Первый концерт нового творческого сезона состоялся 15 сентября. В его программе приняли участие Тимур Халиуллин (орган, фортепиано), камерный хор (главный дирижёр Елена Алексеева), камерный оркестр «Mezzo music» Натальи Боровик, Владимир Исаев (фортепиано) и Сергей Коваленко (ударные).
Глядя на публику, деловито и привычно заполнявшую места в Органном зале, невольно подумалось, что здесь уже шестой год собираются люди, по-настоящему понимающие и любящие «короля инструментов» и тех филармонических артистов, имена которых сегодня неотделимы от царственно-притягательной сине-бело-золотой красоты Органного зала БГФ.
В первую очередь, это Тимур Халиуллин, который в концерте открытия 6-го сезона, концерте, «полном премьер» (как отметила ведущая Наталья Гирявенко), выступил сразу в нескольких ипостасях — как органист, пианист и композитор.
Подобранная им «свита короля» была, как обычно, красочно-разнообразной, но при этом отнюдь не пёстрой. Её единство создавалось плавной временной дугой, начинаясь в первой половине XVIII века органной классикой (И. С. Бах — Прелюдия и фуга До-мажор BWV 545) и заканчиваясь впитавшей всю эмоциональную роскошь романтизма неоклассической Сюитой для оркестра с органом Соль-мажор (1905) итальянца Отторино Респиги.
«Мини-программа» для органа соло в исполнении Тимура Халиуллина состояла из вышеупомянутой Прелюдии и фуги До-мажор И. С. Баха, Токкаты си-минор Эжена Жигу и Токкаты для педали соло Тимура Халиуллина. Премьерным было исполнение виртуозной Токкаты выдающегося французского композитора, педагога и органиста конца XIX века Э. Жигу, который воспитал плеяду не менее известных французских композиторов и органистов, в числе которых — Леон Боэльмпн, Габриэль Форе, Альбер Руссель.
Эта сольная органная «мини-программа» также очерчивала широкую дугу времени существования органного искусства — от торжественного величия музыки Баха, через мелодизм и живописную красочность Токкаты Э.Жигу до чуткого вслушивания в болевые точки нашей жизни в пьесе нашего современника Тимура Халиуллина.
Нелишне напомнить, что магистерская диссертация Тимура Халиуллина, написанная под руководством доктора искусствоведения, заведующего кафедрой органа, клавира и карильона факультета искусств Санкт-Петербургского университета Алексея Панова, была посвящена исследованию выразительных возможностей педали в органной музыке.
В Токкате Тимура Халиуллина сумеречные, мятущиеся звучания, кульминирующие в злобно-торжествующих фанфарах, сменяются робкой попыткой пасторали (средняя часть), которую сметает новый, но в этот раз окончательно утверждающийся натиск зла. «Урбанистический апокалипсис» — так определил образный строй своего сочинения автор.
Несомненные художественные достоинства этого сочинения получили признание — «Токката для педали соло» белгородского органиста недавно была опубликована в специализированном журнале «Орган», издаваемом московской органисткой, музыковедом и издателем, главным редактором популярного журнала «Музыкальная жизнь» Евгенией Кривицкой. Это первое опубликованное произведение Т. Халиуллина, с чем мы его искренне поздравляем.
Ошеломляющая подчас виртуозность и возносящаяся на вершины экзальтации лирика — так можно суммировать переходящие от одного полюса к другому слушательские впечатления от этого концерта.
Если к первому полюсу впечатлений относится исполненный пианистом Тимуром Халиуллиным (Т. Халиуллин окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как пианист у Л. Ф. Тамулевича) этюд № 8 «Дикая охота Ф. Листа (из сборника «Этюды высшего исполнительского мастерства»), то «Арию» для фортепиано (Владимир Исаев), органа (Тимур Халиуллин) и ударных (Сергей Коваленко) Вадима Бибергана (р.1937) и «Прелюдию, фугу и вариацию» си-минор для органа и фортепиано следует отнести ко второму.
Развивающаяся от приглушённой тихой грусти до предельно экстатического выражения страсти «Ария» своей кинематографичностью заставляет вспомнить, что петербуржец Вадим Биберган — автор музыки более чем к 70 кинофильмам, в том числе к популярным фильмам Глеба Панфилова «В огне брода нет», «Начало», «Васса» и др.
Глубоким лирическим переживанием отмечено другое премьерное исполнение сочинения выдающегося французского позднеромантического композитора Сезара Франка (1821–1890) «Прелюдия, фуга и вариация» си-минор ор.18 для органа и фортепиано (в оригинале — для фисгармонии и фортепиано).
Инициатива исполнения этого малоизвестного и редко звучащего сочинения Франка принадлежит молодому пианисту Владимиру Исаеву, выступающему в БГФ с 2012 г. Это сочинение С. Франка относится к раннему периоду и входит в цикл «6 пьес для большого органа», написанный в 1860–62 гг.
Цикл в исполнении автора в 1866 г. был удостоен восторженного отзыва Ф. Листа. Музыка Франка — это простая, мелодичная и задушевная Прелюдия; серьёзная и величавая «баховская» Фуга; и Вариация — варьированное повторение Прелюдии, украшенное мелодическим фигурационным движением, не меняющим её глубоко лирического характера.
В программе, каждый номер которой был рельефно выделен, но имел примерно одинаковую продолжительность, нужно отметить двух «великанов» — три номера из кантаты П. И. Чайковского «Москва» для солистов (Г. Зольникова и Е. Григорьев), хора (дирижёр — Е. Алексеева), органа (Т. Халиуллин), литавры (С.Коваленко) и 4-хчастная Сюита Соль-мажор для органа с оркестром О.Респиги (Т.Халиуллин, камерный оркестр «Mezzo music» под управлением Н. Боровик).
Части торжественной кантаты Чайковского, написанной по случаю коронации Александра III (1881) как нельзя лучше вписались (по выражению Н. Гирявенко) в юбилейный год БГФ. Премьерное же исполнение неоклассической сюиты (1905) О. Респиги вновь напоминало о неподвластных времени и преходящим обстоятельствам неисчерпаемых россыпях сокровищницы музыкальной классики.
Тот факт, что каждая часть Сюиты Респиги сопровождалась аплодисментами (хотя нет сомнений в том, что слушателям знакомо правило не аплодировать между частями цикла) говорит лишь об их глубокой сиюминутной взволнованности божественной красотой классической музыки в столь же прекрасном её исполнении артистами БГФ.
Сезон в Органном зале открыт — добро пожаловать на следующие концерты.
Специально для А-фишки, Нина Синянская