14 марта 2015 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского будет исполнена единственная опера Людвига ван Бетховена «Фиделио»

Добавлено 03 марта 2015 muzkarta

Московская академическая филармония, Концертный зал имени Чайковского, Московский камерный оркестр «Musica Viva», Александр Рудин (виолончель, дирижер)

14 марта 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Л. ван Бетховен
«Фиделио»
опера в концертом исполнении

Московский камерный оркестр Musica Viva
Вокальный ансамбль INTRADA

Партии исполняют:

Леонора — Джулиана Бансе (сопрано, Германия)
Рокко — Тимо Риихонен (бас, Финляндия)
Флорестан — Максим Пастер (тенор)
Дон Фернандо- Кирилл Филин (бас)
Дон Пизарро — Артём Гарнов (бас)
Марселина — Олеся Старухина (сопрано)
Жакино — Артём Сафронов (тенор)

Дирижер — Александр Рудин


14 марта 2015 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского будет исполнена единственная опера Людвига ван Бетховена «Фиделио» третьей редакции 1814 года. Несмотря на широкую известность, опера Бетховена редко украшает афиши оперных театров России. Так, последняя постановка в Большом театре прошла в 1956 году, а исполнение оперы в концертном варианте при участии Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялось десять лет назад. Поэтому проект камерного оркестра Musica Viva — без ложной скромности знаковое событие в культурной жизни столицы, тем более, что для исполнения запредельно сложных вокальных партий собирается убедительный международный состав солистов. Среди них -лучшая современная исполнительница Леоноры в Европе Джулиана Бансе (Германия) и ее соотечественница сопрано Анна Люсия Рихтер (Марцелина), а также бас из Финляндии Тимо Риихонен (Рокко). Стоит отметить, что опера впервые будет звучать в России на языке оригинала. Вместе с зарубежными исполнителями на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского выступят солисты прославленных российских театров: солит Большого театра Максим Пастер (Флорестан), солист Большого театра Олег Цыбулько (Дон Фернандо), солист Новой оперы Артём Гарнов (Дон Пизарро), солист Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Артём Сафронов (Жакино).

Единственная опера Бетховена — произведение с невероятно сложной, драматической судьбой. Целое десятилетие потребовалось композитору, чтобы его творение обрело, наконец, право на сценическую жизнь. Опера пережила несколько провалов, дважды Бетховен переписывал партитуру. Можно только догадываться, какие душевные муки переживал в то время композитор, и скольких усилий ему стоило продолжение работы над оперой, несмотря на неприятие современников, давящее на него с невероятной силой. Кажется, что история произведения будто отражает все перипетии творческой судьбы самого Бетховена: непрестанная борьба с судьбой, чудовищными обстоятельствами и непониманием публики, завершившаяся, однако, триумфальной победой. Третья редакция оперы, известная нам как «Фиделио», принесла композитору невероятный успех.

Театр Бетховен любил всегда. Еще в детстве он нередко присутствовал на репетициях театра в качестве аккомпаниатора или сидел в оркестре, исполняя партию альта. А произведения великих писателей-драматургов занимали в библиотеке композитора ведущее место: сочинения Лессинга, Гёте, Шиллера и Шекспира — ими композитор зачитывался. Поэтому неудивительно, что Бетховен живо интересовался возможностью проявить себя в качестве театрального композитора. Интересно, но первым ярким сценическим творением Бетховена стала отнюдь не опера и даже не музыка к драматическому спектаклю, а балет, озаглавленный как «Творение Прометея» и созданный в 1800–1801 годах. Однако уже в 1803 году он начинает работу над своим главным оперным шедевром. Взору Бетховена предстает либретто, названное «Леонора, или Супружеская любовь». Либретто понравилось композитору. Как полагают исследователи, оно было предложено Бетховену секретарем правления венских придворных театров Йозефом Фердинандом фон Зонлейтнером. Либретто написано по пьесе французского драматурга Жана Никола Буйи, основанной на реальных событиях. Это была история о том, как одна отважная женщина сумела спасти своего мужа от смерти, переодевшись в мужское платье и проникнув в тюрьму. Бетховен работал неторопливо и основательно. Но уже летом 1805 года партитура оперы была завершена, а в конце сентября этого же года намечался премьерный спектакль. Но тут композитора постигла первая неудача. Премьеру оперы отложили из-за соображений цензуры. Далее, назначенный на 15 октября спектакль вновь был сорван. Причиной этому стало ухудшение политической обстановки: французские войска все ближе и ближе подступали к Вене. Лишь 20 ноября в венском театре An der Wien состоялась премьера оперы.

