2 апреля / воскресенье, 19:00Джованни Баттиста Перголези STABAT MATERКантата для сопрано, альта, хора и струнного оркестра
Вита ВАСИЛЬЕВА (сопрано)
Сергей ВЛАСОВ (контратенор)
Игорь ГОЛЬДЕНБЕРГ (орган)
Камерный оркестр Московской филармонии «Инструментальная капелла»
Хор мальчиков «Дебют»
Дирижер — Олег РОМАНЕНКО
Кантата Перголези — самое знаменитое музыкальное воплощение текста
Stabat Mater. Современному слушателю нелегко оценить новаторство композитора, который решился придать духовному сочинению столь изящную и блестящую концертную форму. Но именно непревзойденная красота вокальных партий, необычное сочетание строгости «церковного» стиля и эмоциональная сила стиля «театрального» сделали кантату бесценным достоянием музыкальной истории.
Автором текста
Stabat mater dolorosa считается тосканский поэт Якопоне да Тоди — монах-францисканец (1230?-1306). В XVI веке решением Тридентского собора Stabat mater был исключен из католической литургии, однако композиторы продолжали обращаться к этим поэтичным выразительным строкам, а в 1727 году папа Бенедикт XIII восстановил их в правах.
Джованни Баттиста Перголези прожил очень короткую жизнь — всего 26 лет. Незадолго до своей смерти в 1736 году, пораженный чахоткой, он поселился во францисканском монастыре, где до последних дней работал над
Stabat Mater. Его музыка выдержана в модном тогда «галантном» стиле, в ней можно найти немало общего даже с комическими операми, принесшими Перголези славу. За это современники серьезно упрекали композитора, но уже в XVIII веке это сочинение облетело всю Европу. И, несмотря на дискуссии о том, можно ли считать
Stabat Mater Перголези по-настоящему духовным сочинением, оно равно востребовано и любимо как в соборах, так и на концертных площадках.
Но шедевр Перголези
— это не все, что можно будет услышать в этот вечер.
Органная музыка выдающегося французского органиста и композитора Оливье Мессиана звучит не так часто, она невероятно сложна для исполнения. Это фантастические звуковые миры, погрузившись в которые один раз, хочется путешествовать по ним бесконечно, удивляясь неисчерпаемым возможностям органа. Цикл «Вознесение» исполнит московский органист Игорь Гольденберг. Дополнит программу знаменитое Адажио для струнного оркестра американского композитора Сэмюэля Барбера.
Вита Васильева (сопрано) — выпускница вокального факультета Академии хорового искусства им. В. Попова. Успешно выступает во многих концертных залах России, Японии, Германии, Франции, прекрасная исполнительница виртуозного барочного репертуара и камерной музыки. Работала с такими дирижерами как Е. Светланов, М. Плетнёв, В. Федосеев, Ю. Башмет, Т. Курентзис, И. Марин, Д. Конлон, Г. Риллинг и др., принимала активное участие в фестивалях и концертах Владимира Спивакова. Сотрудничает со студией «Мосфильм». Является приглашенной солисткой Ансамбля солистов «Эрмитаж».
Сергей Власов (контртенор) — приглашённый солист Большого театра и «Геликон-оперы», работал ведущим солистом Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Выпускник РАТИ-ГИТИС и Центра оперного пения Галины Вишневской, постоянный участник международных гастролей и фестивалей (Италия, Германия, Нидерланды, Эстония, Латвия, США).
Игорь Гольденберг (орган) — выпускник Московской консерватории (композиция, фортепиано, орган), член союза композиторов России, основатель ансамбля «Sebastien», уделяющего особое внимание старинной музыке. Стажировался у ведущих зарубежных профессоров, среди которых Ж. Гийу (Франция), П. Kee (Голландия), Э. Kойман (Голландия), Л. Ломан (Германия), Й. Труммер (Австрия). Окончил Высшую школу музыки в Лозанне с дипломами «Мастер — концертный исполнитель» и «Мастер — солист». Принимает участие в многочисленных концертах и фестивалях в России и за рубежом. Как органист работал с такими дирижёрами, как В. Федосеев, M. Плетнёв, С. Сондецкис.
Камерный оркестр «Инструментальная капелла» (основан в 1979) — один из пионеров аутентичного исполнительства в России. В его репертуаре — западноевропейская музыка барокко и венского классицизма, русских композиторов. Коллектив отличают обращение к традициям ансамблевой игры XVII—XVIII вв. еков, внимание к стилю эпохи. Музыканты выступают с концертами по всей России, гастролируют за рубежом, регулярно проводят детские благотворительные и просветительские концерты. Художественный руководитель — заслуженный артист России Виктор Луценко.
Хоровая капелла организована в 1997 г., в 2004 г. хору мальчиков «Дебют» присвоено звание «Образцовый детский коллектив». Сегодня в хоровой школе занимаются более 300 мальчиков и юношей от 4 до 20 лет, хор ежегодно дает более сорока концертов. Коллектив является многократным обладателем высших российских и международных наград (в Австрии, Чехии, Польше, Италии, Эстонии, Словакии, Болгарии, Германии, Испании, Латвии), в том числе трижды завоевывал Гран-при Московского международного хорового фестиваля «Звучит Москва». Художественный руководитель — Алла Ястребова, дирижер — Эльдар Абасов, концертмейстер Денис Денисов.
Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории; искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Теодора Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую духовную и классическую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали «Мессия» Генделя, «Семь слов Спасителя на кресте» Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева), «Страсти по Иоанну» и «Магнификат» Баха.
В программе: О. Мессиан (1908−1992). Цикл «Вознесение»
С. Барбер (1910−1981). Адажио для струнного оркестра
Дж. Б. Перголези (1710−1736). Stabat Mater, кантата для сопрано, альта, хора и струнного оркестра
Купить билет