Звучат напевы русские над нашей стороной

Добавлено 31 августа 2015 Евгения Почернина

Евгения Почернина, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Ансамбль песни и танца «Белогорье»

Есть музыка, которая понятна каждому человеку. Она словно впитывается с молоком матери, передается как наследство от предков. Это музыка ветра в студеную зиму, капели в солнечное весеннее утро, перешептывания деревьев жарким летним днем, тихого шороха падающей листвы в осеннем лесу. Это музыка народа, которая сопровождает труд и отдых, радость праздника и горечь утраты… Музыка, которая звучит в каждом из нас, как когда-то звучала в наших прадедах.

Возможность заглянуть в прошлое, познакомиться с народными традициями России подарили белгородцам и гостям города два замечательных коллектива — Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. Годенко и белгородский вокально-хореографический ансамбль «Белогорье». Их программу «От берегов могучего Енисея к просторам Черноземья» в прошедшее воскресенье, 27 ноября, представила Белгородская государственная филармония.

Знакомство с коллективами для белгородских журналистов началось на пресс-конференции. «Для нас большая удача принимать на белгородской земле гостей из Сибири, ансамбль такого масштаба», — отметил художественный руководитель Белгородской государственной филармонии Иван Трунов.

Репертуар, который гости представили белгородской публике, — золотой фонд ансамбля танца Сибири в постановке основателя коллектива, народного артиста СССР Михаила Годенко и целого ряда балетмейстеров, одним из которых является внук легендарного Игоря Моисеева, нынешний художественный руководитель ансамбля Владимир Моисеев.

Открывали концертную программу хозяева сцены, ансамбль «Белогорье», который в нынешнем году празднует своё 40-летие. И полились в зал то задорные и залихватские, то протяжные и меланхоличные, многоголосые, сливающиеся в один музыкальный поток напевы. Практически каждую песенную композицию сопровождали танцы: под «Звучат напевы русские над нашей стороной…» мы увидели традиционные для нашего региона народные пляски. Русь обрядовая, с хороводами, открылась нам в композиции «Запрягай-ка, батька, лошадь…». Жизнь казачьей станицы, показательные бои с шашками артисты представили публике под исполнение «Ой, Варвара, Варенька…».

Стилизованно, ярко, по-настоящему «вкусно» исполнили вокалисты-мужчины попурри из популярных песен. Разложенная на несколько голосов, звенящая, как хор колокольчиков, песня «Семейный альбом» в исполнении прекрасной половины коллектива затронула самые тонкие струны души. Мощно, могуче, как полноводная река, лилась казачья песня «Не для меня»… Каждый номер белгородского коллектива, давно знакомого публике, встречался с восторгом с первых тактов.

Гостей города зрители приветствовали почтительной тишиной, которая уже к середине композиции отзывалась нарастающим гулом одобрения и шквалом оваций. В выступлении сибиряков поражало всё: и чарующая музыка, напоминающая звуки природы, и пластика танцоров, повторяющая гибкость растений и животных, и костюмы, отличающиеся красотой и богатством тканей.

Четкость движений, выразительность образов — ансамбль танца Сибири в каждом номере подарил белгородцам законченный хореографический спектакль. Жанровая картинка «На скамейке», шуточный танец «На птичьем дворе», танец с ложками и берестой, танец «На мосточке» — коллектив не переставал удивлять и поражать зрителя, призывая реагировать, вызывая к диалогу. И зал реагировал взрывами хохота и бурей аплодисментов.

Окончательно сердца жителей Белого города растопили красавицы Снегурочки с композицией «У колодца». Когда девушки выплыли в хороводе на сцену, зал наполнился восторженным оживлением. Казалось, это лебеди скользят по глади озера!

Зал долго не отпускал артистов обоих коллективов со сцены, вызывая снова и снова. Встреча с «Белогорьем», знакомство с ансамблем Сибири прошло триумфально и для первых, и для вторых.

Во время пресс-конференции прозвучал вопрос: какое влияние на народное творчество оказывают современные музыкальные и танцевальные течения? Руководители коллективов выразили мнение, что чистый фольклор показывать на концертной сцене уже нельзя. «Его нужно стильно „одевать“. Но это очень тонкая работа, здесь нужны вкус, чувство меры», — считает художественный руководитель ансамбля «Белогорье», заслуженный работник культуры РФ Наталья Чендева.

Именно вкус, стиль и чувство меры в сценической обработке русского фольклора и были блестяще продемонстрированы участниками концерта.

Евгения Бурак (фото автора)

17.12.2011

Читать материал на сайте газеты «Смена»

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору