Музыкальная фестивальная жизнь России очень насы- щенна, фестивали проходят повсеместно, и в столицах, и в регионах, привлекают многочисленную аудиторию яр- кими именами, интересными программами. Однако, собы- тие, которое состоялось этим летом в Белгороде и Белгородской области, думается, занимает совершенно особое положение в многоцветной фестивальной мозаике, более того, оно абсолютно уникально во многих своих аспектах.
Самое главное — фестиваль «Белгородский звон» имеет яркое своеобразие и четкое объединяющее начало. Это на- чало — замечательный и редкий в наших краях (в России их всего три) музыкальный инструмент — карильон. Карильон присутствует в российской культуре с петровских времен, однако, есть ощущение, что он занимал некую, очень узкую нишу и существовал вне общего музыкального простран- ства, относясь больше к музейной атмосфере — два других российских карильона находятся в Санкт-Петербурге — в Петергофе и Петропавловской крепости. А ведь этот ин- струмент позволяет исполнять очень широкий спектр самой разной музыки — обработки классических произведений и народных мелодий, колокольные звоны и импровизации. Он прекрасно звучит в ансамбле с другими инструментами и даже с оркестрами. Поэтому фестиваль одного инструмента совершенно не означает жанровой ограниченностии дает прекрасную возможность представить разных солистов и разные коллективы. Афиша оказалась на редкость много- гранной и насыщенной, в концертах приняли участие сим- фонический оркестр Белгородской филармонии под управлением дирижера Дмитрия Филатова и оркестр рус- ских народных инструментов (художественный руководи- тель и главный дирижер Евгений Алешников).
Уникальность «Белгородского звона» и в том, что это единственный в мире передвижной карильонный фести- валь! Карильон филармонии (при том, что весит около 4 тонн и состоит из 51 колокола) — инструмент передвижной! Мощный карильономобиль способен доставить «звонницу» практически в любое место, где люди готовы слушать му- зыку! Поэтому просветительское значение фестиваля трудно переоценить. После праздничного концерта-откры- тия 9 июня в парке Победы Белгорода, карильономобиль и команда музыкантов-виртуозов из Москвы, Санкт-Петер- бурга, Белгорода проехали по городам и районам области, состоялись выступления в Старом Осколе, Губкине, Крас- ной Яруге, Прохоровке, Соломино.
Фестиваль объединил не только слушателей со всей Бел- городской области и многочисленных гостей, которые съеха- лись специально на это уникальное событие. Объединились российские музыканты, которые играют на редчайшем ин- струменте, карильонисты России участвовали в программах фестиваля. Блестящую плеяду составили солист Белгород- ской филармонии Тимур Халиуллин, композитор, органист,
исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская из Москвы и музыканты из Санкт-Петербурга, Александра Ка- пинос (директор фонда «Русский карильон»), Елизавета Рулёва, Мария Лебедева, Ирина Козлова, которые также яв- ляются органистами и клавесинистами. И неслучайно в про- цессе творческого общения этих удивительных творческих личностей родилось множество идей, которые найдут свое продолжение в будущем — ведь фестиваль отныне будет еже- годным! Все участники фестиваля — продолжатели тради- ций своего учителя Йозефа Виллема Хаазена, почетного гостя филармонии и фестиваля, ведущего карильониста Ев- ропы, директора Королевской школы карильона в г. Мехе- лен в Бельгии, городского карильониста г. Антверпен.
И еще один важный момент — для старинного, и, как выше уже говорилось, не самого популярного инструмента, пишут прекрасную музыку современные композиторы! И музыку эту с большим энтузиазмом воспринимает самая широкая аудитория! На фестивале прозвучала мистерия для терменвокса и карильона «Что услышал Одиссей» Олеси Ростовской и ее же «Па-де-де» для карильона с симфониче- ским оркестром. Были представлены сочинения белгород- ских композиторов: «Солнцезвоны» Николая Бирюкова для симфонического оркестра, «Преамбула» Артема Нижника из партиты № 2 «Мактуб», «Благовест» Н. Бирюкова и
«Сила Севера» москвича Дмитрия Калинина для оркестра русских народных инструментов. Фактически «Белгород- ский звон» стал и мини-фестивалем современной музыки, что исключительно важно — ведь зачастую организаторы концертов избегают исполнения музыки, созданной совре- менниками.
На концертах фестиваля побывало несколько десятков тысяч слушателей. Конечно, успех «Белгородского звона» определили множество разных факторов — наличие прекрас- ной команды Белгородской филармонии, великолепные му- зыканты из России и Европы, интереснейшая программа, замечательный зал и так далее. И все же два фактора оказа- лись определяющими, и у них есть имена — Тимур Халиул- лин и Анастасия Хлюпина. Тимур — ведущий солист Белгородской филармонии, прекрасный органист, исполни- тель на клавесине и карильоне, лауреат международных кон- курсов, музыкант высокого интеллекта и яркой харизмы. Анастасия — выпускница Белгородского музыкального кол- леджа им. С. А. Дегтярева БГИИК. Ее проект карильонного фестиваля получил грант на Всероссийском молодежном форуме «Таврида» в 2016 г. Также проект концертов «Бел- городский звон"Тимура Халиуллина стал лауреатом регио- нальной премии «Гражданская инициатива» в номинации
«Духовное наследие». Энергия молодых энтузиастов и стала двигателем замечательного творческого события.
Рассказывает Тимур Халиуллин:
Конечно же, я не мог ожидать, что будет успех. Это была необычная идея. Вначале на меня все смотрели очень странно,
не только музыканты, но и все, с кем яразговаривал на этутему. Как это, карильон на сцене??? Многие до сих пор считают его несерьезным инструментом, который не должен называться академическим. А главной идеей моего профессора Йозефа Хаа- зена всегда была идея сделать карильон академическим инстру- ментом. И он невероятно много для этого сделал. Эта же идея двигала мною. Мне очень хотелось, чтобы люди относились кка- рильону так же серьезно, как к роялю, например. Я понимал, что для этого необходимо серьезно заявлять и о себе, и об инстру- менте. Путь к нашему фестивалю оказался извилистым. Сначала это были простые уличные концерты, на которые при- ходило человек 10−15, никто не понимал что происходит. Тогда я стал разговаривать с публикой, печатать программки, приду- мывать какие-то интересные ансамбли. И сразу нашлись люди, которым это стало интересно. Первые опыты ансамблевой игры с карильоном — это ансамбли с трубой, волынкой, ударными. Мы стали исторически реконструировать те эпохи, когда колокола звучали на площадях, где выступали жонглеры, музыканты. Потом кнам присоединились артисты Театра огненных мисте- рий. Все это настолько привлекло людей, что через два-три года на карильонные концерты «Белгородские звоны» стали соби- раться жители города семьями. И мы задумались о том, как пе- ренести концерты на сцену филармонии. Было непросто, но технические моменты были решены. В итоге сегодня у нас серь- езный фестиваль, серьезный инструмент, для которого пишут композиторы. Это достижение целой команды энтузиастов, ко- торые поддержали меняв реализации возможностей карильона.
Почетный гость фестиваля, выдающийся бельгийский музыкант, ведущий карильонист Европы, создатель школы карильонной музыки в Санкт-Петербурге Йозеф Хаазен говорит:
В мире проводится большое количество фестивалей — в Голландии, Бельгии, Франции, Америке, даже Австралии. Обычно они проходят на открытом воздухе, в Белгороде же концерты были и в филармоническом зале, вместе с орке- страми, это удивительно. Мне было приятно познакомиться с вашими людьми, побывать в уголках Белгородской области, это было так уютно, так дружелюбно. Меня по-настоящему трогало, как люди реагировали на музыку, как общались. Этот передвижной формат дал им возможность открыть для себя новый музыкальный мир.
Белгородская филармония — концертная организация, идущая в ногу со многими творческими процессами России и мира, она стремится внедрять новые формы музыкального просвещения, дает возможность слушателям познакомиться с лучшими образцами классического и современного музы- кального искусства, имеет в своем арсенале более десяти ярких коллективов.
Надежда КУЗЯКОВА
Комментарии
Лилиана. Г. Белгород., 11 августа 2017:
Статья очень понравилась. Спасибо. И она во мне, самом обычном любителе карильонной и органной музыки, всколыхнула такие теплые воспоминания о днях 9 - 13 июня 2017 г - днях 1 Международного Фестиваля карильонной музыки " Белгородский звон ". Было ощущение светлого праздника души ; десятки и сотни новых слушателей карильонной музыки ; знакомство с новыми людьми; знакомство и даже тесное общение с непосредственными участниками фестиваля ; знакомство с новым музыкальным инструментом - терменвоксом ( Олеся Ростовская ) ; диски карильонной музыки ( Тимура Халиуллина, Олеси Ростовской ) ; фото на память с участниками фестиваля. Да еще с автографами ! Это здорово ! И над всем этим и , даже , во всем этом - музыка, музыка, бередящая и возбуждающая душу , чарующая МУЗЫКА колоколов, музыка карильона ! И настоящий взрыв эмоций - это заключительный концерт, уже в большом зале филармонии ! Симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов, терменвокс, карильон. Мировые премьеры, впервые исполненные произведения для карильона, терменвокса наших современных композиторов ! Это надо было только слышать ! Браво ! И еще раз - большое спасибо организаторам , всем участникам Фестиваля ! Больших творческих успехов ! И еще : Фестиваль будет жить долго ! Теперь будет ЕЖЕГОДНЫМ !