Вторая неудача не заставила себя долго ждать — опера с треском провалилась. Почитатели творчества Бетховена с трудом уговорили его сделать редакцию оперы. В итоге трехактная опера превратилась в двуактную, а некоторые сцены были заново переосмыслены. Первое исполнение новой редакции оперы, названной «Леонора, или Супружеская любовь», состоялось 29 марта 1806 года. И снова Бетховен пережил фиаско: после нескольких представлений опера была снята с репертуара. Однако на этот раз причиной стало не столько непонимание публики, сколько ссора Бетховена с директором венского театра бароном Петером фон Брауном, в результате чего Бетховен забрал свою партитуру.

В 1814 году Бетховен, пребывающий в это время в зените своей славы, согласился сделать третью редакцию оперы, поскольку дирекцией театра в Вене было принято решение вновь поставить оперу. Текст третьей редакции принадлежал Георгу Фридриху Трейчке. Премьера оперы под названием «Фиделио» состоялась 23 мая то же года в Кернтнертор-театре. На сей раз, опера имела невероятный успех. Кроме Вены, «Фиделио» с успехом шел в театрах других европейских городов. Так, в том же 1814 году опера была сыграна в Праге. Затем последовали исполнения в Берлине, Веймаре, Касселе, Петербурге, Риге и Дрездене.

Вопрос о трех редакциях оперы, их соотнесении друг с другом до сих пор живо интересует историков музыки. Однако никто не оспорит тот факт, что третья редакция оперы наиболее доступная для понимания, ей свойственны ясность и лаконизм. Одновременно с этим в «Фиделио» ярче выражена идея борьбы и победы. Так, именно в этой редакции образ Леоноры отличается небывалым героизмом, отвагой и решительностью. То же самое можно сказать о партии главного героя. Флорестан в редакции оперы 1814 года — более герой-боец, нежели мученик, тихо страдающий в сырой тюремной камере.

Состав исполнителей «Фиделио» можно смело назвать интернациональным, поскольку вместе с российскими музыкантами на сцене Концертного зала выступят зарубежные певцы. Роли Леоноры и Марселины сыграют в этом спектакле сопрано из Германии — Джулиана Бансе и Анна Люсия Рихтер, а партию Рокко споет финский бас Тимо Риихонен.

Джулиана Бансе — одна из самых ярких и талантливых исполнительниц в Европе. Вокалистка с успехом выступает на многих мировых сценических площадках, сотрудничает с выдающимися дирижерами, такими как Н. Арнонкур, Л. Маазель, Б. Хайтинк, М. Янсонс. Ею спеты партии Графини («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Евы («Нюрнбергские Мейстерзингеры» Р. Вагнера), Фьордилиджи («Так поступают все» В. А. Моцарта), Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) и многие другие. А недавно она спела партию Леоноры в венском театре Аn der Wien под управлением дирижера Н. Арнонкура. Многие звукозаписи Джулианы Бансе удостоены престижных наград. Среди них — премия Echo Klassik за запись оперы «Жанна Д’Арк» В. Браунфельса совместно с симфоническим оркестром шведского радио под управлением М. Хонека и Восьмой симфонии Г. Малера, исполненной с Tonhalle Orchester Zürich под управлением Д. Цинмана. В России Джулиана Бансе выступит впервые.

Несмотря на молодой возраст и начало карьеры, Анна Люсия Рихтер уже является лауреатом нескольких европейских музыкальных конкурсов. Вокалистка с успехом выступает вместе с симфоническими оркестрами Кельна и Дюссельдорфа. Ею исполнены партии Барбарины и Церлины в операх В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан». Анна Люсия известна как камерная певица и постоянная участница различных музыкальных фестивалей, таких как «Киссингерское лето» или Гельдербергский музыкальный фестиваль. В текущем сезоне певица планирует выступления в Нью-Йорке, Оксфорде, Будапеште, Амстердаме, Люксембурге, Дюссельдорфе, Баден-Бадене и Берлине.

Тимо Риихонен является солистом известного Theater Kiel (Германия). Его репертуар включает в себя такие оперные партии, как Банко («Макбет» Дж. Верди), Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Бартоло («Севильский цирюльник» Дж. Россини). Неоднократно вокалист выступал в знаменитом театре La Scala (Милан), а в 2007 году певец был удостоен Гранта Матти Салминена. Тимо — постоянный участник мастер-классов ведущих европейских оперных певцов.

В концерте принимает участие вокальный ансамбль «Интрада» под управлением Екатерины Антоненко, широко известный московской публике.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору