Добавлено 06 сентября / 19 mgk-info2

воскресенье


Москва

8 сентября 2019


Московская консерватория

Рахманиновский зал Московской консерватории

ул. Б. Никитская, 11

Ф. Шуберт. Поздние сонаты для фортепиано

Ф. Шуберт. Поздние сонаты для фортепиано

Евгений Максимов (фортепиано)

В программе:
Ф. Шуберт

Соната № 19 до минор, D 958
Соната № 20 ля мажор, D 959
Соната № 21 си-бемоль мажор, D 960

Билеты в кассах Московской консерватории

8 сентября в Рахманиновском зале прозвучат шедевры позднего творчества Франца Шуберта. Имя этого композитора хорошо известно многим слушателям благодаря его песенному творчеству: «Аве Мария», «Лесной царь», циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» постоянно звучат в исполнении лучших музыкантов мира. В последние годы возрос интерес и к сочинениям в других жанрах, но поздние сонаты композитора по-прежнему остаются эзотерическими сфинксами, отпугивающими своими художественными загадками. Но риск свойственен артистам: за исполнение трёх поздних сонат Шуберта взялся Евгений Максимов — известный концертирующий пианист, лауреат международных конкурсов, доктор искусствоведения, доцент Московской консерватории.
Немного исторических фактов. Как указывают исследователи наследия Шуберта, «финальная версия сонат была завершена в сентябре 1828 года. На протяжении этого месяца был написан струнный квинтет и несколько песен цикла „Лебединая песня“ — выдающиеся достижения для такого короткого периода. Последняя соната была завершена 26 сентября. Двумя днями спустя Шуберт уже исполнял её на одном из вечеров в Вене. В письме Пробсту — одному из издателей, датированном 2 октября, Шуберт изъявляет желание опубликовать свои творения. Однако Пробста это не интересует, а 19 ноября Шуберт умирает от брюшного тифа, так и не дождавшись издания сонат. В следующем году Фердинанд, брат Шуберта, продаёт рукописи другому издателю, Антону Диабелли, который опубликует их только спустя 10 лет, в 1839 году. Шуберт намеревался посвятить сонаты виртуозу-пианисту и композитору Иоганну Гуммелю. Однако, к тому времени, как сонаты были опубликованы, Гуммеля не стало, а новый издатель решил посвятить их Роберту Шуману, который в своих критических статьях восхвалял работы Шуберта. Тем не менее Шуман сонатами остался не совсем доволен. Он говорил о „чрезмерной простоте идеи“, „добровольном отречении от яркого новаторства“, называл сонаты „бесконечными волнообразными движениями, всегда музыкальными и певучими, обрывающимися здесь и там волнами горячей страсти, но так же быстро и затихающими“.
Ещё одним композитором, серьёзно заинтересовавшимся сонатами, был Иоганнес Брамс. Брамса интересовало открытие и издание неизвестных произведений Шуберта, особенно сонат. В своём дневнике Клара Шуман восхищалась исполнением Брамсом последней сонаты. Несмотря на позитивную оценку Брамса, сонаты Шуберта, последние включительно, весь XIX век были заброшены и не восприняты должным образом, считались не совсем подходящими для фортепьяно. Только по прошествие века со дня смерти Шуберта критиков начало интересовать его фортепианное творчество, особенно после исполнений сонат Артуром Шнабелем и Эдуардом Эрдманом. На протяжении следующих десятилетий интерес к сонатам продолжал расти, и к концу века они входили в классический фортепианный репертуар, часто исполнялись на концертах. В конце XX века учёные спорили о сопоставлении шубертовских последних сонат с последними сонатами Бетховена».

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору