Добавлено 02 декабря / 18 mgk-info2

воскресенье


Москва

2 декабря 2018


Московская консерватория

Рахманиновский зал Московской консерватории

ул. Б. Никитская, 11

«Русская Америка». Абонемент № 44. «Америка. XX век»

«Русская Америка». Абонемент No. 44. «Америка. XX век»

Станислав Малышев (скрипка)
Ксения Гамарис (скрипка)
Екатерина Маркова, Ксения Жулёва (альт)
Екатерина Христова, Всеволод Гузов (виолончель)
Дарья Воронцова, Сергей Каспров, Елизавета Миллер, Мария Садурдинова (фортепиано)

В программе:
А. С. Лурье
Дивертисмент для скрипки и альта

Л. Орнстайн
Шесть прелюдий для виолончели и фортепиано

П. Назайкинская
Квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели

И. Ф. Стравинский
«Dumbarton Oaks»,
концерт для камерного оркестра ми-бемоль мажор
(версия для двух фортепиано)

С. В. Рахманинов
Вариации на тему Корелли, соч. 42

Билеты можно купить в кассах и на сайте Московской консерватории

2 декабря в Рахманиновском зале прозвучит музыка русских композиторов, покинувших родину и ассимилировавшихся в Америке. Почти все они покинули свою страну из-за событий Первой мировой войны и последовавшей Октябрьской революции и нашли, в конце концов, пристанище за океаном. Если имена Сергея Рахманинова и Игоря Стравинского уже не нуждаются в особых представлениях, то о Лео Орнстайне (Орнштейне) и Артуре Лурье знают в основном знатоки-меломаны. Например, Лео Орнштейн учился в Санкт-Петербурге в консерватории, где его учителями были Александр Глазунов (композиция) и Анна Есипова (фортепиано). В 1906 семья Орнштейнов эмигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке. Лео Орнстайн поступил в Институт музыкального искусства, будущую Джульярдскую школу музыки. В 1911 Лео впервые выступил с сольным концертом с произведениями Баха, Шопена и Шумана. Два года спустя Орнстайн делает свою первую запись, и в это же время он увлекается композицией, причём использует в своих сочинениях новейшие модернистские приёмы. Важным событием в жизни музыканта является визит в Европу в 1914 году. Он знакомится с Бузони — итальянским композитором, пианистом, дирижёром и музыкальным педагогом Мишелем Кальвокоресси. В те годы Орнстайн много и успешно концертирует, а с середины 1920-х внезапно завершает карьеру и переключается на педагогику и композицию.

Артур Лурье также учился у Глазунова, дружил в середине 1910-х годов с представителями русского футуризма, и особенно тесно с Анной Ахматовой. Он был одним из первых композиторов, писавших музыку на стихи поэтессы. После Революции 1917 года Лурье, под начальством Луначарского, служил комиссаром Музыкального отдела Наркомпроса (Народный Комиссариат Просвещения). Но в августе 1922 года он эмигрировал в Европу, счастливо избежав лагерей и тюрьм. Он прожил довольно долго в Париже, где тесно общался со Стравинским, был даже его биографом. А в 1941-м году бежал от ужасов Второй мировой войны в США, где поселился в Нью-Йорке. В годы американского изгнания Лурье удалось, объединив разнообразные влияния, выработать свой особенный творческий стиль. Его произведения этого периода достигают высокого композиторского мастерства. В течение 12 лет он работал над оперой Арап Петра Великого (1949−1961) (по Пушкину).

Завершает экскурс в историю партитура нашей современницы Полины Назайкинской, которая свои первые шаги сделала в Тольяттинском музыкальном училище, потом продолжила образование в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского, а затем — в школе музыки Йельского университета США.

Ее выбор места жизни и творчества не связан с политикой и даже, напротив, — благодаря открытому обществу она может работать, не теряя связи с Россией.

«У меня не было задачи уехать из страны, — рассказывает Полина. — Была цель — найти место, где я смогу реализовывать потенциал композитора. Когда меня пригласили на учебу в Йельский университет, я поняла, что стоит использовать такую прекрасную возможность. Композиторская школа там очень сильная. Для меня обучение в Йеле было бесплатным, плюс стипендия. Это огромная удача, потому что в США обучение очень дорогое. Но все сложилось замечательным образом, и я воспользовалась шансом. Преподавали мне замечательные композиторы и педагоги. Во время учебного года нам предоставлялась возможность принимать участие в 16 концертах, и на каждом была премьера моего нового произведения. Музыка вне политики. Это язык, который понятен людям всех конфессий и национальностей. Я очень люблю русский музыкальный фольклор, и часто народные мотивы звучат в моей музыке. Не могу сказать, что Америка мой дом, но при этом не хочу отсюда уезжать. Я человек мира. Хотя чувствую, что мой дом там, где моя семья, а это Россия».

Начало концерта в 19:00

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору