Военные марши России и Германии XIX и XX века

Добавлено 13 июля 2013 Александр Генельт

Александр Генельт Музыкальные письма

Military marches Germany and Russia in the XIX XX centuries

Если сравнить военную музыку времен второй мировой войны, то по всем статьям выходит, что и в этом противостоянии победил СССР, причем – безоговорочно. Звучавшая в те годы военная музыка с обеих сторон была прекрасна, под стать отваге сражавшимся армиям. Строгое звучание военных оркестров России и СССР символизирует стремление отстоять свободу и независимость от нашествия немцев, стремление победить врага и продемонстрировать свое превосходство навсегда.

Бравурное звучание германских оркестров зовет войска к легкой победе храбрых солдат вдали от фатерлянда.


Военная музыка второй мировой войны - это национальное и мировое культурное и историческое достояние

Генельт и военная музыка

Мой интерес к исполнению маршевой музыки не случаен. В 188Х годах одного озорного мюнхенского беспризорника и чистильщика сапог, имевшего талант играть на слух на трубе любое, даже только что напетое произведение, неизвестный русский офицер вывез в Санкт-Петербург. Вскоре Фридриха Генельта (скорее всего, эту фамилию ему дали в России) без экзаменов зачислили в Петербургскую консерваторию в класс Александра Константиновича Глазунова.


На форуме любителей военной музыки http://marsches.zbord.ru в разделе «Дирижёры Императорской России» в части «Гвардейский корпус» есть упоминание о прадеде уже при его служении в гвардии. Недавно, в газете «Новости Керчи № 47 от 22 НОЯБРЯ 2012 г.», мне попалась замечательная статья С. Шестакова «ИГРАЕТ ВОЕННЫЙ ОРКЕСТР...». О творчестве военных дирижеров у нас писали и пишут мало и крайне редко (http://bospor.com.ua/photos/file/319.pdf).


Шестаков пишет «…С Крымом и Керчью в разные годы была связана жизнь многих выдающихся капельмейстеров. В этой связи надо вспомнить замечательную выставку «Гражданская война. Заключительные акты трагедии» из собрания Шереметьевых, которая экспонировалась в Картинной галерее Керченского историко-культурного заповедника в 2011-2012 гг. Там были показаны некоторые явления военной музыки.


Интересная выставка и побудила автора к этим заметкам о музыке и музыкантах. Среди многих фото на выставке выделялись гигантские фотографии, изображавшие весь личный состав полка. На переднем плане находятся офицеры, за ними нижние чины, как тогда именовались солдаты. Такие групповые многофигурные фотографии и сейчас по техническому исполнению кажутся фантастическими: лица каждого из тысячи человек различимы. Всюду на всех фотографиях присутствует духовой оркестр с инструментами. Таковы фотографии Лейб-гвардии Санкт-Петербургского короля Фридриха Вильгельма II полка, расквартированного в Варшаве. С оркестром изображен капельмейстер Карл Иванович Кинд.


Среди историков музыки считается, что именно он оказал большое влияние на развитие армейских духовых оркестров. Музыкантами были низшие чины из числа музыкально способных солдат. Игре на музыкальных инструментах, строевой выучке, игре в походе их обучал капельмейстер. На фотографии Лейб-гвардии 2-ой Артиллерийской бригады изображен с оркестром Федор Августович Генельт. Некоторые звукозаписи известных музыкальных произведений сделаны в исполнении его оркестра.


На двух фотографиях 8-го Уланского Вознесенского полка тоже изображен духовой оркестр большого состава, но опознать капельмейстера пока не удалось. В этом оркестре, помимо медных и ударных инструментов, было много деревянных, включая фаготы и саксофоны. Однако большинство полковых оркестров имели малый состав, но капельмейстеры старались их дополнить характерными инструментами, чтобы расширить исполнительские возможности коллектива…».

Лейб-гвардии 2-я артиллерийская бригада

История создания 2-й гвардейской дивизии Лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады (1796-го батальона), в состав которой входили лейб-гвардии Кирасирский Его величества полк и лейб-гвардии Кирасирский Ея величества Государыни-Императрицы Марии Феодоровны полк, известна с Бородинского сражения.

Рис. 1. Бородино. Памятники-монументы войны 1812 г. в память 2-й конной батареи лейб-гвардии артиллерийской бригады капитана Ф.Ф.Ралля.

Рис.2. Лицевая сторона (юго-западная). Позиция Лейб-гвардии Конной артиллерии №2 батареи 26 августа 1812 г. (http://www.borodinoru.ru/Pamyatniki/pamyat1812/pam27.htm)


Командиры и оркестр Лейб-гвардии 2-й артиллерийской бригады не раз действовали на передовых рубежах и в горячих точках Первой мировой войны:

19.08.-4.09.1914 г. - бригада участвовала в Люблинской операции;

25.08.1914 г. - 1-й дивизион участвовал в бою у д. Издебно;

7-14.10.1914 г. - бригада участвовала в Варшавско-Ивангородской операции;

2-30.11.1914 г. - бригада вела боевые действия в районе г. Краков;

3.02.-8.03.1915 г. - бригада вела боевые действия на позициях под кр. Ломжа;

20.06.-5.08.1915 г. - бригада вела боевые действия в районе г. Холм;

16.08.-26.09.1915 гг. - бригада вела боевые действия в районе г. Вильно - м. Сморгонь;

11-21.07.1916 г. - находилась на позициях в районе р. Стоход;

15-19.07.1916 г. - вела наступление в районе дд. Немер - Райместо - Новое Доросино на р. Стоход;

26-27.07.1916 г. - вела наступление в Кухарском лесу;

??.07.-24.08.1916 г. - находилась на позиции в р-не д. Кухары;

29.08.-22.10.1916 г. - вела боевые действия на Бубновском плацдарме;

3, 7, 19, 21, 29.09.1916 г. - осуществляла огневую поддержку атак пехоты;

14.10.1916 г. - вела оборонительные бои;

??.10.1916-??.05.1917 гг. - вела позиционные бои в районе дд. Корытница - Пустомыты на реке Стоход;

16.06.-5.07.1917 г. - участвовала в Галицийской операции;

10-24.07.1917 г. - вела оборонительные и арьергардные бои под гг. Тарнополь, Збараж.

В источнике (http://www.regiment.ru/reg/I/C/2/1.htm)

Театры военных действий и прадед

Первоначально бригада действовала под командованием генерал-майора Александра Александровича фон Дена (August Alexander von Dehn). После пленения фон Дена в штыковом бою, в разное время и до первого ранения гвардейской бригадой командовали: генерал-майоры - Александр Михайлович Сиверс, Александр Федорович фон Аккерман, Иван Петрович Михайловский, а также полковник Михаил Николаевич Без-Корнилович. С последним прадед участвовал в боевых действиях в феврале 1918 года, уже под командованием Михаила Дмитриевича Бонч-Бруевича, с которым они были знакомы, когда Михаил Дмитриевич был начальником штаба Северо-Западного фронта.


Прадед, как и Михаил Дмитриевич, осознанно перешел на сторону РККА, и героически сражался, создав «надежды маленький оркестр», за боевую деятельность которого общим собранием 25-го артиллерийского полка прадед был награжден Орденом Труда №3. Сегодня уместно сказать о том, что при подходе немцев к Петрограду либерально настроенная публика тех лет приветствовала наступление немцев. Вот что об этих настроениях большинства почтенной публики писал Иван Бунин: «В газетах — о начавшемся наступлении немцев. Все говорят: «Ах, если бы!»… Вчера были у Б. Собралось порядочно народу — и все в один голос: немцы, слава Богу, продвигаются, взяли Смоленск и Бологое… Слухи о каких-то польских легионах, которые тоже будто бы идут спасать нас… Немцы будто бы не идут, как обычно идут на войне, сражаясь, завоевывая, а „просто едут по железной дороге“ — занимать Петербург… После вчерашних вечерних известий, что Петербург уже взят немцами, газеты очень разочаровали… В Петербург будто бы вошел немецкий корпус. Завтра декрет о денационализации банков…».


Мне было бы странным видеть в то время активизацию белого движения, также вызывавшего восторг былых белоленточников…


Еще в канун Первой мировой войны к одному из полков был приставлен куратором дивизии в чине ротмистра, великий князь Михаил Александрович.

Рис. 3. Великий князь Михаил Александрович.

По воспоминаниям моей родной тетки, фрейлины Марии Петровны, помню, что став генералом-майором Свиты, князь Михаил Александрович в 16-м году отписал к себе Фридриха Генельта, в результате чего прадед еще недолго служил Главным капельмейстером Двора Его Императорского Величества.


Именно здесь он приобрел бесценный опыт управления большим парадным оркестром во время государственных торжеств, что с одной стороны спасло его от расстрела, а с другой стороны позволило организовать выполнение масштабных музыкальных парадов на Красной площади в Москве.


Кстати, будучи 25 октября 1917 года в Зимнем Дворце в полной парадной форме, прадед не позволил ворвавшимся солдатам и матросам начать крушить и уничтожать произведения искусства, чем заслужит благосклонное к себе отношение Михаила Ивановича Калинина.


От чистого сердца будущий всесоюзный староста вручил прадеду огромное полотно Тициана, на обратной стороне которого он собственноручно написал «Федору Генельту от Михаила Калинина», и размашисто расписался. Значительно позже это полотно и еще ряд работ кисти Айвазовского были переданы дедом и отцом в Эрмитаж и Русский музей, что оказало, мягко говоря, не самое лучшее влияние на их судьбы.

Революция и военная музыка

После революции 1917 года классы военных капельмейстеров в Петроградской, Московской консерваториях, а также в Варшавском музыкальном институте были закрыты. В связи с изменившимися социально-политическими условиями и новыми идеологическими установками создавалась новая система военно-дирижерского образования. Уже в первые послереволюционные годы была осознана мысль о необходимости подготовки руководителей для оркестров Красной Армии.


Одним из первых шагов Советского правительства и военного руководства в деле организации военно-дирижерского образования было открытие в 1921 году капельмейстерских классов при Ташкентской и Петроградской военно-музыкантских школах. Позже, в 1922 году, Ташкентская военно-музыкантская школа была переведена в Петроград и влилась в Петроградскую военно-музыкантскую школу, а в 1923 году Петроградская военно-музыкантская школа была расформирована и капельмейстерский класс из 30 слушателей был организован при 8-й пехотной Петроградской школе комсостава. Для подготовки будущих руководителей оркестров Красной Армии в капельмейстерском классе были приглашены ведущие преподаватели Петроградской консерватории профессора А. Осовский, А. Егоров, А. Буцкой.


Большую помощь в организации и обеспечении нового военно-музыкального заведения музыкальными инструментами оказывал ректор Петроградской консерватории, видный русский композитор и музыкально-общественный деятель А. К. Глазунов. Общее руководство классом военных капельмейстеров было возложено на С. А. Чернецкого (http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2010/14_06_nemirski.pdf).


Музыка Семена Александровича Чернецкого - это музыка-победитель. Навсегда!


ВИДЕО К статье «Военные марши России и Германии XIX и XX века». Часть 1 из 5
ВИДЕО К статье «Военные марши России и Германии XIX и XX века». Часть 2 из 5
ВИДЕО К статье «Военные марши России и Германии XIX и XX века». Часть 3 из 5
ВИДЕО К статье «Военные марши России и Германии XIX и XX века». Часть 4 из 5
ВИДЕО К статье «Военные марши России и Германии XIX и XX века». Часть 5 из 5

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Москва, 02 декабря 2014:

    Крайне заинтересовала Ваша статья "Военные марши России и Германии XIX и XX века".
    Есть вопросы и просьба.
    Как я могу с Вами связаться?

    Юрий Владимирович
    985 111 10 12
    Keand@mail.ru

    • muzkarta, 02 декабря 2014:

      Юрий Владимирович, контактные данные есть на странице автора: henelt-muzykalnyye-pisma.muzkarta.info слева в колонке под фото.

    • Александр Генельт, 07 июня 2016:

      Адрес изменился, так как я решил обнародовать в нём ещё и фамилию: aleksandr-genelt-muzykalnyye-pisma.muzkarta.info

  2. henelt, 14 июля 2013:

    Мой аккаунт на Youtube закрыт. Для восстановления этих роликов понадобится некоторое время. Приношу свои извинения.

    • muzkarta, 15 июля 2013:

      Видеоматериалы, иллюстрирующие статью, временно скрыты и будут восстановлены, как только аккаунт Автора на сайте YouTube станет доступен вновь.

    • henelt, 15 июля 2013:

      Ролики восстановлены в разделе ВИДЕО: henelt-muzykalnyye-pisma.muzkarta.info

  3. Вячеслав, Казань, 14 июля 2013:

    Спасибо за статью и отличную подборку материала

    • henelt, 14 июля 2013:

      Приятно получить теплые слова из любимого с юности города! У Вас сегодня очень празднично, поздравляю!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору