Симфонический оркестр Белгородской филармонии

40334 просмотра

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии был создан в октябре 1993 года по инициативе директора и художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств РФ Ивана Григорьевича Трунова на базе камерного оркестра. За 20 лет своей истории и творческой жизни им пройден серьезный путь становления, поиска, развития и достижения высоких результатов.


Первые шаги формирования оркестра прошли под руководством главного дирижера Александра Сурженко. Становление, формирование репертуара и развитие – под руководством главного дирижера Александра Шадрина. Качественное изменение оркестра началось в 2006 году, когда его возглавил заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин.


За 20 лет своей истории симфонический оркестр филармонии стал самым популярным и крупным (105 человек) музыкальным коллективом, заложившим совершенно новые культурные традиции в Белгороде и области. В процессе постепенного освоения мирового симфонического репертуара оркестр выработал свою индивидуальную репертуарную политику, исполняя около 40 новых концертных программ ежегодно. Сегодня в творческом арсенале симфонического оркестра лучшие образцы русской и зарубежной музыкальной классики – от И. С. Баха и А. Вивальди до А. Шенберга и В. Лютославского, от М. Глинки до Д. Шостаковича и А. Шнитке; популярные программы (фрагменты из оперетт и мюзиклов, музыка из кинофильмов, вальсы, танго, симфонические «шлягеры»); все симфонии и концерты Л. Бетховена, П. Чайковского, С. Рахманинова, лучшие симфонии и концерты В. А. Моцарта, И. Брамса, Г. Малера, А. Брукнера, А. Скрябина, С. Прокофьева, И. Стравинского; оперы в концертном и сценическом исполнении («Алеко» С. Рахманинова, «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Г. Доницетти), а также многочисленные детские, студенческие программы, музыка композиторов-современников.


Тесные творческие контакты связывали Белгородский симфонический оркестр с выдающимися отечественными исполнителями и композиторами – Н. Петровым, И. Архиповой, В. Пьявко, В. Горностаевой, А. Наседкиным, Т. Алихановым, Д. Крамером, А. Севидовым, И. Бочковой, М. Яшвили, А. Гиндиным, Ю. Розумом, Р. Леденевым, А. Эшпаем, В. Казениным, Е. Подгайцем, В. Киктой.


Главным дирижером Рашитом Нигаматуллиным был взят курс на интенсивное развитие и расширение репертуара, повышение качества исполнения каждой программы. О симфоническом оркестре из Белгорода заговорили в музыкальных кругах как о перспективном, быстро развивающемся и интересном коллективе. Активное внимание и желание сотрудничать с ним стали проявлять именитые музыканты, появились спонсоры. Главным дирижером была выработана тактика и стратегия дальнейшего развития оркестра: обязательное исполнение классики, сложных симфонических полотен, современной музыки, детских просветительских программ.


В мае 2006 года осуществлена совместная акция по подготовке и первому исполнению в России в третьем тысячелетии оратории «Сотворение мира» Йозефа Гайдна. В Белгороде и Старом Осколе оратория венского классика прозвучала в исполнении симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, хора Воронежской государственной академии искусств и солистов из Москвы, Курска, Воронежа и Белгорода.


Успех оратории «Сотворение мира», а затем оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале» в июне 2006 году превзошел все ожидания, вызвав у публики огромный интерес и благодарные отклики. Аншлаги на концертах симфонического оркестра явились свидетельством интереса и искренней любви белгородских слушателей к этому коллективу.


Важным этапом в развитии оркестра стало участие в фестивале «Шостакович и Свиридов: «И звезда с звездою говорит», проводимом в г. Курске (2007 году). На фестивале были исполнены Первая симфония и Концерт №1 для скрипки с оркестром Д. Шостаковича (солист – Гайк Казазян, г. Москва), приуроченные к 100-летию со дня рождения великого композитора. Р. Рудица – музыковед из Санкт-Петербурга, присутствовавший на фестивале, был поражен мастерством провинциального оркестра и его главного дирижера Р. Нигаматуллина, что отразил в своей рецензии: «Белгородский оркестр для меня – в высшей степени приятное знакомство… Белгородский коллектив замечателен своей собранностью, «управляемостью» – вместе с тем, чужд рутины, игра оркестрантов пластична, сердечна, звук красив и хорошо сбалансирован. Теплота, ненавязчивое полнозвучие струнных – важное достоинство коллектива, медные точны, «вокальны» – что вообще встречается редко».


В 39-м и 40-м концертных сезонах коллектив совершил мощный рывок по расширению репертуара и улучшению качества исполнения. На белгородских сценах (в Овальном зале и зале филармонии) прозвучали премьеры: Первая и Пятая симфонии Г. Малера, Седьмая симфония А. Брукнера, Концерт для фортепиано с оркестром А. Дворжака, Первая симфония и «Остров мертвых» С. Рахманинова, «Вальс» и «Болеро» М. Равеля, Вторая и Третья симфонии А. Скрябина, Первая и Пятнадцатая симфонии Д. Шостаковича. Поставлена опера-buffa«Дон Паскуале» Г. Доницетти в сценическом варианте с декорациями, костюмами и прочими необходимыми атрибутами оперного спектакля (дирижер-постановщик - заслуженный артист РФ Анатолий Оселков, работавший в то время приглашенным дирижером оркестра).


Закрытие юбилейного сезона также имело огромный общественный резонанс. Впервые в Белгороде прозвучала грандиозная Девятая симфония Бетховена совместно с хором Воронежской государственной академии искусств (июнь 2007 году).


41-й сезон был ознаменован новыми достижениями оркестра: в его репертуар вошли Пятая симфония Малера, Двадцать первая симфония Мясковского, 104-я – Гайдна, «Скифская сюита» Прокофьева, Концерт для оркестра Бартока, «Энигма» – вариации Э. Элгара. Завершила 41-й сезон сценическая постановка оперы «Алеко» С. Рахманинова, вызвавшая восторженные отклики прессы и публики. Опера была поставлена заслуженным деятелем искусств РФ режиссером Александром Зыковым (г. Воронеж) и главным дирижером симфонического оркестра Рашитом Нигаматуллиным.


Приглашение восьми музыкантов из Белгородского симфонического оркестра для участия в III фестивале симфонических оркестров мира и мировой премьере Симфонии №6 А. Рыбникова в составе Объединенного Российского симфонического оркестра под управлением маэстро В. Гергиева в Москве стало важным стимулом для дальнейшего совершенствования мастерства артистов.

42-й филармонический концертный сезон для симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии формировался согласно основной стратегии главного дирижера и художественного руководителя Рашита Нигаматуллина. Он филармонии прошел под знаком 15-летия симфонического оркестра. В связи с этой датой, знаменующей серьезный этап развития и обретения своего творческого лица, целью оркестра стало исполнение Четвертой симфонии Г. Малера, Десятой симфонии Д. Шостаковича, Второй симфонии А. Скрябина, музыки балета «Петрушка» И. Стравинского. Впервые были исполнены «Гоголь-сюита» и сюита «Мертвые души» А. Шнитке в музыкальном проекте, посвященном 200-летию со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя, удивительно совпавшем с 75-летием со дня рождения композитора. Впервые прозвучала также оркестровая пьеса «Не сон в летнюю ночь» (не по Шекспиру) А. Шнитке.


200-летие со дня рождения Ф. Мендельсона было отмечено целой серией симфонических и камерных программ филармонии. Исполнена «Шотландская симфония», увертюры, музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», Фортепианное трио №1 ор. 49, «Песни без слов» и другие произведения композитора.


Важным событием сезона стал приезд крупнейшего дирижера народного артиста РФ Фуата Мансурова, под управлением которого симфонический оркестр исполнил Третью «Героическую» симфонию и Пятый фортепианный концерт Бетховена (солист – Константин Шамрай, г. Москва). В этой программе впервые в Белгороде прозвучала также музыка А. Хачатуряна к комедии Лопе де Веги «Валенсианская вдова».


Блестящей концертной программой отметил оркестр еще один важный юбилей 100-летие российского кинематографа и 100-летие музыки кино (2008 год).

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии в 2008 году был принят в члены «Ассоциации симфонических и камерных оркестров России», что является свидетельством признания его профессионального уровня и мастерства.


В январе 2009 года было дано четыре представления оперы «Алеко» С. Рахманинова для школьников и педагогов с целью воспитания вкуса, просвещения и приобщения подрастающего поколения к высокому искусству.

От сезона к сезону крепли творческие связи с молодыми талантливыми исполнителями – гордостью современной России: А.Коробейников, Л. Генюшас, С. Кузнецов, Ю. Игонина, Е. Мечетина, К. Шамрай, С. Кузнецов, И. Федоров, Р. Замуруев и другие.


Оркестр сотрудничал с хоровыми коллективами – Тамбовским хором им. С. Рахманинова, Камерным хором Харьковской филармонии, хором Воронежской государственной академии искусств.


В Белгороде проводились Фестивали современной музыки, главным участником которых был симфонический оркестр, с успехом исполнявший сочинения А. Эшпая, К. Хачатуряна, Б. Тищенко, Р. Леденева. Е. Подгайца, С. Жукова, А. Ларина, В. Кикты и других композиторов.


Оркестр принимал участие в различных региональных, Всероссийских и Международных фестивалях, проводимых в Москве, Брянске, Туле, Орле, Курске, Тамбове, Харькове (Международный фестиваль «Московская осень-2003», Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение-2004», XX фестиваль «композиторы России – детям» (2005 год), Фестиваль «И звезда с звездою говорит: Д. Шостакович и Г. Свиридов (Курск, 2006 год), Всероссийский фестиваль музыки А. Петрова (2007 год).


Гастрольная география симфонического оркестра постепенно становилась все более разнообразной. В 2000, 2006 и 2007 одах были осуществлены летние гастроли коллектива во Франции. В феврале 2008 года оркестр был приглашен на музыкальные фестивали в Швейцарию и Францию.С триумфальным успехом прошли фестивальные концерты во Франции и Швейцарии, где была осуществлена запись диска с программой одного из концертов оркестра.


В 43-м концертном сезоне симфонический оркестр принял участие в юбилее газеты «Музыкальное обозрение», которой исполнилось 20 лет. В программе открытия сезона прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром А. Скрябина, ор. 20 (таково было условие участия) в исполнении Андрея Коробейникова.

Сезон был знаменателен тем, что с оркестром вновь работал маэстро Фуат Мансуров, который представил программу французской классики Ж. Бизе Симфония «Рим», сюиты из «Арлезианки» и оперные увертюры К. Сен-Санса.

Концертным исполнением оперы-buffa «Служанка-госпожа» и кантаты «Stabatmater» оркестр с солистами и камерным хором отметили юбилейную дату – 300-летие со дня рождения итальянского композитора Д. Перголези(дирижер – Дмитрий Филатов).


Симфоническая сюита «Планеты» Г. Холста впервые прозвучала в Белгороде на закрытии сезона. Звуки музыки Г. Холста сопровождались видеорядом, способствующим пониманию и восприятию слушателями этого необычного сочинения.


Оркестр исполнил серьезные премьеры в 44-м сезоне (2010 2011 годах):«Весна священная» и Симфония в 3-х движениях И. Стравинского, «Сотворение мира» А. Петрова, «Магнификат» и фрагменты из Высокой мессы И. С. Баха, фрагменты из «Мессии» Г. Генделя, пополнив репертуар кантатно-ораториальными жанрами и музыкой балетов.


Симфонический оркестр работал с приглашенным дирижером заслуженным артистом РФ Евгением Бушковым, пополнив свой творческий багаж и расширив исполнительский кругозор уникальными премьерами современной музыки: «Реквием» Алемдара Караманова и Симфония №2 Андрея Семенова.


Симфонический оркестр в 2010 году стал лауреатом Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства. Оркестр был приглашен для участия в Фестивале «Панорама музыки России», посвященном 50-летию Союза композиторов России, и приуроченному к X съезду Союза композиторов России. Оркестр произвел очень благоприятное впечатление на столичных меломанов и профессиональных музыкантов, среди которых композитор С. Слонимский:

«Я восхищён талантливостью дирижёра Рашита Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена дирижёрами Р.Нигаматуллиным и Д. Филатовым по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки… Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!»


Венцом просветительской деятельности филармонии в 2010 году стало ее награждение Международной общественной Премией в области культуры и искусства «Виват, Маэстро!». За высокую гуманитарную и просветительскую миссию филармонии присвоен статус «Национальное достояние-2010»! В этой награде большая доля труда симфонического оркестра.


2010 год был очень щедрым на подарки. 21 декабря состоялось самое важное событие в истории филармонии – торжественное открытие нового здания филармонии, нового Дома Музыки. Симфонический оркестр в новых условиях приобрел красивый концертный зал, автобус, новые музыкальные инструменты, удобную репетиционную комнату, хорошую библиотеку.

Но самое главное преобразование произошло в 2011 году, когда в состав оркестра были набраны молодые перспективные музыканты.

IV Фестиваль современной музыки состоялся в ноябре 2011 году. I фестиваль был организован и проведен 12 годами ранее. Он возобновил задачи популяризации современного музыкального творчества и исполнительства, поднял на новый творческий уровень контакты с Союзом композиторов России. Симфоническим оркестром были исполнены две программы, многие сочинения композиторов прозвучали впервые на сцене филармонии.

Симфонический оркестр принял участие в XIII Международном фестивале-конкурсе «С. Рахманинов и украинская культура» в г. Харькове, концерт оркестра получил признание публики и восторженные отклики прессы.

В 45-м концертном сезоне с симфоническим оркестром играли выдающиеся исполнители Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Даниил Крамер, Сергей Главатских, Владимир Тонха (г. Москва), Алексей Людевиг (г. Санкт-Петербург), Александр Марков (США), работали дирижеры Евгений Бушков, Владимир Понькин (г. Москва), Эдуард Амбарцумян (г. Брянск), Александр Полищук(г. Санкт-Петербург).

Дирижером Дмитрием Филатовым поставлены сцены из мюзикла «Вестсайдская история» Л. Бернстайна силами симфонического оркестра, солистов, камерного хора и танцевального ансамбля «Мираж». Состоялось 15 представлений в Белгороде и в Старом Осколе.

В марте-апреле 2012 года был подготовлен и проведен новый фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи, ставший со временем одним из брендов филармонии. Объединяющей идей фестиваля стала идея бережного сохранения, исторической преемственности и развития творческих и исполнительских традиций русской музыкальной классики. Первостепенной задачей фестиваля является предоставление белгородцам возможности увидеть и услышать ведущих представителей русской музыкальной культуры, являющихся национальным достоянием России.

Симфонический оркестр исполнил на фестивале две программы с ведущими артистами Большого театра России и «Имперским Русским балетом» Гедеминаса Таранды («Кармен-сюита» Бизе-Щедрина и «Шехеразада» Римского-Корсакова). Следующий, II фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи» открыл для белгородской публики новые грани выдающегося исполнительского мастерства. С симфоническим оркестром филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина выступили солисты одного из самых ярких арт-проектов последнего десятилетия «Тенора XXI века».

Эти фестивали, а также концерты Дмитрия Хворостовского (им закрывался 45-й концертный сезон), Николая Луганского (открытие 46-го сезона филармонии) - большой проект Попечительского совета Фонда развития классического музыкального искусства. Благодаря деятельности Фонда любители музыки смогли услышать выдающиеся имена.

Тесные творческие контакты связывают филармонический оркестр с Союзом композиторов России и его председателем, народным артистом РФ В. И. Казениным. Именно он пригласил оркестр для участия в серьезном Международном фестивале «Московская осень-2012» на сцене самого престижного концертного зала России - Большого зала консерватории с программой, состоящей из музыки современных композиторов В. Казенина, С. Слонимского, Р. Калимуллина, В. Бибергана. Сначала эта программа прозвучала в филармонии в Белгороде.

«В лице Рашита Нигаматуллина композиторы нашли чуткого интерпретатора. Дирижер имеет вкус к современной музыке, ему подвластны хитросплетения сложных партитур, в своем исполнении он стремиться выявить индивидуальные черты музыки каждого композитора. Качество звучания оркестра – очень высокое, что, конечно, не достигается без большой и тщательной работы.

В белгородском концерте в заинтересованной тишине переполненного зала, в особенно теплом приеме чувствовались любовь и уважение жителей города к своему оркестру. Серьезным испытанием для коллектива стало выступление в Москве. В Большом зале консерватории с его замечательной акустикой звучание оркестра было еще ярче и объемнее. Московская публика высоко оценила выступление гостей».

Музыковед Любовь Марченко (г. Санкт-Петербург)

«Музыкальная жизнь», №1, 2013 год.


2012 и 2013 годы был насыщенным в области гастрольной деятельности. Симфонический оркестр принял участие в очередном II Симфоническом форуме оркестров России, проходившем в Екатеринбурге, исполнив 4 концерта (2 из них в Екатеринбурге, по одному в Челябинске и Верхней Пышме). Триумфальное выступление белгородского оркестра было широко отмечено во многих региональных и столичных СМИ.


Директор Свердловской государственной филармонии, член Совета по культуре при президенте России Александр Колотурский отметил заслуги нашего коллектива в письме, адресованном губернатору Белгородской области Евгению Савченко:

«Позвольте выразить Вам самую искреннюю признательность за поддержку Белгородского симфонического оркестра, благодаря которой этот замечательный коллектив смог принять участие во втором Симфоническом форуме России. Это не было симфоническим соревнованием – это было мощное симфоническое партнёрство творцов, объединённых общей целью, общей миссией, и Белгородский симфонический оркестр внёс очень яркий оттенок в эту симфоническую палитру.

Мастерство и высокий творческий уровень коллектива, возглавляемого замечательным дирижёром Рашитом Нигаматуллиным, неизменно встречали на площадках форума восторженный приём публики и высокую оценку критиков. Благодарю Вас за понимание важности и значимости симфонического жанра».


Новый год артисты симфонического оркестра встречали в Китае, исполнив 8 концертов в разных городах этой страны, представив на суд китайской публики музыку Глинки, Чайковского, Хачатуряна, Шостаковича, Верди, Сен-Санса и расширив репертуар произведениями китайских композиторов.


Участие во Всероссийском фестивале-конкурсе композиторов, посвященном 100-летию со дня рождения Т. Хренникова (г. Елец Липецкой области) вызвало большой общественный резонанс. Исполнение в Белгороде на закрытии 46-го концертного сезона большой программы «Музыка и время. Тихон Хренников», посвященной юбилею, стало данью памяти крупнейшего композитора и общественного деятеля XX столетия. Впервые прозвучали сюиты из музыки к балетам, написанным Хренниковым в 90-е годы, «Капитанская дочка» и «Наполеон Бонапарт», а также Концерт №1 для скрипки с оркестром, солировал Никита Борисоглебский.


Детские концерты всегда являются главной составляющей всей большой работы филармонии и симфонического оркестра. Им уделялось в 2012 году особое внимание, так как без грамотного, подготовленного для восприятия классической музыки слушателя профессиональное музыкальное искусство перестает играть заметную роль в обществе. Работа с детьми – это разнообразные абонементные концерты для дошкольников, для младших и старших школьников, семейные воскресные утренники, а также познавательные концерты в Большом зале.

Концертами детских абонементов дирижирует Дмитрий Филатов, в них участвуют солисты филармонии.


С появлением симфонического оркестра начала постепенно складываться в филармонии абонементная система. Начало было положено абонементом «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей», который продолжает развиваться и в настоящее время. В 1997 году был выпущен первый вечерний симфонический абонемент «Бессмертные имена». В 1998 году добавились два симфонических абонемента: «Детский сад в Овальном зале» и «Музыкальные столицы мира». Абонементная система ежегодно прирастала новыми абонементами, появились «Шедевры мировой музыки», «Симфонические шлягеры», « Виват, маэстро!», Студенческий абонемент, тематические и выездные абонементы оркестра.


Симфонический оркестр демонстрирует огромный рост с каждой исполненной программой и достижение уровня профессиональной зрелости. Оркестр планомерно расширяет репертуар и сферу своего влияния на разные социальные слои слушателей, совместно с другими коллективами филармонии формирует и развивает культурную среду в городе и области.

Комментарии

Самарская филармония, орган «Рудольф фон Беккерат»...

Тимур Халиуллин:

Спасибо! Рад, что заинтересовал!

«Музыкальный клондайк» № 7–8 июль-август 2017: «Белгородский...

Лилиана. Г. Белгород.:

Статья очень понравилась. Спасибо. И она во мне, самом обычном любителе карильонной и органной...

Международный фестиваль карильонной музыки «Белгородский...

Аноним:

Открытие было потрясающее! Круто, наикрутейше!!! Преисполнены восторга! Браво!!! Браво!!! Браво!!!

Наш Тимур

Тамара, Белгород:

Очень рада за молодого и талантливого артиста. Успехов в творчестве. Я слышала его выступления в органном...

Творческие связи

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору