Добавлено 14 января / 14 muzkarta

вторник


Москва

14 января 2014


Московская консерватория
«КОМПОЗИТОРЫ И ПИАНИСТЫ
РАССКАЗЫВАЮТ СВОИ ИСТОРИИ»
Цикл концертов

Рахманиновский зал Московской консерватории

ул. Б. Никитская, 11

«Продолжая традиции Рахманинова…». К 140-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти

«Продолжая традиции Рахманинова…». К 140-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти

Александр РАБИНОВИЧ-БАРАКОВСКИЙ (фортепиано, СССР – Швейцария)
Автор и ведущий — Алексей ЛЮБИМОВ

В программе:

Бузони – Фортепианная транскрипция Чаконы

из Партиты № 2 ре минор И.С. Баха

Рабинович-Бараковский – Три Манас (3 Manas) (2009)

Шуман – Фантазия до мажор, соч. 17

Шуберт – Фантазия «Скиталец» до мажор D. 760

«Мне почему-то захотелось посвятить мой четверть-исторический концерт в столице нашей родины памяти Самуила Евгениевича Файнберга. Я его бесконечно уважаю и бесконечно люблю его неповторимую (нерепетитивную!) игру».

Александр Рабинович-Бараковский

14 января в Рахманиновском зале Московской консерватории выступит известный композитор, пианист и дирижёр Александр Рабинович-Бараковский. Концерт пройдет в рамках проекта Алексея Любимова «Продолжая традиции Сергея Рахманинова». В год Рахманинова прославленный пианист и педагог, исследователь и просветитель рассказывает о редком явлении в современной музыкальной культуре — композиторах и исполнителях в одном лице.

Еще в 80-е годы выступления Рабиновича-Бараковского вызывали жаркие дискуссии в среде музыкантов. Именно он впервые сыграл в России сонату «Конкорд» Ч. Айвза и «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана, сочинения П. Булеза, Дж. Кейджа и других крупнейших представителей авангарда. Ему, блестяще закончившему Московскую консерваторию как пианист (класс Н. Фишмана) и композитор (класс Д. Кабалевского и А. Пирумова), трижды (!) отказывали в приёме в Союз композиторов.

В 1974 году Рабинович уехал из России. Жил во Франции, в Бельгии. С 1980 года проживает в Швейцарии.

Музыка Рабиновича-Бараковского исполнялась на Международном фестивале в Виттене, Венецианской биеналле (1977, 1979), Фестивале «Штирийская осень» (Steirischer Herbst, Австрия, 1977), Almeida Festival (Лондон, 1989), «Альтернатива» (Москва, 1989, 1990, 1991), Зальцбургском фестивале (1997). Как классический пианист он давал сольные концерты в Германии (в том числе, в «Геркулес-зале» в Мюнхене), во Франции (в т. ч. в парижском зале Gaveau), в Швейцарии, Италии, Норвегии и Японии. Дал около 50 концертов в качестве дирижёра. Много лет выступал в дуэте с легендарной пианисткой Мартой Аргерих. Безоговорочное признание критиков получили осуществленные ими записи музыки Рахманинова, Брамса, Моцарта, Р. Штрауса, Мессиана. Диски Рабиновича-Бараковского издаются звукозаписывающими фирмами VDE-Gallo, «Megadisc-Classics», «BIS», «TELDEC-Classics», «DG», «Аvanticlassic» и «Аkkord», «EMI Classics» и другими.

Все сочинения Рабиновича объединены в огромный цикл под названием «Антология архаических ритуалов: в поисках центра». Музыка для него — способ найти верный путь для осмысления своего духовного опыта. Он увлекается одновременно наукой и алхимией, различными культурными и религиозными традициями. Ключевыми для его творчества стали религиозно-философские идеи единства и числовой символики. «Музыка в своей основе не имеет ничего оригинального. Она всего лишь имитирует окружающую звуковую реальность, пользуясь народными и классическими источниками (своего рода музыкальный опыт)», — считает композитор.

«Музыка Рабиновича узнаваема с первого звука. Точнее — с первого аккорда. Именно «триумфально неустойчивая устойчивость» и характеризует стиль композитора минимализм с крупицей сомнения, То есть, слушателю не бьют по голове прописными истинами, а заставляют над ними задуматься», — пишет Елена Дубинец.

* * *

«3 Манас» (2009) - для усиленного электрического рояля (Клавинова)

Сравнительный анализ разнообразных цивилизаций часто выявляет аналогии и тесные взаимоотношения, существовавшие между этими традиционными культурами. Мы находим таким образом концепт МАНА у Маори в Новой Зеландии, у меланезийцев, полинезийцев и, даже, в Гаваях. Символика Маны указывает на мощный поток психической энергии. По аналогии, можно ассоциировать эту в какой-то степени магическую силу с интенсивным электромагнитным полем, сконцентрированном на области сердца. Так как именно сердце, согласно архаическим традициям, является средоточием мышления и эмоций. Интересно, что не так давно были обнаружены нейронные клетки в сердце.

Существует также понятие Манас — несколько более суммарный концепт, чем Мана — в индуистких и буддистких традициях. Манас как бы обобщает все ментальные и психические функции. Изречение “Логос психики” Хильмана могло бы резюмировать концепт Манаса.

Я попытался синтезировать эти два полярные значения идеи Манаса в единый образ, который я мог бы выразить в музыкальном дискурсе на метафорическом уровне — разумную энергию, энергию “эфира”, постоянно пронизывающую электрическую вселенную. “Думающее сердце”, участвующее в процессе сочинения — это базовый элемент в моём предложенным несколько лет назад концептом “Третьей Практики”. Я думал тоже об архаических техниках экстаза (Шаманизм, Суфизм, Тантризм и т. д.).

А. Рабинович-Бараковский, 2012

Отзывы прессы:

Рабинович является большим пианистом. Он делает из финала седьмой сонаты Прокофьева шедевр неистовства... (Весь Лион,1997)

Александр Рабинович — исполнитель Шуберта самого высшего ранга, которого уже можно поставить рядом с Бренделем или Раду Лупу (Байэрише Штаатцайтунг, Мюнхен, 1983)

Феноменальный пианист, заставляющий вспомнить о Глене Гульде (Соломон Волков).

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

Комментарии

  1. muzkarta, 12 января 2014:

    Антон Батагов: "Трудно быть Шуманом в конце XX века. Тем более – в начале XXI. Требуются совсем другие герои. А вот Алик Рабинович, похоже, прекрасно справляется с возложенной на него кармической задачей. Дело не только в его музыке и исполнительском почерке. Вся его жизнь, манера говорить и двигаться, прикасаться к роялю – это как будто экранизация приключений Флорестана и Эвзебия, где Алик играет и ту и другую роль, даже не переодеваясь и не меняя грима.
    В конце 80-х – начале 90-х я играл многие его сочинения – и соло, и в дуэте с А.Любимовым, и вместе с автором. Надо сказать, что, играя с ним на двух роялях и в 4 руки, я учился у него спонтанности. Спонтанность и непредсказуемость в музыке для меня тогда были связаны прежде всего с Кейджем. А тут всё это возникало с совершенно неожиданной стороны: из XIX века. Как будто кто-то из "романтиков" по секрету показал Алику, как это делается.
    Играет он в последнее время очень редко, и шансов услышать его живьем ненамного больше, чем сходить на концерт Шумана или Листа. Поэтому приходите 14-го в Рахманиновский зал. Рабинович будет играть Баха, Шопена, Шуберта и себя." www.facebook.com

    • Аноним, 13 января 2014:

      Какой роскошный анонс от легендарного А. Батагова! Если бы так сейчас умели анонсировать концерты! Вот что значит, когда МУЗЫКАНТ говорит о МУЗЫКАНТЕ! Спасибо Вам, Антон!

    • Оксана, Киров, 13 января 2014:

      ПОДДЕРЖИВАЮ!

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору