21 августа / воскресенье, 19.00Романтическая бахианалауреаты международных конкурсов
Мария Успенская (фортепиано)
Алексей Шевченко (орган)
Музыку Иоганна Себастьяна Баха после его смерти почти полвека не играли: считали устаревшей, слишком учёной, в его рукописи заворачивали сыр в бакалейной лавке… Но когда романтики заново открыли музыкальный мир Баха, оказалось, что это целая вселенная. Под её влиянием живут и сочиняют композиторы вот уже два столетия. Мария Успенская и Алексей Шевченко знакомят нас с романтическими взглядами на Баха и его наследие.
В XIX веке Бах стал без преувеличения культовой фигурой. Им восторгались, у него учились, его сочинения играли, перекладывали для разных составов, переосмысливали. Одни композиторы эффектно расцвечивали строгие формулы мастера барокко, другие старались вдохнуть в баховские мотивы мятущийся дух времени, но все они преклонялись перед немецким гением и старались создать его отражение — каждый по-своему.
«В каждой музыке Бах» — писал Иосиф Бродский и был прав. Кто-то, как голландский органист Оскар Верман, пытался почти буквально заимствовать баховские темы, формы и приемы сочинения. Другие, как Леош Яначек и Сезар Франк, сохраняли дух баховской музыки, сочетание конструктивной точности и импровизационной смелости. А третьи, подобно Ференцу Листу, воздвигали на основе строгих композиций Баха монументальные творения, поражающие размахом и романтической страстностью.
Ферруччо Бузони, легендарный пианист-виртуоз рубежа XIX—XX вв. считал: для того, чтобы создать новое музыкальное искусство необходимо извлечь квинтэссенцию из музыкальной культуры прошлого. И главным источником культуры прошлого для него был именно Бах. То же можно сказать о немецком органисте Карг-Элерте, только если Бузони органные сочинения перекладывал для рояля, то Карг-Элерт наоборот создавал органные версии клавирных сочинений. Но все они позволяют понять, каким мастера барокко хотели видеть музыканты романтического века.
Алексей Шевченко — ведущий российский органист, лауреат I премии Международного конкурса органистов в Италии «Marcello Galanti» (2001), старший преподаватель Московской консерватории. Участник многих международных фестивалей, активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой» (2005–2007), выступает с барочной капеллой «Золотой век». В последние годы посвятил себя исполнению целого пласта практически неизвестной клавирной и камерной музыки конца XVIII — начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, работавших в Москве и Петербурге.
Мария Успенская — преподаватель факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории им. П. И. Чайковского, лауреат международных конкурсов. Участвовала в международных мастер-классах и фестивалях, среди которых фестивали старинной музыки в Утрехте (Нидерланды, 2003) и Шопроне (Венгрия, 2005), в Брюгге (Бельгия, 2004), Хельсинки (Финляндия, 2006), Earlymusic в Санкт-Петербурге (2006–2008). Выступала с такими музыкантами, как А. Любимов, М. Чанс, Т. Гринденко, Я. тер Линден, М. Пекарский и др. Автор идеи и организатор ежегодного цикла концертов «Грани эпох», проводящегося с начала 2003 г. в МГК.
В программе:
1. И. С. Бах (1685 — 1750) — З. Карг-Элерт (1877 — 1933)
Фантазия и двойная фуга ля минор, BWV 904 для органа
2. И. С. Бах — Ф. Бузони (1866 — 1924)
Токката, adagio и фуга до мажор для фортепиано, BWV 564
3. Л. Яначек (1854 — 1928)
Две пьесы для органа (1884)
4. И. С. Бах — Ф. Бузони
Хоральные прелюдии «Wachet auf ruft uns die stimme» BWV 645
«Ich ruf zu Dir», BWV639 для фортепиано
5. В. А. Моцарт (1756 — 1791)
Фантазия для органа — часов фа минор, К 608
6. Ф. Лист (1811–1886)
Прелюдия на тему Баха из кантаты № 12 «Weinen, Klagen, Zorgen, Zagen»
фа минор для фортепиано
7. О. Верман (1840 — 1906)
Пассакалия ми минор, ор. 95 для органа
8. С. Франк (1822 — 1890)
Прелюдия, фуга и вариация си минор для органа и фортепиано, ор. 18
Купить билет