Петербургская вокалистка Филармонии джазовой музыки Юлия Касьян рассказала JazzPeople, как открыла в себе любовь к джазу, что для ее карьеры значило знакомство с Давидом Голощекиным, почему пение джаза на концерте можно сравнить с исповедью и чему удается посвятить время отдыха.
— Юлия, у вас есть замечательная программа, посвященная Билли Холидей. Интересно узнать историю ее возникновения.— Давно было в планах отдать дань Билли Холидей. Когда я доросла до понимания глубины этой исполнительницы, для меня перевернулся весь мир, казалось, будто я обрела нового бесценного друга и единомышленника. Открылись многие истины в исполнении джаза. Ритмической свободе, драматизму в пении, тонкому ощущению разнообразия нюансов я обязана ей.
Я сделала интересную программу к 100-летию со дня рождения Билли Холидей в 2015 году. В ее осуществлении мне помог Давид Голощекин и его ансамбль. Премьера прошла с большим успехом. С тех пор эту программу я повторяю регулярно в Филармонии джазовой музыки. Также уже стало традицией включать несколько песен Билли в свой репертуар, исполняемый на разных концертах. В этом году специального концерта, посвященного ее дню рождения нет. В моем ближайшем репертуарном плане композиции не только Билли Холидей.
ДЖАЗОВЫЙ АНСАМБЛЬ — ЭТО В УНИСОН ДЫШАЩИЙ ОРГАНИЗМ
— Расскажите о вашем творческом союзе с Давидом Семеновичем Голощекиным. Как состоялась ваша первая встреча? — Само появление Давида Семеновича на моем пути — уже для меня особенная история. Он дал мне путевку в жизнь. Наш творческий союз сложился неслучайно, как показало наше совместное творчество. Знакомство произошло в университете имени Герцена, где маэстро является почетным профессором и преподает эстетику джазового искусства на факультете музыки уже 15 лет.
Учась на первом курсе и сидя перед ним на первой парте, я с большим любопытством слушала его лекции и пыталась понять, как различить стили и направления в джазе. Больше всего мне нравились демонстрации музыкальных треков в исполнении великих мастеров, которые он включал на проигрывателе. Непонятная музыка захватывала дух, порождала хаос в душе и вызывала во мне бурю эмоций. И конечно, я и все студенты жаждали каждой новой встречи с легендарным джазменом и крайне интересным рассказчиком.
После лекций я стала активно задавать вопросы, связанные с этим жанром, и Давид Семенович, почувствовав мою заинтересованность джазом, стал приносить мне диски и книги. Уже на втором курсе, несмотря на то, что я занималась классическим вокалом в стенах университета, я решила продемонстрировать Давиду Семеновичу свой голос и подготовила пару джазовых стандартов. Маэстро оценил не только красивый вокал, но и заметил способности к джазу. С тех пор он стал личным наставником по джазовому вокалу, а впоследствии, и моим покровителем, так называемым «крестным отцом» и большим другом. Голощекин весьма трепетно относится к вокалу в разных жанрах и имеет огромный багаж знаний о джазовом вокале и хорошо разбирается в его тонкостях, что отличает его от других профессиональных джазменов-инструменталистов. Он реализовал свой потенциал в качестве хорошего педагога по джазовому вокалу.
Тесный творческий союз сложился из-за того, что, как он сам любит говорить, «в коня корм», так как я понимаю его замечания с полуслова. Благодаря ему и благодаря определенной и нужной степени моих способностей, буквально за четыре года удалось добиться неплохого результата с нуля. Результатом стали мои премии в разных музыкальных конкурсах: «Осенний марафон», «Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры». Я лауреат Всероссийской олимпиады с международным участием в области эстрадно-джазового вокала, в результате чего стала обладателем Президентской премии для молодежи в области эстрадно-джазового вокала.
Сегодня я являюсь штатной солисткой государственной филармонии джазовой музыки. Помимо этого, я выступаю в престижных залах города: в Государственной академической Филармонии им. Д. Д. Шостаковича, в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга, в Театре Эстрады им. А. Райкина, в БКЗ «Октябрьский», в том числе гастролирую по нашей стране.
БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ДЖАЗЕ, НАХОДЯСЬ «В МАСКЕ», НЕВОЗМОЖНО ДОСТИГНУТЬ
— Что вы считаете самым значимым в образе джазового артиста?— Главное — это вкус и естественное, искреннее поведение на сцене. Ведь петь именно джаз — это как побывать на исповеди, зрителям видно и слышно все. Больших успехов в джазе, находясь «в маске», невозможно достигнуть. Особенно артист становится «голым» во время импровизации. По сыгранной или спетой интерпретации мелодии можно понять, что это за человек, с какими чертами характера, какой душой, и заключить его психотип. И, наконец, стиль в одежде и звуке должен быть единым.
— Есть ли традиция, которой вы следуете всегда до или после концерта, в каком бы городе не находились?— Особенно нет. Для меня главное хорошо спеть, все остальное меркнет. Единственное, что могу назвать традицией перед концертом, это обнять и пошутить со своими партнерами. Это благоприятно отображается на внутреннем состоянии и объединяет всех перед выходом на сцену. Ведь джазовый ансамбль — это в унисон дышащий организм.
— Как вы понимаете, что концерт прошел успешно?— Если зрители довольны и требуют исполнение на бис, что, как правило, случается. Это и есть успех!
— Поете ли вы только джазовые стандарты, или авторские песни тоже пишете и исполняете?— Нет, музыку я пока не пишу. Но для меня пишет авторские композиции Давид Семенович Голощекин, которые я с удовольствием исполняю.
— Чем вы предпочитаете заниматься в свободные от работы минуты?— Свое пение не считаю работой, поэтому свободное время от пения я провожу с музыкой. Еще предпочитаю находиться иногда в уединении: наслаждаться природой, тишиной и наблюдать за животным миром. Увлекаюсь кулинарией и люблю быть рядом с родными и близкими мне людьми.
http://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/julia-kasyan-jazz-na-ispovedi/