Добавлено 23 февраля / 23 mishmar

четверг


Москва

23 февраля 2023


Ансамбль Дмитрия Покровского. Москонцерт.

«Москонцерт» на Пушечной

ул. Пушечная, д. 4, стр. 2, метро "Кузнецкий мост"

«Масленка, дай блинка!»

«Масленка, дай блинка!»

Ансамбль Дмитрия Покровского
Масленичные песни, пляски, игры, обряды. Детям.

Масленка, дай блинка! (6+)

В Москонцерте на Пушечной (Бальный Зал)
м. Кузнецкий мост, Лубянка
ул. Пушечная, д. 4, стр. 2.

ссылка на покупку билета — Купить билеты | Mosconcert

На сцене, в исполнении Ансамбля Дмитрия Покровского — масленичные песни, пляски, игры и обряды (с рассказами и объяснениями для детей) и атмосфера весёлых народных гуляний на Масленицу.

Программа «Масленка, дай блинка!» из цикла «Круглый год» посвящена весёлому празднику проводов зимы — Масленице.

-- Масляная, счастливая, протянися до Велика дня!

На Руси к Масленице относятся по-особому: даже каждый день Масляной недели имеет своё название и предназначение: понедельник — встреча (встречали Масленицу, наряжали ее чучело и возили по улице, начинали выпекать первые блины), вторник — заигрыши (устраивались различные игры и забавы, молодежь каталась с гор и ходила по утрам в гости на блины, а женихи присматривали невест, заигрывали с девушками), среда — лакомка (тёщи приглашали зятьев к себе на блины), четверг — широкий четверг, широкая масленица (в этот день по обычаю устраивались кулачные бои или «стенка на стенку»), пятница — тещины вечёрки (теперь уже зятья звали на блины своих тещ, стараясь угостить их как можно лучше), суббота — золовкины посиделки (молодая невестка должна одарить золовок подарками), воскресенье — проводы, прощанье, прощёное воскресенье (все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом, и прощаются с Масленицей, сжигая её чучело). Считалось, что человек, не повеселившийся вволю на Масляной неделе, будет неудачлив весь год.

Среди всех славянских народов именно у русских Масленица получила наибольшее распространение. Масленицу всегда праздновали шумно и с размахом, особенно после того, как к русским обычаям в петровские времена добавились черты европейского карнавала. Катания с гор, на лошадях и в санях, богато украшенных бубенцами и лентами, карусели и качели на центральных площадях, огромные шесты с колёсами, обмотанными соломой или соломенные чучела, балаганы, райки, игры, шутовство, медвежьи потехи, обливание друг друга водой, снежные бои, пляски, песни, — всё это непременные атрибуты масленичных гуляний. У мужчин на Масленицу были свои мужские развлечения — кулачные бои стенка на стенку, участвовать в которых было очень почётно. Для подбадривания дерущихся сзади обязательно размещались музыканты — гусляры, гармонисты, призванные специальными песнями и частушками «под драку» поднимать их боевой дух.

Несмотря на местные особенности, есть несколько обязательных отличительных черт, присущих только этому празднику. Каждая из них непосредственно связана с древней языческой магией плодородия. Это:

— ритуальное объедение,

(Наесться хлебом впрок, обеспечив себе сытую жизнь на весь год, должен был каждый. Форма ритуального хлеба не случайно с самого начала была круглой — это символ солнца, жизни и круговорота времени. Собственно блин, как обязательная еда в Масленицу пришёл из похоронного обряда, и самый первый блин не ели, он предназначался духам предков. Считалось, сколько блинов съешь — столько денег будет в доме на новый год)
- чествование молодых, недавно вступивших в брак,

(Молодые пары становились на это время центром общественного внимания. Их чествовали, как выполнивших свой долг перед родом, общиной. Они обеспечили продолжение своей жизни, повлияв таким образом и на плодородие всей природы Обратная сторона этого — укоры не вступившим в брак. Во время Масленицы разрешалось даже воровать девушек, которые нравились парням. Это не осуждалось строго, а, наоборот, общество осуждало тех, кто имел брачный возраст и не женился).

-катание на лошадях,

(Лошади и медведи — древнейшие символы плодородия, катания на лошадях и медвежьи потехи должны были также укрепить животворящие силы природы.)

-проводы зимы.

(Обязательный материал, из которого делалось чучело Масленицы-Зимы — это солома. Возвращение её земле должно было обеспечить богатый будущий урожай. Дети строили крепости — «городки» из снега (кстати, снег как ипостась воды и огонь — тоже атрибуты аграрной магии).

Масленица отмечается всеми — и ревнителями старины, и теми, кто далёк от народных традиций, её любят и в городе, и в деревне. Это — единственный праздник языческого происхождения, который не получил позже точного христианского осмысления и остался в народном сознании как весёлое гулянье по случаю проводов зимы. Для наших далёких предков проводы зимы и встреча весны составляли единое целое, позже Великий пост разделил этот некогда цельный праздник. Но в традиционной культуре эти события до сих пор взаимосвязаны — шумные проводы надоевшей зимы и призывание весны специальными закличками, певшимися обязательно на возвышенных местах, повсеместно соседствуют друг с другом. Уничтожение же (сжигание, разрывание или утопление), антропоморфного чучела Масленицы, олицетворяющего зиму, должно способствовать скорейшему приходу весны. Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых и громким смехом, знаменующим скорую и полную победу весны над зимой.

Масленицу хвалят и ругают, её величают и развенчивают, её гонят и просят задержаться подольше.

Масляная неделя за горы полетела,

На пенечек села, оладушек съела,

Весело гуляла, всё песни играла.

А мы тебя прокатали, да в ямочку закатали.

Все, Масленица, прощай,

На тот год приезжай!

Ансамбль Дмитрия Покровского, созданный в 1973 году Д. В. Покровским (большим музыкантом, артистом, учёным и исследователем) стал первым коллективом в мире, объединившим подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, а традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой.

Сложившаяся в Ансамбле школа освоения народного пения, основанная на изучении традиционной технологии звукоизвлечения, до сих пор остаётся единственной в своём роде. Виртуозное владение разными народными певческими стилями, органическое соединение традиционной и авторской музыки с использованием принципов живой импровизации — визитная карточка этого коллектива.

Каждая программа Ансамбля — своего рода музыкальный спектакль, идёт ли речь о классических произведениях, духовной или песенно-обрядовой музыке.

Подлинные народные костюмы, песни, игры и обряды, привезённые артистами Ансамбля из многочисленных фольклорных экспедиций по России, позволяют зрителю погрузиться в атмосферу настоящей народной культуры.

Музыкальный руководитель — Мария Нефёдова

Режиссёр — Ольга Юкечева

Начало концерта в 12:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору