Добавлено 01 июня / 14 collegiummusicum
воскресенье
Москва
1 июня 2014
Collegium Musicum
Собор Святых Петра и Павла
Старосадский переулок 7/10, м. "Китай-Город"
Вечерня Девы Марии. Клаудио Монтеверди (1610)
Екатерина Либерова, Анастасия Бондарева, Жан-Франсуа Новелли, Юлия Макарьянц, Винсен Бушон, Карлос Гомес, Владимир Красов, Нериюс Масевичюс, Евгений Скурат, Эндрю Лоуренс-Кинг (Великобритания).
1 июня 2014, в рамках IV Международного фестиваля La Renaissance (худ.рук.Иван Великанов) пройдет российская премьера знаменитого сочинения Клаудио Монтеверди (1567 — 1643) «Вечерня Пресвятой Богородицы».
В истории музыки Монтеверди занимает особое положение: он — связующее звено между искусством Возрождения и Барокко, последний гений мадригала и первый гений оперы.
«Вечерня Пресвятой Богородицы» (Vespro della Beata Vergine) — один из шедевров Монтеверди в области духовной музыки. Как и в случае с Мессой си минор И.С. Баха, не вполне ясно функциональное предназначение произведения. Масштабность композиции (она длится около полутора часов), изощренность письма (в некоторые моменты звучит до 10 голосов), использование эффекта многохорности — черты, характерные скорее для духовного концерта, чем для богослужебного сочинения.
Исполнители: Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (сопрано), Жан-Франсуа Новелли (тенор, Франция), Юлия Макарьянц (меццо сопрано), Винсен Бушон (тенор, Франция), Карлос Гомес (тенор, Колумбия-Великобритания), Владимир Красов (баритон), Нериюс Масевичюс (бас, Литва), Евгений Скурат (бас). Художественный руководитель — Эндрю Лоуренс-Кинг (Великобритания).
Самое знаменитое произведение гениального композитора первой половины 17 века, Клаудио Монтеверди, это квинтэссенция великолепия эпохи позднего итальянского Ренессанса, совмещающая литургические песнопения, изысканную полифонию с драматическими чертами недавно зародившегося оперного стиля. Сочинения на темы псалмов и дыховные концерты впервые были собраны для публикации в 1610 году, но (как в случае с Си-минорной Мессой Баха практически полтора века спустя) нам не известно, была ли месса целиком исполнена при жизни композитора. В наше время Vespro della Beata Vergine уже давно стала мировым хитом барочной музыки, но данный концерт будет первым исполнением этой мессы в России.
Манускрипт Монтеверди связан с соборами Святого Петра в Риме и Святого Марка в Венеции, но включение фанфары рода Гонзага (так же выписанной в опере "Орфей" 1607 года) намекают так эе на связь с собором Святой Барбары в Мантуе. Композиция достаточно монументальна чтобы соответствовать этим величественным зданиям, с большими инструментальными и вокальными ансамблями со множеством двойных хоров, конртастирующими с тонкими и глубокими соло и дуэтами. Музыкальная архитектура произведения подеркнута использованием Григорианского хорала, огромным разнообразием оркестровых аранжировок, а так же знаменитым использованием эффекта эха меж одним голосом (или инструментом) и другим. И храм как бы становится сакральным театром для декламирования страстных текстов из Песни Песней, драматических диалогов и виртуознейших орнаментаций.
Монтеверди соединяет, разделяет и снова соединяет своих десятерых певцов как солистов, партнеров в диалогах, ансамблях и антифональных хорах. Во вступительной фанфаре и антифонных частях инструменты играют ритурнели, где струнная группа контрастирует с корнетти (деревянные духовые инструменты 17 века, с амбюшуром как у трубы и пальцевыми отверстиями как у флейты) и сакбутами (барочными тромбонами). На всем протяжении произведения певцов поддерживает и ведет группа континуо, своеобразная "ритм-секция" эпохи барокко, состоящая из клавишных, теорб (больших лютен) и арф.
Эндрю Лоуренс-Кинг - один из ведущих мировых исполнителей и исследователей старинной музыки, руководящий постановками старинных опер в Европе, Скандинавии, США, Австралии. Постановки, прошедшие под его руководством, и аудиозаписи завоевывали многие престижные мировые награды, включая российскую театральную премию "Золотая Маска" в 2013 году, за самую первую оперу в истории - "Игру о Душе и Теле" 1600г, идущую в театре им. Натальи Сац.
Данная премьера "Вечери" отражает результаты последних исследований Эндрю Лоуренса-Кинга в области стариной музыки.
Руководить постановкой Маэстро будет так же в исторической манере - не при помощи дирижерской палочки, изобретения 19 века, но из секции континуо, играя на итальянской барочной хроматической арфе.
Начало концерта в 20:00
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ lj