Предстоящий 2014 год объявлен перекрестным Годом туризма, и тысячи итальянцев посетят Россию, в том числе и с миссией, связанной с культурным обменом.
2 марта в 14:00, Концертная гостиная Большого дворца, Музей-усадьба «Царицыно»
Карло ЛЕВИ-МИНЦИ (фортепиано, Италия).
В нее вошли Соната Муцио Клементи, пьеса Клода Дебюсси «Холмы Анакапри» из первой тетради «Прелюдий», знаменитые «Венеция и Неаполь» из листовского цикла пьес «Годы странствий», «Тарантелла» Фредерика Шопена, «Маленький каприс в стиле Оффенбаха» Россини, современные итальянские произведения композиторов М. Равадзина («Поэма» в честь Скрябина), П. Кастальди и К. Ф. Семини… Необычные музыкальные параллели, которые пронизывают эту программу, заставят внимательного слушателя по-новому оценить взаимодействие европейских культур.
Концерт завершит Пятая соната А. Н. Скрябина, которую великий русский композитор и философ написал, находясь в Италии.
Такое созвездие произведений, вдохновленных итальянскими впечатлениями, пианист посвящает памяти одного из своих педагогов, профессора Московской консерватории Владимира Натансона (1935–1989).
Карло Леви Минци учился у известнейших профессоров 20 века: Енрика Кавальо, Владимира Натансона. Пауля Баумгартнера, Мечислава Горшовски. Он давал концерты в самых крупных музыкальных столицах мира. Его записи на радио, телевидение и многочисленные компакт-диски отражают огромный спектр его музыкального и пианистического дарования.
Его репертуар охватывает произведения от Баха до сочинений современных авторов, включая все сонаты Моцарта, Бетховена, Шуберта, Скрябина и более 50-ти концертов для фортепиано с оркестром.
Карло Леви Минци является профессором Миланской консерватории имени Верди, а так же приглашенным профессором многих известных музыкальных организаций в Италии и за рубежом.
12 марта в 19:00, Концертный зал «Вернадский» Государственного Геологического музея
«Русская Италия»
Второй концерт Фестиваля «Прекрасная Италия» не случайно назван «Русская Италия». Прозвучат произведения, созданные великими русскими композиторами М. И. Глинкой и П. И. Чайковским под влиянием их поездок в Италию.
В период 1830—1833 гг. основоположник русской композиторской школы М. И. Глинка жил в Милане. Он в совершенстве овладел особенностями итальянского оперного стиля, изучал музыку Россини, Беллини и Доницетти, итальянский язык знал превосходно, а его музыкальные произведения, написанные в оперной столице, там же печатались и исполнялись. Глинка помнил слова, сказанные ему графом Михаилом Виельгорским: «Италия — родина музыки, в Италии приобщитесь к искусству высокому!». Композитор восторженно писал о впечатлениях и чувствах, пережитых в оперных театрах, о том, «как проливал обильный ток слез умиления и восторга» на представлении оперы Беллини «Сомнамбула», и как после спектакля подбирал на рояле мелодии, чтобы вновь услышать любимые арии. Мелодичное и страстное «Патетическое трио» (в исполнении Трио им. С. В. Рахманинова) и «Блестящий дивертисмент на темы из оперы В.Беллини „Сомнамбула“ — убедительные доказательства того, как глубоко и органично воспринял русский композитор богатство мелодий, созданных итальянцами.
Несколько вокальных произведений прозвучат в исполнении великолепного артиста, баса Ильи Ушуллу, который объединит в своем выступлении музыку русского классика с его итальянским кумиром. Знаменитый романс Глинки „Сомнение“, в котором бас соперничает в красоте и выразительности с солирующей виолончелью, и ария из оперы В.Беллини „Сомнамбула“, безусловно украсят эту концертную программу.
В 1890 году П. И. Чайковский несколько месяцев провел во Флоренции. Этот город, по его признанию, был для него постоянным источником вдохновения. Там композитор закончил „Евгения Онегина“, и на одном дыхании, за несколько недель, написал „Пиковую даму“, которую в Италии и сейчас называют „флорентийской оперой“. В состоянии огромного творческого подъема, тогда же создан и струнный Секстет „Воспоминание о Флоренции“ — подлинная жемчужина русской камерной музыки, в которой так сплелись итальянские и русские темы и традиции!
14 марта в 19:00, Архиповский музыкальный салон Международного союза музыкальных деятелей
„Великие итальянцы“ — Паганини, Боккерини, Верди, Россини.
Третий концерт назван „Великие итальянцы“ и будет посвящен панораме итальянской музыки классического и романтического периода.
Солисты Москонцерта как всегда приготовят для своих слушателей музыкальные раритеты — в частности, вокальные произведения Россини, Пуччини, Беллини и Верди, несколько камерных ансамблей Н.Паганини и Л.Боккерини. Это сказочное великолепие мелодий представят вам лауреаты международных конкурсов скрипачка Лена Семенова, гитарист Юрий Нугманов, виолончелист, Народный артист России Михаил Уткин, пианист Александр Блок, а также солисты — вокалисты Марина Агафонова (сопрано) и Илья Ушуллу (бас).
Луиджи Боккерини, большую часть своей жизни работавший при королевском дворе в Мадриде, был учителем музыки инфанта, ставшего впоследствии королем Испании. Трудно перечислить, какое множество произведений для виолончели создал и исполнил этот музыкант! В испанский период творчества он написал большинство своих камерных ансамблей, из которых вы услышите Сонату для скрипки и виолончели в исполнении Лены Семеновой и Михаила Уткина.
Демонический Николо Паганини, человек сложной судьбы, на склоне лет с горечью заметивший: „Таланту завидуют, а гения ненавидят!“, превосходно играл на гитаре. По свидетельству его современников, это помогло ему развить и усовершенствовать технику игры на скрипке. В концерте вы услышите знаменитый Терцет для скрипки, виолончели и гитары, в исполнениях которого Паганини участвовал и как скрипач, и как гитарист. Это раритетное произведение сыграют скрипачка Лена Семенова, виолончелист Михаил Уткин и гитарист Юрий Нугманов.
Нельзя сегодня не вспомнить строки Пушкина: " …Там упоительный Россини, Европы баловень — Орфей!». Автор «Севильского цирюльника», «Золушки», «Итальянки в Алжире», «Танкреда», «Отелло» и многих других оперных шедевров был незаурядной личностью как музыкант и гражданин. В то же время, земляки из Пезаро знали его как жизнелюба, любителя шуток и розыгрышей, прекрасного кулинара (говорили даже, что «если Россини в чем то и велик, то это — в приготовлении спагетти!»). Композитор умел много и плодотворно работать — «Севильского цирюльника» он написал всего за 20 дней! Популярнейшую арию Дона Базилио из этой оперы споет в сопровождении оркестра бас Илья Ушуллу. Затем артист исполнит арию короля Филиппа из оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос».
Несколько арий, в том числе и любимые публикой Ариозо «Каста дива» из оперы В.Беллини «Норма», Арии Верди из «Аиды» и «Мадам Баттерфляй», вы услышите в исполнении солистки Москонцерта, приглашенной солистки нескольких европейских оперных театров, Марины Агафоновой. Литературный сюжет никогда не сковывал полет фантазии композитора. «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку!» — сказал когда-то в шутку Россини. Тем не менее, либретто его опер восхищают яркостью характеров, динамикой сюжета и гармоничной легкостью, искрящимся юмором и сердечностью. А музыка его запоминается сразу — и на всю жизнь!
В заключение концерта несколько популярных пьес в аранжировке Михаила Уткина сыграет фортепианное трио в составе: Лена СЕМЁНОВА (скрипка), Михаил УТКИН (виолончель) и Александр БЛОК (фортепиано).
18 марта в 19:00, Московский международный Дом музыки, Камерный зал
«Великолепие бельканто».
Специальная гостья концерта — оперная дива, солистка миланского театра «Ла Скала», сопрано Сильвия Мапелли, воспитанница консерватории им. Доницетти в Бергамо. Ее карьера началась в 1997 году с абсолютной победы на Международном конкурсе Джузеппе ди Стефано. Певица исполнила множество ведущих партий в оперных театрах Италии — таких, как Оперный театр Брешии, Королевский театр Турина, миланский театр «Ла Скала». Много выступала она в ораториях и кантатах Вивальди, Перголези, Верди, Моцарта, огромный успех имели ее записи произведений Саммартини, сделанные фирмой «NAXOS». Наряду с оперной карьерой Сильвия преподает вокал в Королевской Академии музыки Пьемонта в Турине и часто гостит в России, выступая с прославленным ансамблем «Трио им. Рахманинова». В исполнении Сильвии Мапелли гости Камерного зала услышат популярные произведения классиков: Вивальди, Боккерини, Моцарта, Россини, Верди, Масканьи, Понкьелли, Доницетти, а также неаполитанские песни.
Безусловно захватывающим станет и выступление итальянского кларнетиста Серджио Дельмастро, который вместе с певицей, Камерным оркестром «Московская камерата» под управлением Николая Соколова, и Трио исполнит шедевры итальянской музыки. В них певучий голос кларнета будет состязаться в красоте и виртуозности с вокалом оперной примадонны.