«Наши сердца бьются в унисон»
Добавлено 15 ноября 2016 Самарская филармония
Самарская филармония, Зал Самарской филармонии
14 ноября в концертном зале Самарской филармонии состоялся третий концерт Восьмого Международного органного фестиваля «Королевские аудиенции». Самарским зрителям представилась уникальная возможность познакомиться с представителем Венецианской органной школы, титулярным органистом церкви Сент-Этьен — Доменико Северином (Франция). Он — выпускник Венецианской консерватории по классу органа и органной композиции, учился также у знаменитого профессора Наджи Хакима во Франции. Сотни концертов в различных странах мира, яркие выступления на Международных фестивалях органной музыки поставили Доменико Северина в ряд ведущих органистов современности. В его репертуаре преобладают произведения эпохи барокко и романтизма, итальянской органной музыки рубежа XIX–XX веков. Доменико является автором многочисленных транскрипций, а также собственных композиций. Самарская публика услышала популярные и малоизвестные произведения композиторов прошлых веков и современности. Прозвучали произведения А.Вивальди, И. С. Баха, Фр. Джеминиани, М.Босси, О.Раванелло, Р.Ренци, М.Регера, Дж. Моранди и А.Капорали. Органист выступил сольно и в ансамбле со скрипачом Сезаром Велевым. Музыкант родился в Болгарии, в возрасте 8 лет уже дал свой первый концерт. Сезар Велев — победитель престижных международных конкурсов, совмещает концертную деятельность с преподаванием в Американской Школе в Париже и Национальной Консерватории в Исси-ле-Мулино. Перед концертом музыканты любезно согласились дать интервью.
— Как давно Вы играете в дуэте?
— Около 10 лет.
— Это солидный срок. У скрипки и органа — совершенно разное звучание. Для нас сегодня представляется редкая возможность услышать эти инструменты в дуэте. В вокальной музыке встречаются дуэт-согласие, дуэт-диалог и дуэт-спор. Скажите, как можно назвать Ваш дуэт?
— Наш дуэт — это диалог.
— А бывает так, что Вы спорите?
— Конечно. (Смеются)
— На какой почве возникают споры?
— Обычно мы спорим по поводу темпов исполняемых произведений. У нас возникают дискуссии по поводу интерпретаций музыки, ведь мы играем произведения совершенно разных стилей — 18, 19, 20 веков. Пожалуй, это все темы, на счет которых мы спорим.
— У каждого исполнителя — свой темперамент. Как Вы находите компромисс, соединяя разные темпераменты в музыке?
— Мы очень много играем не только вместе, но и с другими инструментами — с фортепиано, арфой, с различными музыкантами. Но мы так хорошо чувствуем друг друга в музыкальном плане, что когда играем в дуэте, то практически вместе дышим. Наши сердца бьются в унисон. А так, в жизни, у каждого из нас — свои интересы.
— Вопрос к господину Доменико Северину. В Самарской филармонии сейчас проходит органный фестиваль, и мы слышали представителей разных органных школ. Представителем какой органной школы Вы себя считаете?
— Можно сказать, что я представляю Итальянскую органную школу. Но я учился не только в Италии, но и во Франции. В Германии я изучал старинную музыку и музыку эпохи барокко.
— Есть какие-то особенности у каждой из этих школ?
— Нужно сказать, что Французская школа, начиная с 19 века, занимает ведущее место среди органных школ. Если говорить об Итальянской школе, то она в некоторых аспектах очень похожа на Немецкую школу. Например, в следовании симфоническим тенденциям, в исполнении романтической музыки. Но для того, чтобы понять особенности каждой из этих школ, уметь их сравнивать и различать, нужно очень глубоко их изучить.
— Вы много гастролируете вместе по миру. Какая органная музыка пользуется сегодня наибольшей популярностью у публики?
— Все зависит от инструмента, на котором играешь. На старинном органе в соборе можно играть только старинную музыку. В современном концертном зале публика предпочитает слушать произведения композиторов разных стилей и эпох. Особенно ей нравятся органные импровизации.
Юлия Шумилина
Фото Михаила Пузанкова
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal