Пророчества Дмитрия Шостаковича

Добавлено 08 ноября 2016 Самарская филармония

Самарская филармония, Зал Самарской филармонии, Андрей Баранов (скрипка)

110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича был посвящен пятый концерт фестиваля искусств «Самарская осень». Он прошел на сцене Самарской филармонии 22 октября. Именно в этот день 75 лет назад композитор приехал вместе с семьей в наш город в эвакуацию. В первом отделении музыкального вечера прозвучал Концерт № 1 для скрипки с оркестром Д. Д. Шостаковича в исполнении скрипача Андрея Баранова и Академического симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением народного артиста России Михаила Щербакова. Этот произведение, представляющее собой своеобразную симфонию для скрипки с оркестром, было впервые исполнено в 1955 году Д.Ойстрахом и оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е.Мравинского.

На вечере в Самаре победитель конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, Андрей Баранов играл на скрипке старинного английского мастера, которая раньше принадлежала Давиду Ойстраху. Возможно, именно на ней великий музыкант 60 лет назад впервые исполнил скрипичный концерт Дмитрия Дмитриевича.

Первая часть концерта — «Ноктюрн» в исполнении Андрея Баранова прозвучал как пронзительный монолог. Тембр скрипки солиста менялся — то он был виолончельный, то приобретал интонации человеческого голоса. Музыка воссоздавала горячую молитву человека, оказавшегося в «сумрачном лесу» жизни.

Во второй части — «Скерцо», невероятно сложной технически, пред нашими глазами предстала картина борьбы человека с отвергшим его обществом. Как непокорный челн бросало мелодию скрипки на волнах океана — оркестра. Огромные буруны боролись с неподдающимся кристаллом человеческой души.

В третьей части, скорбной «Пассакалии», голос скрипки становится особенно лиричным и проникновенным. Экспрессия достигала огромного накала, будто главного героя музыкального произведения заключили в сосуд со сжатым воздухом… После чего в скрипичной каденции Андрей Баранов показал всю силу воли человека, который не благодаря, а вопреки поднимается над перипетиями жизни.

В бурливой «Бурлеске» — четвертой части концерта, Андрей Баранов как настоящий русский богатырь, в руках у которого не смычок, а меч, побеждает невидимое полчище, великолепно воссозданное средствами музыкальной выразительности оркестра в интерпретации Михаила Щербакова. Финал — безоговорочное торжество справедливости.

После овации Андрей Баранов исполнил на бис 24-й Каприс Паганини. Зал внимал музыке так, будто слушатели сами стали струнами под смычком талантливого скрипача…

Во втором отделении концерта прозвучала Симфония № 5 Д. Д. Шостаковича в исполнении Академического симфонического оркестра Самарской филармонии под управлением маэстро Щербакова. Это одно из наиболее популярных произведений Дмитрия Шостаковича было сочинено в 1937 году — в период, когда творчество композитора подвергалось гонениям, и Д.Шостакович жил в ожидании ареста. Но, несмотря на весь ужас происходящего, не поддавшись давлению, композитор создал величайшее произведение, которое стало одной из вершин его творчества.

В симфонии Д.Шостакович использует множество тем разных эпох. Но все они трансформируются в нечто новое. В своей музыке, написанной за два года до начала Второй мировой войны, Д.Шостакович как великий пророк предсказывает события, которые охватят весь мир. Когда по приказу горстки нелюдей сотни тысяч солдат будут лишать жизни миллионы ни в чем не повинных людей. Все это с ошеломительной энергетикой было передано симфоническим оркестром Самарской филармонии под руководством М.Щербакова и горячо воспринято публикой.

О чем еще эта гениальная музыка? — она о многом. Даже о том, что будет происходить после смерти великого мастера. О том, например, как когда-нибудь совершит посадку на Марс спускаемый аппарат — и в этом тоже будет заслуга народа, в который Дмитрий Шостакович так верил. И это событие произойдет в год его 110-летия, как подарок к юбилею Великого пророка 20 века.

Юлия ШУМИЛИНА
Фото Михаила Пузанкова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору