Добавлено 05 июня / 16 collegiummusicum

воскресенье


Москва

5 июня 2016


Collegium Musicum

Собор Святых Петра и Павла

Старосадский переулок 7/10, м. "Китай-Город"

«Первый реквием»

«Первый реквием»

Ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов «Alta Capella»
Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов), Анастасия Бондарева (сопрано), Владимир Красов (баритон), Михаил Оленев (сакбут),

5 июня / воскресенье, 19:00

Первый реквием

«Missa pro Defunctis» Йоханнеса Окегема

Российская премьера

Йоханнес Окегем (1410–1497) — один из величайших композиторов фламандской школы, каноник Собора Парижской Богоматери, композитор трёх французских королей. Его «Missa pro Defunctis» стала первым многоголосным реквиемом в истории музыки, в России она прозвучит впервые. Благодаря блестящим молодым музыкантам, прекрасно владеющим приёмами исторического исполнительства, вся музыка в этот вечер будет звучать максимально близко к оригиналу и на инструментах той эпохи. Программу дополнят духовные сочинения современников Окегема и его учеников — композиторов Италии, Франции, Нидерландов и Германии XIV–XV веков.

Для большинства жителей нашей планеты единственный музыкальный синоним реквиема — «Реквием» Моцарта, заслуживший такую репутацию по праву. Но жанр заупокойной службы более тысячи лет привлекает внимание композиторов. Более 3500 авторов создали более 5200 реквиемов — и это только то, что сохранилось, известно и учтено. С одной стороны, обилие реквиемов в истории музыки объясняется прикладной функцией жанра, ведь во все века человек стремился покинуть этот мир с честью, и тут музыкальная сторона была не менее важна, чем литургическая. С другой стороны, именно реквием стал музыкальной формой, в которой композиторы стремились воплотить свои мысли о жизни и смерти, запечатлеть картины мировых катастроф и апокалиптические настроения эпохи.

«Missa pro Defunctis» Йоханнеса Окегема, одного из лидеров великой нидерландской школы, — первый дошедший до нас Реквием, имя создателя которого известно. Окегем был не только величайшим музыкальным мастером, но и выдающимся математиком, ему принадлежит одно из чудес полифонии XV века — канон на тридцать шесть голосов. Виртуозное контрапунктическое искусство Окегема могло бы быть музыкальной иллюстрацией к известному изречению Леонардо да Винчи: «Наибольшую радость телу даёт свет солнца; наибольшую радость духу — ясность математической истины». Его музыка, написанная более 500 лет назад, сегодня звучит необычайно современно.

Исполнители: Ансамбль старинной музыки Alta Capella — Иван Великанов (орган портатив), Михаил Оленев (сакбут), а также Анастасия Бондарева (сопрано), Владимир Красов (баритон).

Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов) — первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов, организатор Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения «La Renaissance». С момента своего создания (2009) концертирует в России и за рубежом с сольными программами, выступает в рамках фестивалей. Задача ансамбля — знакомить русского слушателя с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV–XVII веков, до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. Используя исключительно аутентичные инструменты, участники ансамбля стремятся воссоздать подлинный дух этой музыки с исторических позиций. В исполнении ансамбля состоялись российские премьеры сочинений европейских композиторов и мировые премьеры сочинений, написанных российскими и зарубежными авторами специально для Alta Capella.

Анастасия Бондарева (сопрано) с детства проявляла любовь к старинной музыке. Окончила Академический музыкальный колледж при Московской консерватории по специальностям «орган» и «академическое пение», в настоящее время обучается в Академии хорового искусства им. В. С. Попова. Специализируется на исполнении камерного вокального репертуара, в особенности музыки эпохи Ренессанса и раннего Барокко. Сотрудничала с ансамблями «Pratum Integrum» и «Alta Capella». Принимала участие в проектах известного английского специалиста по аутентичному исполнительству, арфиста и дирижера Э. Лоуренса-Кинга. Руководитель концертного вокального ансамбля «Ex Oriente Lux» при Католическом Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Лауреат вокальных и органных конкурсов.

Владимир Красов (баритон) — выпускник Московской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов. С 2015 г. преподаёт на кафедре «Дирижирование академическим хором» ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова. Изучал стили исполнения музыки различных эпох, занимался старинными танцами. Участник мастер-классов Австрийской барочной академии, «Интерпретация вокально-инструментальной музыки XVII века» В. Дюместра, «Итальянское бельканто как техника виртуозного пения», мастер-классы по вокалу и ансамблю эпох Ренессанса и Барокко М. Мойона. Выступает как солист и ансамблист. Принимал участие в премьерах оперы С. Ланди «La morte d’Orfeo» (п/р Э. Лоуренса-Кинга), «Вечерни Пресвятой Девы Марии» К. Монтеверди, участвовал в презентации хора «MusicAeterna» п/р Т. Курентзиса, в программах IV и V Международных фестивалей музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» (2014, 2015).

Иван Великанов — обучался в Московской консерватории на отделении композиции, также посещал класс органа, клавесина и симфонического дирижирования, в 2012 с отличием окончил факультет оперно-симфонического дирижирования (класс проф. Г. Н. Рождественского). Участник мастер-классов по дирижированию К. Мазура, К. Кислера, Т. Курентзиса, Р. Норрингтона и др., а также по игре на клавесине, на органетто и цинке, по исполнению западноевропейской музыки XIV в.

В 2009 г. создал первый в России ансамбль старинных духовых инструментов Alta Capella и является его художественным руководителем. Выступает как мультиинструменталист в составе ансамбля и соло. С 2011 г. — организатор и художественный руководитель Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance, ежегодно проходящего в Москве. В 2014 г. основал Камерный оркестр Тарусы, в репертуаре которого музыка XVIII—XX вв., исполняемая в аутентичной манере на исторических инструментах. С 2014 г. — ассистент дирижёра в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где осуществил постановки оперы «Кроткая» Дж. Тавенера и балета «Расёмон. Вариации» Г. Варламова. Также дирижирует спектаклями «Знакомство с оркестром», «Путеводитель по оркестру», «Волшебная лампа Аладдина», проводит в Атриуме театра концерты старинной музыки.

Михаил Оленев (сакбут) — окончил Московскую консерваторию (кафедра медных духовых инструментов) и аспирантуру (по специальности «Современная музыка»). Участник нескольких фестивалей духовых оркестров и ансамблей. Выступал в составе различных оркестров и музыкальных коллективов, среди них: оркестр Оперного театра Московской консерватории, народный оркестр «Садко» (2004–2005), Государственный академический ансамбль народного танца п/р И. Моисеева (2005–2006), ансамбль солистов «Студия новой музыки» при Центре современной музыки Московской консерватории (с 2008). Выступает в составе ансамбля Alta Capella (альт- и тенор-сакбут) с 2010 года. Принимал участие в мастер-классах проф. Мартина Любенова (2010, Гермерсхайм, Германия), проф. Стефана Леже (2010, 2011, 2012, Москва), проф. Вима Бекю (2011, Зальцбург, Академия старинной музыки, Бремен — Международная летняя академия, Моцартеум).

В программе:

Й. Окегем (1452–1497). Missa pro Defunctis
Introitus
Kyrie
Tractus
Offertorium


Аноним. La Spagna
Г. Дюфаи (1397–1474). Ave Maris Stella
Urbs Beata Jerusalem
Й. Окегем. Плач на смерть Жиля Биншуа «Miserere: Mors, tu as navre»

Ж. Депре (1450–1521). In flagellis
Плач на смерть Йоханнеса Окегема

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору