Музыкальную жизнь многих крупных городов украшают фестивали, которые проводит кто-то из выдающихся современных музыкантов. Теперь такой же необыкновенный фестиваль есть и в Петрозаводске, с самой настоящей звездой музыкального мира — Вадимом Холоденко.
«XX век с Вадимом Холоденко» — событие уникальное. Вадим предлагает неординарные программы, в них принимают участие как звезды музыкального мира, так и петрозаводские артисты. В центре внимания Второго фестиваля — австро-немецкая культура XX века.
В Петрозаводске происходит так много интересного, что порой не знаешь, что выбрать для досуга. Но тот, кто побывает на концертах Второго музыкального фестиваля «XX век с Вадимом Холоденко», не пожалеет ни минуты. Думаете, что не можете представить себя на таком концерте? Придите и попробуйте!
ПРОГРАММА ВТОРОГО ФЕСТИВАЛЯ «XX ВЕК С ВАДИМОМ ХОЛОДЕНКО»
5 ДЕКАБРЯ, 22.00
В программе
Хуго Вольф — Песни на стихи Эдуарда МерикеЛариса Холодкова (сопрано),лауреат международных конкурсов Вадим Холоденко (фортепиано)Арнольд Шенберг — «Лунный Пьеро», 21 мелодрама для голоса и ансамбля: трижды семь стихотворений Альбера Жиро (исполняется на русском языке)
Актриса Театра драмы РК «Творческая мастерская»
заслуженная артистка Карелии Виктория ФедороваАртисты Симфонического оркестра филармонии:Александр Милицкий (флейта)заслуженный артист Карелии Леонид Янишен (кларнет)лауреат международных конкурсов Денис Дорофеев (альт)Ольга Дорофеева (виолончель)Солист Карельской филармониилауреат международных конкурсов Александр Онькин (фортепиано)«Всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя. Все ее счастье в том, чтобы познать несчастье; вся ее красота в том, чтобы отказаться от видимости красоты» — так сказал Теодор Адорно о музыке, с которой мир вступил в XX век. Сочинения, открывающие фестиваль «XX век с Вадимом Холоденко», подтверждают его слова.Хуго Вольф — один из крупнейших мастеров камерной вокальной музыки, он создал новый тип немецкой песни, написав за пять лет более 300 песен. Его стиль — это в широком смысле «фьюжен», «сплав». В его песнях резко возросло психическое напряжение, и как следствие — внимание к поэтическому слову и обострение средств музыкальной выразительности. Его мелодии чутко реагируют на смысл и интонации каждого отдельного слова, каждой мысли стихотворения.
В своих песнях Хуго Вольф стремился передать не только конкретное содержание избранного текста, но и индивидуальную художественную манеру поэта. Вот почему свои циклы он именовал «Стихотворениями» (Мёрике, Эйхендорфа или Гёте). Поэзия Эдуарда Мёрике привлекла его задушевностью тона, любовным прославлением природы. Ему прекрасно удалось передать бесхитростность повествования с характерными переходами от задумчивости к веселью, переплетение сказочного (в природе) и реального (в жизни простых людей), что было свойственно творчеству Мёрике. Почти четверть его поэтического наследия Вольф переложил на музыку в своем цикле, написанном за четыре месяца и содержащем пятьдесят три песни.
«Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга появился в Вене — городе оперетт, классиков и напыщенного романтизма. С одной стороны, сочинение связано с романтической темой, с другой — это ярчайший образец новой музыки начала XX века. Сопоставление луны и Пьеро встречается и у других поэтов того времени. Внешне оно воспринимается как пародия на романтизм, и, на первый взгляд, ирония здесь преобладает, и лишь когда вникаешь в глубину смысла этой поэзии, пародия оказывается изнанкой лирики или же одной из граней тончайшей игры ее оттенков.
К созданию этого произведения композитора побудила актриса Альбертина Цеме, которая в то время специализировалась на мелодекламации. В результате возникла одна из самых интересных техник вокальной музыки — «речевая мелодия», которая выявляет присущую речи музыкальность. В предисловии композитор даст исполнителям следующие указания:
«Записанная нотами мелодия для голоса не предназначена для пения. Перед исполнителем стоит задача сделать из нее мелодию речевого пения, не забывая о предписанной высоте звуков. Это достижимо, если исполнитель абсолютно точно соблюдает ритм».
7 ДЕКАБРЯ, 19.00
Симфонический оркестр филармонии под управлением Анатолия Рыбалко,
Мужской хор Карелии (художественный руководитель — А.Умнов)
Мужской состав Академического хора Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова (художественный руководитель — Е.Гурьев),
Солист — Вадим Холоденко
В программе:
Ферруччо Бузони — Концерт для фортепиано, оркестра и мужского хораНа симфоническом концерте фестиваля «XX век с Вадимом Холоденко» прозвучит самый необычный фортепианный концерт в мире, принадлежащий перу неординарного композитора и пианиста Ферруччо Бузони. Ферруччо Бузони был исключительным виртуозом, продолжившим и развившим традиции виртуозного пианизма Ференца Листа. Владея в равной мере всеми видами фортепианной техники, он поражал слушателей блеском исполнения, красочностью звука. Энергия этого человека не имела границ. Работал по разных странах мира: в Гельсингфорсе (Хельсинки), где занимался, в частности, с Яном Сибелиусом, в Московский консерватории (приняв в этот период участие в Первом конкурсе Рубинштейна и получив на нём первую премию как композитор), в Бостоне и Берлине. Он преподавал в консерваториях, занимался организацией оркестровых вечеров, писал литературные работы, посвященные музыке и его любимому инструменту — фортепиано. Величайший пианист своего времени, Бузони быстро завоевал Европу и Америку. Талант композитора сочетался в нем наравне с талантом пианиста. Творческое наследие композитора весьма велико и разнообразно, но музыка Бузони, не делавшая уступок вкусам публики и господствовавшим в искусстве течениям, не получила широкого признания.
На протяжении своей творческой жизни Бузони во всем выходил из общепринятых рамок. Из рамок выходит и его
Фортепианный концерт — одно из наиболее интересных сочинений композитора, из-за технических сложностей крайне редко исполняемый — и в России, и в мире. Особенностей в концерте предостаточно: от временной протяженности (а идет он около 70 минут) до непривычного количества частей (пять). В финале вступает мужской хор (с текстом датского поэта-романтика Адама Эленшлегера) — по замыслу автора, хор должен быть скрытым до времени от слушателей и появиться лишь в последней части.
Великий виртуоз Ферруччо Бузони написал свой Фортепианный концерт для великих виртуозов, а Вадим Холоденко, без сомнения, таким является. В июне 2013 года в США Вадим завоевал все награды Международного фортепианного конкурса имени Ван Клиберна — одного из четырех самых престижных конкурсов в мире. Эта победа мгновенно превратила его в одного из самых известных пианистов мира, сразу принесла ему контракты крупнейших концертных агентств, масштабы которых совершенно непредставимы в российских реалиях, сотрудничество с выдающимися музыкантами (в частности, с Валерием Гергиевым, выбравшим В.Холоденко «артистом месяца» Мариинского театра), участие в крупнейших международных фестивалях.
Руководство Мариинского театра выбрало именно этот Концерт для исполнения в Санкт-Петербурге: 9 декабря Симфонический оркестр и Вадим Холоденко исполнят это сочинение в Концертном зале Мариинского театра.
14 ДЕКАБРЯ, 19.00 —
СПЕЦПРОЕКТ ФЕСТИВАЛЯАлена Баева (скрипка), Вадим Холоденко (фортепиано)
В программе:
Франц Шуберт — Соната ля минор для скрипки и фортепиано, Фантазия до мажор для скрипки и фортепиано;
Йоганнес Брамс — Соната № 1 для скрипки и фортепианоПианист
ВАДИМ ХОЛОДЕНКО в июне 2013 года в США завоевал все награды Международного фортепианного конкурса имени Ван Клиберна — одного из четырех самых престижных конкурсов в мире. Эта победа мгновенно превратила его в одного из самых известных пианистов мира, сразу принесла ему контракты крупнейших концертных агентств, масштабы которых совершенно непредставимы в российских реалиях, сотрудничество с выдающимися музыкантами (в частности, с Валерием Гергиевым, выбравшим В.Холоденко «артистом месяца» Мариинского театра), участие в крупнейших международных фестивалях.
АЛЕНА БАЕВА — ярчайшее молодое дарование современного скрипичного искусства. Она с неизменным успехом выступает в лучших концертных залах мира, играет с ведущими симфоническими оркестрами. Большое внимание уделяет камерному музицированию; ее партнерами были Александр Князев, Юрий Башмет, Дмитрий Ситковецкий, Юлиан Рахлин, Шломо Минц, Вадим Холоденко. Алена Баева также общалась и занималась с Мстиславом Ростроповичем. Артистка принимает активное участие в фестивалях, проходящих в Москве, Вене, Стамбуле, городах Израиля, Бразилии.
Карельская государственная филармония
5, 7 и 14 декабря 2015 года