом Музыки, Роман Моисеев (дирижер)

Музыка Шостаковича не требует слов.

В городе-герое Туле, с его славными вековыми военными традициями и значительным вкладом Тульской области в разгром немецко-фашистских захватчиков, в объявленный Президентом Р Ф В. В. Путиным 2025 год — «ГОДОМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА» и в ознаменование 80-летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ НАД ФАШИЗМОМ не может не прозвучать знаменитая 7-я, «Ленинградская» симфония Д. Д. Шостаковича в исполнении Тульского филармонического симфонического оркестра.

О своем предложении исполнить Симфонию в Концертном зале Тульской филармонии я довольно подробно проинформировал 3 июля 2024 года тогда еще временно исполняющего обязанности губернатора Тульской области Д. В. Миляева..!

9 марта 2025

НЕ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР О МУЗЫКЕ.

В ЗАЩИТУ СИМФОНИИ.

На открытой концертной площадке Тульского Кремля под управлением приглашенного молодого дирижёра и режиссёра из Москвы 9 мая 2025 года в 16 часов прозвучала музыка 7-ой симфонии Д. Д. Шостаковича.
Страна торжественно отпраздновала 80-летие Великой Победы. Но давайте все же поговорим о музыке.
По желанию организаторов, первое исполнение «Ленинградской» симфонии в Туле с «молчаливого согласия» молодого дирижёра из Москвы И. Никифорчина было переформатировано в литературно-музыкальную композицию.

Хорошо это или плохо? Возможно так вопрос ставить не корректно. Ответ скорее лежит в плоскости музыкальных компетенций организаторов мероприятия и, в частности, министра культуры и туризма Тульской области Т. В. Рыбкиной (р.1962, работает с третьим Губернатором) как известно, получившей когда-то музыкально-теоретическое образование…
  • (Напомним, в Тульском филармонческом симфоническом оркестре (ТФСО), созданном в 2017 году, имеется свой, не менее способный и молодой главный дирижёр В. Белоусов, виолончелист, педагог).
Однако, среди подготовленной части слушателей, пришедших услышать в Туле знаменитую симфонию великого Шостаковича возникли неоднозначные мнения.
Попробуем разобраться.

Разрушая и перечёркивая, на наш взгляд, истинный замысел крупного симфонического полотна великого композитора, его музыкальную форму и звуковую архитектуру, заглушая искренность солирующих тембров, олицетворяющих одинокие человеческие голоса, «блокадная симфония» была буквально «изрешечена» многочисленными словесными текстами и «закована» в мрачную «музыкальную коробку» уличной сцены, где дальше чтецов и первого ряда музыкантов зрителям ничего не возможно было увидеть.

Да и слушать серьезную симфоническую музыку на огромных уличных просторах через звукоусиливающие колонки тоже не очень-то приятное удовольствие.

  • Не стали откровением качество звука и визуальная притягательность прямой трансляции, проводившейся в одной из соц. сетей…
Справедливости ради признаем, что никто не сомневается в важности мероприятия, в прекрасно читаемых патриотических словах памяти, посвященных Великой Отечественной войне под музыку наиболее проникновенных фрагментов музыки Шостаковича! Но…
  • Почему слово должно «соперничать» со звучащей музыкой (или наоборот), восприниматься как «подзвучка» одного другому?
  • Почему громко заявленный и афишируемый организаторами проект исполнения 7 симфонии в Туле просто нельзя было назвать честно: музыкально-литературная или военно-патриотическая композиция на музыку Шостаковича. И тем самым проявить к себе уважение и не вводить никого в заблуждение.
По сути, нас лишили возможности прослушать симфонию, ВЕЛИКУЮ МУЗЫКУ, как она была задумана автором, самостоятельно думать, вспоминать события, переживать ее содержание…

Зададимся вопросом:
  • А может действительно, ввиду «внезапно» появившейся сложности восприятия оригинала, официально превратить «Ленинградскую» симфонию Шостаковича, звучащую около 1 часа и 15 минут, в литературно-музыкальную композицию?
К сожалению, идя на поводу т.н. «креативности», в очередной раз продемонстрирована простая некомпетентность в сфере симфонической культуры:
  • неуважение к великому композитору ХХ века и его гениальной партитуре;
  • неуважение к драматическим артистам и приглашенному из Москвы режиссёру мероприятия (коли они были предусмотрены), даже не упомянутым в афише;
  • неуважение к публике, ещё способной и, что очень важно в наше время, желающей «погружаться» в серьезные и монументальные музыкальные полотна, в сосредоточенное слушание, а не только в легкие «танцующие» увертюры или популярную классику.

Тула. Музыкально-литературная композиция на музыку Шостаковича к 80-летию Великой Победы.

О проблеме.

Сегодняшний зритель с благодарностью принимает практически все то, что ему предлагается.
  • Весь вопрос: что, кем, в какой форме и какого качества!
Наблюдаемое «заигрывание» с истинными почитателям серьезной музыки, которых становится все меньше, с молодым поколением, приходящим в филармонические залы и предлагаемое массовому сознанию т.н. «суррогатное» представление о классической симфонической и хоровой культуре настораживает.

  • Некоторых чиновников от культуры с неподдельной искренностью все больше интересуют лишь факт события, его массовость, стоимость, отчет перед вышестоящим руководством, где можно спрятаться за «медийными» фамилиями, а не эстетические аспекты и качество предлагаемого исполнения.
Происходящее ведет к потере вдумчивого слушателя, способного без словесных, кино или других ассоциаций воспринимать концерты классической музыки.

Переломить негативные процессы, сохранив великое музыкальное наследие и слушательские традиции, доставшиеся из прошлого, воможно только с появлением в КУЛЬТУРЕ культурно образованного и компетентного руководства, по словам Президента РФ В. В. Путина: «…лидеров не по должности, а по характеру своих убеждений»!

Так, нуждается ли Величие музыки Шостаковича в словесных иллюстрациях?

Однозначно — нет!

9 мая 2025

Роман Юрьевич Моисеев.

Дирижёр, педагог, общественный деятель.
Родился в 1960 году в Москве.

Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского в классе оперно-симфонического дирижирования у выдающихся дирижёров, нар. арт. СССР Д. Г. Китаенко и Г. Н. Рождественского. Ранее окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (в классе хорового дирижирования у. В. О. Семенюка и С. Д. Гусева, оркестрового дирижирования у О. М. Агаркова) и Академическое музыкальное училище при Московской консерватории. Ведет концертно-педагогическую деятельность в России и за ее пределами. Является экспертом в области классической музыки. Участвует в работе жюри международных конкурсов. Автор музыкальных сборников, публикаций, рецензий. Член Международного Союза музыкальных деятелей.
Уделяет большое внимание вопросам развития академического музыкального искусства в регионах.

________


В дополнение темы

«ТРАНСФОРМЕРЫ КУЛЬТУРЫ»
Кто в ответе за культуру Тульской области.

Материалы на платформе dzen.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору