Добавлено 01 ноября / 15 collegiummusicum

воскресенье


Москва

1 ноября 2015


Collegium Musicum

Собор Святых Петра и Павла

Старосадский переулок 7/10, м. "Китай-Город"

«Органная фантазия»

«Органная фантазия»

Алексей Шмитов (орган)
Фантазия для органиста — больше чем увлекательное свойство воображения. С первых шагов органной школы фантазия становится одним из главных жанров. Чем же она так манила композиторов?

1 ноября / воскресенье, 19:00

Органная фантазия

Концерт цикла «Из истории жанра»

Играет Алексей Шмитов (орган)

Фантазия для органиста — больше чем увлекательное свойство воображения. С первых шагов органной школы фантазия становится одним из главных жанров. Чем же она так манила композиторов? Тем, что в век строгих правил давала им почти полную свободу. Поэтому в жанре фантазии рождались самые смелые, поражающие удивительными образами сочинения, причём не только в эпоху барокко — свободный полёт творческой мысли в фантазии подхватили музыканты и других столетий.

Музыкальную историю преображений органной фантазии представляет выдающийся российский органист и композитор Алексей Шмитов. В его новую программу вошли сочинения композиторов пяти разных эпох — с середины XVI до конца ХХ века. Строгие фантазии раннего барокко знакомят с художественным миром испанского композитора Томаса де Санта Мария, великих англичан Уильяма Бёрда и Джона Булла. Высокое барокко звучит в знаменитых фантазиях немецких мастеров — И. Фробергера и И. С. Баха.

Большая фа-минорная фантазия Моцарта рассказывает об интереснейшей странице истории: хотя «живой» орган мало привлекал венских классиков, они тем не менее во множестве сочиняли пьесы для механических органов, которыми богатые вельможи любили украшать свои дома и дворцы. Согласитесь, если пьесу для твоего механического органа написал сам Моцарт — это особый шик!

Иной подход к жанру фантазии был у романтиков. Вот где их творческое воображение могло разыграться без всяких ограничений! Самым большим мастером этого жанра стал пианист-виртуоз Ф. Лист. Его фантазия на тему хорала Дж. Мейербера «Ad nos, ad salutarem undam» (из оперы «Пророк») — это почти получасовое музыкальное полотно, в котором раскрывается не только масштаб мышления композитора, но и вся мощь выразительных возможностей органа. Дополняет программу небольшая «Фантазия на русскую тему» российского композитора О. Ниренбурга, одного из самых значительных представителей отечественной органной музыки второй половины ХХ столетия.

Алексей Шмитов — выдающийся российский органист и композитор. Лауреат Международного конкурса органистов в Германии, член Союза композиторов России, постоянный участник различных международных фестивалей. Он выступал с сольными концертами практически во всех городах России, где установлены органы, гастролировал в Финляндии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии, Ливане, а также в Сирии, где в течение несколько лет был профессором классов органа и клавесина в Высшем институте театра и музыки г. Дамаска. С 2009 преподает на кафедре органа и клавесина РАМ им. Гнесиных. В репертуаре органиста романтическая и современная музыка, произведения Ренессанса и эпохи барокко.

В программе:

Т. де Санта Мария (15?-1570). Фантазия Primi toni

У. Бёрд (1542–1623). Фантазия in a 

Дж. Булл (1563–1628). Фантазия на фламандскую тему

И. Фробергер (1616–1667). Фантазия sopra Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La 

И. С. Бах (1685–1750).

Фантазия и фуга соль минор BWV 542

Фантазия до мажор BWV 570

В. А. Моцарт (1756–1791). Фантазия фа минор К. 608

О. Ниренбург (1938–1993). Фантазия на русскую тему

Ф. Лист (1811–1886). Фантазия и фуга на тему хорала Дж. Мейербера «Ad nos, ad salutarem undam» из оперы «Пророк»

Купить билет

api.ticketscloud.org

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору