muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии был создан в октябре 1993 года по инициативе директора и художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств РФ Ивана Григорьевича Трунова на базе камерного оркестра. За 20 лет своей истории и творческой жизни им пройден серьезный путь становления, поиска, развития и достижения высоких результатов.
Первые шаги формирования оркестра прошли под руководством главного дирижера Александра Сурженко. Становление, формирование репертуара и развитие – под руководством главного дирижера Александра Шадрина. Качественное изменение оркестра началось в 2006 году, когда его возглавил заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин.
За 20 лет своей истории симфонический оркестр филармонии стал самым популярным и крупным (105 человек) музыкальным коллективом, заложившим совершенно новые культурные традиции в Белгороде и области. В процессе постепенного освоения мирового симфонического репертуара оркестр выработал свою индивидуальную репертуарную политику, исполняя около 40 новых концертных программ ежегодно. Сегодня в творческом арсенале симфонического оркестра лучшие образцы русской и зарубежной музыкальной классики – от И. С. Баха и А. Вивальди до А. Шенберга и В. Лютославского, от М. Глинки до Д. Шостаковича и А. Шнитке; популярные программы (фрагменты из оперетт и мюзиклов, музыка из кинофильмов, вальсы, танго, симфонические «шлягеры»); все симфонии и концерты Л. Бетховена, П. Чайковского, С. Рахманинова, лучшие симфонии и концерты В. А. Моцарта, И. Брамса, Г. Малера, А. Брукнера, А. Скрябина, С. Прокофьева, И. Стравинского; оперы в концертном и сценическом исполнении («Алеко» С. Рахманинова, «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Колокольчик» и «Дон Паскуале» Г. Доницетти), а также многочисленные детские, студенческие программы, музыка композиторов-современников.
Тесные творческие контакты связывали Белгородский симфонический оркестр с выдающимися отечественными исполнителями и композиторами – Н. Петровым, И. Архиповой, В. Пьявко, В. Горностаевой, А. Наседкиным, Т. Алихановым, Д. Крамером, А. Севидовым, И. Бочковой, М. Яшвили, А. Гиндиным, Ю. Розумом, Р. Леденевым, А. Эшпаем, В. Казениным, Е. Подгайцем, В. Киктой.
Главным дирижером Рашитом Нигаматуллиным был взят курс на интенсивное развитие и расширение репертуара, повышение качества исполнения каждой программы. О симфоническом оркестре из Белгорода заговорили в музыкальных кругах как о перспективном, быстро развивающемся и интересном коллективе. Активное внимание и желание сотрудничать с ним стали проявлять именитые музыканты, появились спонсоры. Главным дирижером была выработана тактика и стратегия дальнейшего развития оркестра: обязательное исполнение классики, сложных симфонических полотен, современной музыки, детских просветительских программ.
В мае 2006 года осуществлена совместная акция по подготовке и первому исполнению в России в третьем тысячелетии оратории «Сотворение мира» Йозефа Гайдна. В Белгороде и Старом Осколе оратория венского классика прозвучала в исполнении симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, хора Воронежской государственной академии искусств и солистов из Москвы, Курска, Воронежа и Белгорода.
Успех оратории «Сотворение мира», а затем оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале» в июне 2006 году превзошел все ожидания, вызвав у публики огромный интерес и благодарные отклики. Аншлаги на концертах симфонического оркестра явились свидетельством интереса и искренней любви белгородских слушателей к этому коллективу.
Важным этапом в развитии оркестра стало участие в фестивале «Шостакович и Свиридов: «И звезда с звездою говорит», проводимом в г. Курске (2007 году). На фестивале были исполнены Первая симфония и Концерт №1 для скрипки с оркестром Д. Шостаковича (солист – Гайк Казазян, г. Москва), приуроченные к 100-летию со дня рождения великого композитора. Р. Рудица – музыковед из Санкт-Петербурга, присутствовавший на фестивале, был поражен мастерством провинциального оркестра и его главного дирижера Р. Нигаматуллина, что отразил в своей рецензии: «Белгородский оркестр для меня – в высшей степени приятное знакомство… Белгородский коллектив замечателен своей собранностью, «управляемостью» – вместе с тем, чужд рутины, игра оркестрантов пластична, сердечна, звук красив и хорошо сбалансирован. Теплота, ненавязчивое полнозвучие струнных – важное достоинство коллектива, медные точны, «вокальны» – что вообще встречается редко».
В 39-м и 40-м концертных сезонах коллектив совершил мощный рывок по расширению репертуара и улучшению качества исполнения. На белгородских сценах (в Овальном зале и зале филармонии) прозвучали премьеры: Первая и Пятая симфонии Г. Малера, Седьмая симфония А. Брукнера, Концерт для фортепиано с оркестром А. Дворжака, Первая симфония и «Остров мертвых» С. Рахманинова, «Вальс» и «Болеро» М. Равеля, Вторая и Третья симфонии А. Скрябина, Первая и Пятнадцатая симфонии Д. Шостаковича. Поставлена опера-buffa«Дон Паскуале» Г. Доницетти в сценическом варианте с декорациями, костюмами и прочими необходимыми атрибутами оперного спектакля (дирижер-постановщик - заслуженный артист РФ Анатолий Оселков, работавший в то время приглашенным дирижером оркестра).
Закрытие юбилейного сезона также имело огромный общественный резонанс. Впервые в Белгороде прозвучала грандиозная Девятая симфония Бетховена совместно с хором Воронежской государственной академии искусств (июнь 2007 году).
41-й сезон был ознаменован новыми достижениями оркестра: в его репертуар вошли Пятая симфония Малера, Двадцать первая симфония Мясковского, 104-я – Гайдна, «Скифская сюита» Прокофьева, Концерт для оркестра Бартока, «Энигма» – вариации Э. Элгара. Завершила 41-й сезон сценическая постановка оперы «Алеко» С. Рахманинова, вызвавшая восторженные отклики прессы и публики. Опера была поставлена заслуженным деятелем искусств РФ режиссером Александром Зыковым (г. Воронеж) и главным дирижером симфонического оркестра Рашитом Нигаматуллиным.
Приглашение восьми музыкантов из Белгородского симфонического оркестра для участия в III фестивале симфонических оркестров мира и мировой премьере Симфонии №6 А. Рыбникова в составе Объединенного Российского симфонического оркестра под управлением маэстро В. Гергиева в Москве стало важным стимулом для дальнейшего совершенствования мастерства артистов.
42-й филармонический концертный сезон для симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии формировался согласно основной стратегии главного дирижера и художественного руководителя Рашита Нигаматуллина. Он филармонии прошел под знаком 15-летия симфонического оркестра. В связи с этой датой, знаменующей серьезный этап развития и обретения своего творческого лица, целью оркестра стало исполнение Четвертой симфонии Г. Малера, Десятой симфонии Д. Шостаковича, Второй симфонии А. Скрябина, музыки балета «Петрушка» И. Стравинского. Впервые были исполнены «Гоголь-сюита» и сюита «Мертвые души» А. Шнитке в музыкальном проекте, посвященном 200-летию со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя, удивительно совпавшем с 75-летием со дня рождения композитора. Впервые прозвучала также оркестровая пьеса «Не сон в летнюю ночь» (не по Шекспиру) А. Шнитке.
200-летие со дня рождения Ф. Мендельсона было отмечено целой серией симфонических и камерных программ филармонии. Исполнена «Шотландская симфония», увертюры, музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», Фортепианное трио №1 ор. 49, «Песни без слов» и другие произведения композитора.
Важным событием сезона стал приезд крупнейшего дирижера народного артиста РФ Фуата Мансурова, под управлением которого симфонический оркестр исполнил Третью «Героическую» симфонию и Пятый фортепианный концерт Бетховена (солист – Константин Шамрай, г. Москва). В этой программе впервые в Белгороде прозвучала также музыка А. Хачатуряна к комедии Лопе де Веги «Валенсианская вдова».
Блестящей концертной программой отметил оркестр еще один важный юбилей 100-летие российского кинематографа и 100-летие музыки кино (2008 год).
Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии в 2008 году был принят в члены «Ассоциации симфонических и камерных оркестров России», что является свидетельством признания его профессионального уровня и мастерства.
В январе 2009 года было дано четыре представления оперы «Алеко» С. Рахманинова для школьников и педагогов с целью воспитания вкуса, просвещения и приобщения подрастающего поколения к высокому искусству.
От сезона к сезону крепли творческие связи с молодыми талантливыми исполнителями – гордостью современной России: А.Коробейников, Л. Генюшас, С. Кузнецов, Ю. Игонина, Е. Мечетина, К. Шамрай, С. Кузнецов, И. Федоров, Р. Замуруев и другие.
Оркестр сотрудничал с хоровыми коллективами – Тамбовским хором им. С. Рахманинова, Камерным хором Харьковской филармонии, хором Воронежской государственной академии искусств.
В Белгороде проводились Фестивали современной музыки, главным участником которых был симфонический оркестр, с успехом исполнявший сочинения А. Эшпая, К. Хачатуряна, Б. Тищенко, Р. Леденева. Е. Подгайца, С. Жукова, А. Ларина, В. Кикты и других композиторов.
Оркестр принимал участие в различных региональных, Всероссийских и Международных фестивалях, проводимых в Москве, Брянске, Туле, Орле, Курске, Тамбове, Харькове (Международный фестиваль «Московская осень-2003», Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение-2004», XX фестиваль «композиторы России – детям» (2005 год), Фестиваль «И звезда с звездою говорит: Д. Шостакович и Г. Свиридов (Курск, 2006 год), Всероссийский фестиваль музыки А. Петрова (2007 год).
Гастрольная география симфонического оркестра постепенно становилась все более разнообразной. В 2000, 2006 и 2007 одах были осуществлены летние гастроли коллектива во Франции. В феврале 2008 года оркестр был приглашен на музыкальные фестивали в Швейцарию и Францию.С триумфальным успехом прошли фестивальные концерты во Франции и Швейцарии, где была осуществлена запись диска с программой одного из концертов оркестра.
В 43-м концертном сезоне симфонический оркестр принял участие в юбилее газеты «Музыкальное обозрение», которой исполнилось 20 лет. В программе открытия сезона прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром А. Скрябина, ор. 20 (таково было условие участия) в исполнении Андрея Коробейникова.
Сезон был знаменателен тем, что с оркестром вновь работал маэстро Фуат Мансуров, который представил программу французской классики Ж. Бизе Симфония «Рим», сюиты из «Арлезианки» и оперные увертюры К. Сен-Санса.
Концертным исполнением оперы-buffa «Служанка-госпожа» и кантаты «Stabatmater» оркестр с солистами и камерным хором отметили юбилейную дату – 300-летие со дня рождения итальянского композитора Д. Перголези(дирижер – Дмитрий Филатов).
Симфоническая сюита «Планеты» Г. Холста впервые прозвучала в Белгороде на закрытии сезона. Звуки музыки Г. Холста сопровождались видеорядом, способствующим пониманию и восприятию слушателями этого необычного сочинения.
Оркестр исполнил серьезные премьеры в 44-м сезоне (2010 – 2011 годах):«Весна священная» и Симфония в 3-х движениях И. Стравинского, «Сотворение мира» А. Петрова, «Магнификат» и фрагменты из Высокой мессы И. С. Баха, фрагменты из «Мессии» Г. Генделя, пополнив репертуар кантатно-ораториальными жанрами и музыкой балетов.
Симфонический оркестр работал с приглашенным дирижером заслуженным артистом РФ Евгением Бушковым, пополнив свой творческий багаж и расширив исполнительский кругозор уникальными премьерами современной музыки: «Реквием» Алемдара Караманова и Симфония №2 Андрея Семенова.
Симфонический оркестр в 2010 году стал лауреатом Премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства. Оркестр был приглашен для участия в Фестивале «Панорама музыки России», посвященном 50-летию Союза композиторов России, и приуроченному к X съезду Союза композиторов России. Оркестр произвел очень благоприятное впечатление на столичных меломанов и профессиональных музыкантов, среди которых композитор С. Слонимский:
«Я восхищён талантливостью дирижёра Рашита Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена дирижёрами Р.Нигаматуллиным и Д. Филатовым по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки… Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!»
Венцом просветительской деятельности филармонии в 2010 году стало ее награждение Международной общественной Премией в области культуры и искусства «Виват, Маэстро!». За высокую гуманитарную и просветительскую миссию филармонии присвоен статус «Национальное достояние-2010»! В этой награде большая доля труда симфонического оркестра.
Музыковед Любовь Марченко (г. Санкт-Петербург)
«Музыкальная жизнь», №1, 2013 год.
2012 и 2013 годы был насыщенным в области гастрольной деятельности. Симфонический оркестр принял участие в очередном II Симфоническом форуме оркестров России, проходившем в Екатеринбурге, исполнив 4 концерта (2 из них в Екатеринбурге, по одному в Челябинске и Верхней Пышме). Триумфальное выступление белгородского оркестра было широко отмечено во многих региональных и столичных СМИ.
Директор Свердловской государственной филармонии, член Совета по культуре при президенте России Александр Колотурский отметил заслуги нашего коллектива в письме, адресованном губернатору Белгородской области Евгению Савченко:
«Позвольте выразить Вам самую искреннюю признательность за поддержку Белгородского симфонического оркестра, благодаря которой этот замечательный коллектив смог принять участие во втором Симфоническом форуме России. Это не было симфоническим соревнованием – это было мощное симфоническое партнёрство творцов, объединённых общей целью, общей миссией, и Белгородский симфонический оркестр внёс очень яркий оттенок в эту симфоническую палитру.
Мастерство и высокий творческий уровень коллектива, возглавляемого замечательным дирижёром Рашитом Нигаматуллиным, неизменно встречали на площадках форума восторженный приём публики и высокую оценку критиков. Благодарю Вас за понимание важности и значимости симфонического жанра».
Новый год артисты симфонического оркестра встречали в Китае, исполнив 8 концертов в разных городах этой страны, представив на суд китайской публики музыку Глинки, Чайковского, Хачатуряна, Шостаковича, Верди, Сен-Санса и расширив репертуар произведениями китайских композиторов.
Участие во Всероссийском фестивале-конкурсе композиторов, посвященном 100-летию со дня рождения Т. Хренникова (г. Елец Липецкой области) вызвало большой общественный резонанс. Исполнение в Белгороде на закрытии 46-го концертного сезона большой программы «Музыка и время. Тихон Хренников», посвященной юбилею, стало данью памяти крупнейшего композитора и общественного деятеля XX столетия. Впервые прозвучали сюиты из музыки к балетам, написанным Хренниковым в 90-е годы, «Капитанская дочка» и «Наполеон Бонапарт», а также Концерт №1 для скрипки с оркестром, солировал Никита Борисоглебский.
Детские концерты всегда являются главной составляющей всей большой работы филармонии и симфонического оркестра. Им уделялось в 2012 году особое внимание, так как без грамотного, подготовленного для восприятия классической музыки слушателя профессиональное музыкальное искусство перестает играть заметную роль в обществе. Работа с детьми – это разнообразные абонементные концерты для дошкольников, для младших и старших школьников, семейные воскресные утренники, а также познавательные концерты в Большом зале.
Концертами детских абонементов дирижирует Дмитрий Филатов, в них участвуют солисты филармонии.
С появлением симфонического оркестра начала постепенно складываться в филармонии абонементная система. Начало было положено абонементом «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей», который продолжает развиваться и в настоящее время. В 1997 году был выпущен первый вечерний симфонический абонемент «Бессмертные имена». В 1998 году добавились два симфонических абонемента: «Детский сад в Овальном зале» и «Музыкальные столицы мира». Абонементная система ежегодно прирастала новыми абонементами, появились «Шедевры мировой музыки», «Симфонические шлягеры», « Виват, маэстро!», Студенческий абонемент, тематические и выездные абонементы оркестра.
Симфонический оркестр демонстрирует огромный рост с каждой исполненной программой и достижение уровня профессиональной зрелости. Оркестр планомерно расширяет репертуар и сферу своего влияния на разные социальные слои слушателей, совместно с другими коллективами филармонии формирует и развивает культурную среду в городе и области.
Комментарии
Творческие связи
Солисты
Панкратов Геннадий (аккордеон)
Ушуллу Илья (бас, вокал, композитор)
Пидручный Михаил (панфлейта, флейта)
Панченко Елизавета (клавесин, композитор, орган)
Филатов Дмитрий (дирижер, флейта)
Никитина Оксана (меццо-сопрано)
Воскресенская Наталья (меццо-сопрано)
Коробейников Андрей (фортепиано)
Мечетина Екатерина (фортепиано)
Главатских Сергей (фортепиано, композитор)
Халиуллин Тимур (карильон, клавесин, орган)
Григорьев Евгений (бас, баритон)
Луганский Николай (фортепиано)
Проекты
Карильон Белгородской филармонии
Филармонии
Залы
Большой зал Белгородской филармонии
Организации
Classical Music Artists Management
Журналисты
Тимур Халиуллин:
Спасибо! Рад, что заинтересовал!
«Музыкальный клондайк» № 7–8 июль-август 2017: «Белгородский...Лилиана. Г. Белгород.:
Статья очень понравилась. Спасибо. И она во мне, самом обычном любителе карильонной и органной...
Международный фестиваль карильонной музыки «Белгородский...Аноним:
Открытие было потрясающее! Круто, наикрутейше!!! Преисполнены восторга! Браво!!! Браво!!! Браво!!!
Наш ТимурТамара, Белгород:
Очень рада за молодого и талантливого артиста. Успехов в творчестве. Я слышала его выступления в органном...