Танцоры:
Леся Сулыма, Алексей Попов, Анна Николаева, Сергей Сосницкий,
Мария Иваненко, Александр Глушков, Надежда Полюбина,
Константин Полюбин, Майя Журютина, Дария Гавдуш,
Валерий Харламов, Наталия Кайдановская, Всеволод Жданов
Инструментальный ансамбль:
Светлана Шевелёва (флейта)
Александр Калашков (скрипка)
Ольга Черногорова (скрипка)
Юлия Граб (альт)
Анатолий Гринденко (виола да гамба)
Мирослав Максимюк (контрабас, виола да гамба)
Олег Бойко (лютня)
Ася Гречищева (теорба)
Елизавета Алексеева (барочная гитара)
Антонио Грамши (ударные)
Руководитель ансамбля — Алексей Семёнов (клавесин)
Инструментовка для ансамбля — Светлана Шевелёва
Автор проекта, режиссёр и хореограф — Наталия Кайдановская
Концерт ведёт кандидат искусствоведения Роман Насонов
В программе:Танцы французского происхождения:
менуэт, паспье, гавот, ригодон, бурре, мюзет, лур, куранта, бранль, котильон
Билеты можно купить в кассах и на сайте Московской консерватории«La belle dance» («прекрасный танец») — изысканный и изящный, математический выверенный фигурный танец времён «короля-солнца» Людовика XIV — назвали так сами французы. И это не случайно. Сам король был великолепным танцором. И потому неудивительно, что его первым личным указом после смерти кардинала Мазарини был указ о создании Академии танца (1661) — структуры, в которой, благодаря Людовику, были созданы все условия для развития и совершенствования этого высокого искусства. И первым заданием, которое король дал новоиспеченным «академикам», было задание создать хореографическую нотацию.
Французские хореографы блестяще справились с этой задачей. Хореография записывалась вместе с нотной строчкой, и потому мы и сейчас можем с точностью воспроизвести шаги и рисунок танца, положенные на музыку.
Пытаясь осмыслить и воплотить этот обширный материал в музыке и движении, современные исполнители — танцовщики и музыканты — решили представить его в жанре «сериала» — целого цикла концертов-лекций, посвященных разным сторонам многоликого «прекрасного танца». В цикл вошли концерты:
1. Вариации сарабанды, или первая волна латиноамериканского танца
2. Итальянцы в Париже
3. Прелести французских провинций
4. Туманный Альбион
5. Балетные антре
6. Чакона и пассакалия
7. Танцевальные сюиты
8. Образы прекрасной Аркадии
9. Экзотические танцы эпохи барокко
10. Персонажи и пантомимы
В программе концерта в Рахманиновском зале 26 июня — очаровательные танцы французских провинций, проникнувшие не только во дворцы высшей знати и аристократии в самой Франции, но и сохранявшие свой неповторимый аромат в своем дальнейшем триумфальном шествии по всей Европе.
Нужно подчеркнуть, что в XVII—XVIII вв. еках танцы, многие из которых были весьма виртуозными, бытовали во всех слоях общества. При этом порой одни и те же танцы могли танцевать и аристократы, и простолюдины.
Танцы, которые танцевали при дворе Людовика XIV, были родом из самых разных уголков земного шара. Танцы же французского происхождения попали в Париж из французских провинций. Так, менуэт танцевали в Пуату, паспье — в Нормандии и верхней Бретани. Лур был родом из Нормандии. Прованс подарил мировой хореографии и музыкальной культуре ригодон и гавот, однако гавот танцевали и в Орвени. В Орвени и Савое танцевали и до сих пор продолжают танцевать бурре.
Мадам де Севинье в своих письмах рисует примечательную картину французских народных танцев.
Рошер, 5 августа 1671:
"
…Танцуют чудесные паспье и менуэты таким образом, что наши прекраснейшие танцоры не могли бы танцевать лучше: они выполняют цыганские и нижнебретонские па с очаровательной утончённостью и точностью… По сравнению с ними скрипки и паспье при дворе терзают сердце; это что-то необыкновенное; они делают сотни различных па, но каданс всегда короткий и точный…«
Виши, 8 июня 1676:
«Все мое неудовольствие оттого, что вы не видите, как танцуют бурре в этой области; это поистине достойно удивления; у крестьян, у крестьянок слух более точен, чем ваш, лёгкость, настроение — в конце концов я просто потеряла от этого рассудок. Я посвящаю все вечера скрипке с баскским барабаном, которые стоят мне четыре сольдо…«
Рошер, 8 февраля 1690:
«
После ужина все танцевали: здесь есть духовые инструменты, танцуют все паспье, все менуэты, все деревенские куранты и мужицкие танцы этой области…»