Добавлено 08 сентября / 18 mgk-info2
суббота
Москва
8 сентября 2018
Московская консерватория
Рахманиновский зал Московской консерватории
ул. Б. Никитская, 11
Encode. Современная швейцарская музыка
Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
В программе:
Аннет Шмуки«Sand_Schlamm_Schnee_Quartet» (2015) для ансамбля
Оскар Бьянки«Gr…» (2010) для басовой флейты соло
Дэни Шулер«MYN» (2013) для ансамбля
Хайнц Холлигер«Studie II» (1981) для гобоя соло
Рикардо Эйзерик«Junkyard piece IIa» (2015) для флейты, бас-кларнета, ударных, фортепиано и объектов
Альфред Циммерлин«Rêve — réalité». Hommage à R.D. (2015) для голоса соло
Михаэль Жаррель«Песнь без слов» (2012) для скрипки, виолончели и фортепиано
18.00 в Конференц-зале состоится предконцертная беседа о швейцарской музыке (вход по предъявлению билета на концерт)
Билеты можно купить в кассах и на сайте Московской консерваторииПрограмма концерта Encode — это попытка исследования возможностей звука как носителя информации. В отличие от человеческой речи, музыка вряд ли может восприниматься как язык общения, хотя бы потому, что в ней отсутствует минимальная семантическая единица, с присущими ей имманентными смысловыми значениями. Именно поэтому в музыкальном искусстве невозможен перевод высказывания. При этом музыка, несомненно, обладает возможностью передачи информации. Эта возможность может быть локализована как в структуре, так и в отдельных элементах.
В программе концерта будут исполнены сочинения, в которых авторы обращаются к звуку в широком смысле, как к атому, который при определенных условиях способен генерировать все новые смысловые пространства. Эти условия заключаются собственно в композиции и работе со структурой сочинения, а также в сознательной редукции и отказе от детальной структурной работы.
Что такое музыкальный материал? Должен ли музыкальный материал по умолчанию обладать некими качествами, позволяющими ему развиваться в рамках музыкально-информативного поля? Существуют ли принципиальные различия между звуками, извлекаемыми на инструментах традиционным способом и шумами, получающимися в результате игры на кастрюлях, шлангах и вибраторах (Рикардо Эйзерик)? Какую роль в формировании информационного пространства играет текст, иногда потерявший изначальный смысл (Альфред Циммерлин) или элементы человеческой речи, инсталлированные в звучание инструментов (Аннетт Шмуки)?
Для иллюстрации этого исследования не случайно выбраны авторы, живущие и работающие в Швейцарии, ведь именно эта страна отличается исключительным коммуникативным многообразием. Помимо четырех государственных и множества других языков в Швейцарии уделяется большое внимание деталям, лежащих в основе как культурных, так и общественных и экономических процессов.
В концерте 8 сентября коммуникативная роль отводится музыкантам ансамбля Студия новой музыки, которым предстоит вести диалог не только со слушателем, но и с самими собой, иногда в буквальном смысле, сочетая исполнение на обычных инструментах с игрой на бытовых предметах, используя расширенные техники игры (Оскар Бьянки) и иллюстрируя почти импровизационную редукцию материала (Дэни Шулер).
Перед концертом музыковед и композитор Федор Софронов подробно расскажет о «правилах игры» программы и представит сочинения авторов.
Концерт проводится при поддержке Швейцарского совета по культуре Pro Helvetia.
«Студия новой музыки»
Начало концерта в 19:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj