Александр Рамм и Филипп Копачевский — о работе, учебе, педагогах и перспективах

Добавлено 12 октября 2015 muzkarta

Севастопольский центр культуры и искусства, Александр Рамм (виолончель), Филипп Копачевский (фортепиано)

Участники проекта «Звезды XXI века», солисты Московской филармонии — виолончелист Александр Рамм и пианист Филипп Копачевский в день своего концерта в Севастополе, который совпал с Днем учителя, рассказали о своих успехах и планах, а также о педагогах, которым благодарны за то, чего они добились и кем смогли стать.

Александр, Филипп, расскажите, пожалуйста, как давно вы выступаете вдвоем?

Филипп Копачевский: Проект Московской филармонии «Звезды XXI века», который проводится под эгидой Министерства культуры РФ, предполагает участие в нем 12-ти музыкантов, играющих как соло, так и с оркестром, так и в комбинациях друг с другом. Мы с Сашей выступаем вместе достаточно давно, уже третий год, и каждый раз — с большим удовольствием.

А насколько трудно попасть в рамки этого проекта? Каковы критерии отбора?

Александр Рамм: Существует определенная система отбора в Московской филармонии. То есть музыканты замечают на каком-нибудь конкурсе молодого исполнителя. В моем случае это был I Всероссийский конкурс и XIV Международный конкурс им. Чайковского, это был 2010 и 2011 год. И я получил приглашение сыграть на так называемом филармоническом дебюте в камерном зале МК. Там пишется некая внутренняя критика и принимается решение о дальнейшей судьбе молодого музыканта, о приглашениях его к участию в проектах. Следующим для меня был проект «Молодые таланты», который проходит в Москве, и который подразумевает выступления в зале Московской филармонии им. Чайковского со знаменитейшим Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова.

Иногда год, иногда два года подряд, как в моем случае, музыкант играет в «Молодых талантах». Затем уже мне последовало приглашение в проект «Звезды XXI века». Это другой уровень. Вместе с Филиппом в этом проекте мы уже третий сезон. То есть третий год мы уже вместе выступаем. Сезон для музыканта — это с сентября и где-то по июнь. Летом — не сезон, проходят выступления преимущественно только на фестивалях.
Вы впервые в Севастополе?

Александр Рамм: Да, мы впервые в Севастополе, и нам очень хотелось познакомить со своим творчеством зрителя здесь.

Исходя из чего вы подбирали программу для концерта?

Александр Рамм: Что касается моей программы с Филиппом, а она составляет половину концерта, то у меня критерии, как и всегда для любого концерта, — это присутствие в ней различных эпох и различных стилей. При этом я стараюсь, чтобы произведения были взаимосвязанные.

Прекрасно звучит для не подготовленной публики П. И. Чайковский, потому что он понятен всем. Феликс Мендельсон — его соната, которую мы решили играть здесь, в Севастополе, потрясающе яркая, это прекрасная музыка. Мне захотелось познакомить также с совершенно потрясающей сонатой американского композитора Самюэла Барбера. Я думаю, что если ее и играли здесь, то крайне редко, а, может, и вовсе не играли. Ее просто вообще редко играют потому, что мало кто знает о творческом наследии такого прекрасного самобытного композитора. Эта соната — ранний опус, 6-оый опус, можно сказать, юношеская его соната. В ней еще есть влияние многих романтиков, и сама она, можно сказать, позднеромантическая, хоть и написана уже в начале XX века. Произведение примечательно, на мой взгляд, тем, что легко слушается, воспринимается, его можно легко понять, и при этом в нем есть много интереснейших моментов. Поэтому остановил свой выбор и на нем.

Филипп Копачевский: Было решено выбрать такой формат концерта: в первом отделении я играю соло, как бы подготавливаю публику. А во втором у нас будет яркое совместное, камерное ансамблевое музицирование — мы играем с Сашей вдвоем.

Сегодня в день вашего выступления, 5 октября мы все отмечаем профессиональный праздник педагогов — День учителя. Хотелось бы узнать имена тех, кому вы благодарны за то, кем сегодня являетесь. Пожалуйста, расскажите о ваших педагогах и о том, чем они вам запомнились, чему научили.

Филипп Копачевский: Мне очень повезло, потому что мой первый педагог, Кира Александровна Шашкина, у которой учился Михаил Плетнев, помимо того, что занималась со мной, научила меня работать самого. Думать своей головой. Как показывает практика, многие сталкиваются с проблемой: те, кто привык, что с ними постоянно работают, направляют, контролируют, в самостоятельной жизни оказываются не очень состоятельными. Например, в консерватории, где уже не всегда получается постоянно заниматься с педагогом, у таких музыкантов возникают трудности, порой непреодолимые. Поэтому я повторюсь: очень важно научить ребенка к определенному возрасту думать своей головой, а не только головой педагога.

Александр Рамм: Мне хочется вспомнить свою первую учительницу — Светлану Валентиновну Иванову, которая за те два года, которые мы занимались с ней до моего переезда в Москву, заложила в меня отличную базу. Именно она привила мне любовь к музыке и любовь к занятиям. Любовь к музыке и работе с ней я считаю очень важной составляющей.

В Москве потом у меня были другие замечательные педагоги — Алексей Николаевич Селезнев в так называемой «Мерзляковке» — музыкальной школе при Московской консерватории), затем был Лев Борисович Евграфов в музшколе при институте им. Шнитке, затем в Шопеновском училище — Мария Юрьевна Журавлева, которая меня подготовила в поступлению в консерваторию. Там уже была Наталья Николаевна Шаховская. Что касается Натальи Николаевны, ей буквально на днях исполнилось 80 лет. И она, в отличие от многих, долгие годы и до сих пор занимается с каждым минимум два раза в неделю и так все пять курсов консерватории — так было и со мной.

Но последние два года в аспирантуре параллельно с занятиями у нее я еще занимался и в Берлине с самым, наверное, уважаемым в Европе профессором-виолончелистом — Францем Хельмерсоном. Это совершенно потрясающий педагог. И, кстати, мы тоже недавно праздновали его юбилей, 70-лейтие.

Как вы, сегодня уже в определенной степени состоявшиеся музыканты, относитесь к критике?

Филипп Копачевский: В любой критике можно и нужно искать рациональное зерно.

Конечно, музыкант в какой-то момент переходит в свободное плавание и, как я говорил, начинает думать сам. Но взгляд со стороны и высказанное к твоей игре отношение — это очень важно. Не в отношении базовой работы: здесь что-то не то сыграл, там — это все делается, закладывается в детстве. А в отношении переданного ощущения.

Человек, который сидит в зале, все равно несколько иначе воспринимает то, что ты делаешь. Ощущения человека на сцене не всегда совпадают с мнением людей из зала. Каждый в нем сидящий приходит на концерт со своим настроением, со своими проблемами, со своим багажом знаний. И для меня очень важно, чтобы человек, пришедший в зал с недодуманными мыслями о каких-то житейских проблемах, смог о них здесь забыть, погрузившись в то, что происходит в данный конкретный момент на сцене.

К советам профессионалов, людей с большим, чем у вас, опытом вы готовы прислушиваться и сейчас?

Филипп Копачевский: Естественно, конечно.

Александр Рамм: Мы всю свою жизнь будем учиться и прислушиваться к советам профессионалов. Но, как правильно говорит Филипп, при этом думать нужно уметь своей головой. Не нужно ждать, что вас кто-то без конца будет вести.

Вы сами уже преподаете?

Филипп Копачевский: Нет, пока нет. Сейчас у нас достаточно насыщенная концертная жизнь, как у Саши, так и у меня. Мы достаточно много концертируем, и на преподавательскую деятельность банально не хватает времени. А преподавание — это все-таки необходимость отдавать часть себя, если не всего себя. Сейчас такой возможности нет.

Можно, конечно, кого-то послушать, потом на месяц уехать, потом опять послушать. Но это же не обучение! Для ребенка, по крайней мере. Это возможно со взрослыми музыкантами, студентами, которым необходим какой-то вектор развития, направление. Но дети — это другое. Если ты берешь на себя обучение маленького человека, ты берешь на себя и огромную ответственность. Ведь от того, как ты его научишь, будет зависеть, как сложится его судьба.

Александр Рамм: У меня есть несколько знакомых молодых педагогов, и они в один голос утверждают, что когда они стали преподавать, они стали лучше понимать, что ни сами делают. Потому что, когда ты много раз объясняешь ученику, то многие вещи понимаешь, осознаешь и сам. А некоторые вещи даже узнаешь от самого ученика. И это потрясающе интересно. Конечно, мы будем преподавать, я — сто процентов.

Спасибо и успехов вам!

Подготовила Анна Петрова. Фото: Валерия Золоторева

сцки.рф

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору