М. Гусева, С. Туромшина
Зам. начальника Управления культуры и архива Пензенской области К. В. Застрожный благодарит В. И. Пьявко и В. Байкова за вклад в успешное проведение фестиваля
Второй, вечерний, гала-концерт фестиваля начался с пролога, в котором приняли участие юные артисты музыкального театра ДМШ № 15 — лауреата Всероссийских и международных детских конкурсов театрального искусства (рук. С. Орешкина) и филармонические коллективы.
Музыкальный театр С.Орешкиной и ансамбль Миряне
Лауреат Всероссийских и международных фестивалей и конкурсов ансамбль этнической музыки «Миряне» под руководством ЗРК РФ Елены Пыковой познакомили публику с песнями тарханских крестьян, так восхищавшими поэта в юности.
Марта Серебрякова и квартет Губерния
Лауреат Всероссийского конкурса квартет народных инструментов «Губерния» под руководством Эдуарда Пятунина с солисткой Мартой Серебряковой исполнили «Казачью колыбельную» на стихи М. Лермонтова.
Симфоническая капелла под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Каширского
Симфоническая капелла под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Владимира Каширского представила классические произведения на тексты М. Ю. Лермонтова в новой аранжировке.
И.Керденская и Е.Бородина
Они прозвучали в исполнении Анатолия Луконина, Ирины Керденской, Екатерины Бородиной, Иркена Мустафина и заслуженной артистки РФ Елены Сафроновой.
Елена Сафронова
Как и в завершении первого, дневного, гала-концерта подарком для всех участников фестиваля стало выступление гостей.
В.Байков и симфонический оркестр
Для солиста Московского театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова, лауреата многочисленных международных конкурсов (им. М. Каллас, им. С. Рахманинова, им. Г. Свиридова, им. Королевы Елизаветы, им. М. Хелен, «Бельведер», «Янтарный соловей»…), лауреата Фонда Ирины Архиповой
Владимира Байкова (бас-баритон) это не первый приезд в Пензу. В 2004 г. в цикле «Музыкальные вечера для юношества» В. Байков вместе с Дмитрием Сибирцевым — лауреатом Всероссийских и международных конкурсов, лауреатом Фонда Ирины Архиповой, ныне директором «Новой оперы», исполняли романсы русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и Г. Свиридова. В 2013 г. в рамках Музыкального фестиваля им. Ирины Архиповой
Владимир Байков выступал в концерте «Приношение поэту», состоявшемся навстречу 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова в Пензенской областной библиотеке, носящей имя поэта. Тогда под руководством народного артиста Советского Союза, Президента Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Владислава Ивановича Пьявко была подготовлена новая программа к юбилею поэта совместно с муниципальным оркестром русских народных инструментов «Пенза» (худ. рук. Эдуард Пятунин, гл. дир. Сергей Сидоров). Новая встреча певца — обладателя голоса, в палитре которого столько красок, что любой музыкальный образ, любая картина становятся буквально зримыми, сопровождалась губернаторской симфонической капеллой.
В. И. Пьявко и капелла
Народного артиста СССР
Владислава Пьявко, автора проекта фестиваля, пензенская публика знает и любит уже давно — можно сказать, он здесь как дома. Публика помнит его выступления совместно с супругой — народной артисткой Советского Союза, самой титулованной певицей страны, королевой русской оперы Ириной Константиновной Архиповой (Светлая память о ней живёт в сердцах всех россиян и любителей оперного искусства во всём мире!). Они часто приезжали с концертами в г. Пензу.
Самая яркая, грандиозная встреча с пензенской публикой состоялась при поддержке губернатора Пензенской области Василия Кузьмича Бочкарёва и Правительства области 19 сентября 1999 года. 185-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова было отмечено незабываемым событием — международным фестивалем русского романса. На Советской площади, где в настоящее время восстанавливается кафедральный собор, с огромной, временно установленной, сцены выступали звёзды мировой оперной сцены — народные артисты СССР Ирина Архипова, Владислав Пьявко и Борис Штоколов. В концерте принимали участие и более молодые, но не менее известные в то время певцы: солисты Большого театра Сергей Гайдей и Андрей Григорьев, солистка Берлинской оперы Людмила Магомедова. Выступление певцов сопровождали симфонический оркестр Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (дир. заслуженный деятель искусств РФ Александр Петухов) и Государственный академический оркестр народных инструментов Российского радио и телевидения под упр. народного артиста СССР Николая Некрасова. Концерт длился почти четыре часа, прозвучало более сорока романсов, арий из опер, русских народных песен. Газеты писали: «Так, словами русского романса и прекрасной музыкой, артисты выразили любовь к творческому гению М. Ю. Лермонтова и уважение к людям земли пензенской." А публика рукоплескала мастерам сцены и не обращала внимания на дождь, ветер и неожиданное похолодание в тот памятный вечер…
С того дня Владислав Иванович Пьявко, будучи куратором Пензенского городского отделения МСМД, часто приезжал не только ради встреч с коллегами по творческому союзу, но и для встреч с пензенской публикой на творческих вечерах, концертах, фестивалях. Благодаря поддержке Администрации города Пензы и Управления культуры города в 2012 г. В. И. Пьявко привозил молодых певиц московских театров в программе «Страсть любви» Музыкального фестиваля им. Ирины Архиповой. А в 2013 г. — создал и показал новую программу «Приношение поэту», благословил и оказал содействие в учреждении в Пензе Всероссийского фестиваля классической и современной музыки для детей и юношества «Музыкальный подснежник».
Выход такого большого артиста переводит любую программу в новую плоскость — незаурядного, значительного события. И в этот вечер, как и прежде, Владислав Пьявко был готов передать публике своё, не утраченное с годами, ощущение сцены как праздника. Всё его выступление прошло как динамичное зрелище, на высоком эмоциональном подъёме.
Т. М. Мельникова — директор Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»
Многие из прозвучавших в эти дни произведений хорошо знакомы нашему слушателю, но от того не менее любимы. И для него, слушателя, куда важнее полнота и искренность выражения чувства, чем оригинальность исполнительской трактовки. В определённой мере этим ожиданиям отвечало большинство интерпретаций, и часто можно было заметить, с каким жадным вниманием ловится каждое слово, каждая интонация.
Маргарита ГусеваСветлана Туромшина