Впервые в Уральской консерватории перед посетителями Ночи искусств приоткрылась завеса тайны над творческим процессом рождения музыки. Пришедшим вечером 3 ноября в Большой концертный зал консерватории был представлен репетиционный процесс, как правило, скрытый от глаз будущего слушателя и зрителя. И это предполуночное время было выбрано тоже неслучайно: именно тогда, когда отзвучат последние аккорды вечернего концерта и зрители покинут зал, начинается время репетиций — открывается творческая лаборатория рождения неповторимого в своем исполнительском варианте звучания скрипки ли, виолончели, голоса или фортепиано…
Музыка рождалась непосредственно перед публикой: присутствовавшие на репетиции узнали, что такое «работа над звуком», «работа над интонацией», поиски ансамбля… И всё это — ради нахождения той художественной интерпретации, которая, убедив музыканта-исполнителя, убеждала и слушателей, среди которых были и музыканты, и просто любители, и даже случайные прохожие, решившие, быть может, раз в году, в эту странную Ночь искусств, приобщиться к той самой классике, которую недосуг послушать в мелькании дней, заполненных делами и заботами…
Репетиция концерта была вынесена на сцену Большого концертного зала Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского. Исполнители начали заниматься. Они не раз повторяли одно и то же сочинение или один и тот же музыкальный фрагмент, останавливались, прерывали игру, обсуждали качество исполнения…
Что за музыка прозвучала в этом необычном концерте? Это — Пётр Ильич Чайковский: шла репетиция концерт, который состоится 6 ноября (25 октября по старому стилю) — в день смерти великого композитора.
Так было угодно судьбе, чтобы Чайковский родился в теплый весенний день в 1840 году, а умер через пятьдесят три с половиной года — в мрачную осеннюю петербургскую ночь. И, вспоминая Петра Ильича, исполнители представили слушателям сочинения, написанные им «в последний раз»: последний романс, последнюю фортепианную пьесу, последний вокальный дуэт и другие последние сочинения. Создавая их, Чайковский не думал, что они станут последними. Тем более щемяще и печальнее отзываются они в душах слушателей, поскольку мы, в отличие от автора этих сочинений, уже знаем, что они — последние…
Прозвучали и другие сочинения, написанные Петром Ильичом Чайковским в разное время в память об умерших современниках — друзьях и коллегах. И исполнение этих сочинений в дни общегосударственного траура по погибшим в авиакатастрофе в Египте стало данью памяти не только великому композитору, но нашим трагически ушедшим из жизни 224 соотечественникам.
Творческая лаборатория Ночи искусств началась минутой молчания…