Автор: Мария Зверева. Источник: ДККогда решался вопрос о назначении руководителем Госсимфонического оркестра РТ москвича Александра Сладковского, идея понравилась не всем: культурный бомонд предпочел бы местного менеджера.
Чтобы доказать свою состоятельность, г-ну Сладковскому пришлось проводить в оркестре полноценные антикризисные мероприятия. Сделать оркестр финансово и творчески состоятельным предприятием можно было только одним способом - взять контроль над всеми процессами в оркестре на себя, считает художественный руководитель и директор ГСО РТ. В демократические методы Александр Сладковский не верит и не видит большой разницы в управлении большим производством и оркестром.
Фото предоставлено пресс-службой ГСО РТРеноме и «паблисити» регионаГСО РТ за последние три года стал очень модным проектом, а художественный руководитель и по совместительству директор оркестра – влиятельной и узнаваемой персоной в республике. По мнению Александра Сладковского, работа хорошего дирижера может быть иллюстрацией стратегии эффективного руководителя.- В 2013 г. вы и ваш оркестр стали артистами Sony Music. Что дает этот статус?Это очень высокий статус для любого музыканта и очень о многом говорит. Из классических музыкантов артистом Sony является Денис Мацуев, из джазовых - Игорь Бутман. Региональных оркестров-артистов Sony я больше не знаю. Для нас это то достижение, которое можно «потрогать руками», а запись на Sony – это оно и есть. Это статус, заявка о том, что мы оркестр Sony. Есть и второе важное событие 2013 г. – реализация проекта, к которому мы были уже давно готовы – запись двух концертов на французском телеканале «Медичи.тв», что было сделано на фестивале «Денис Мацуев у друзей» здесь, в Казани. Сейчас идет монтаж и в конце ноября – начале декабря передачи выйдут в эфир. Для меня важнейшим является то, что татарский оркестр с выдающимся пианистом современности Денисом Мацуевым будет показан в 182 странах мира. Таких прецедентов также не было у других региональных оркестров. Канал «Телемондис» транслировал концерт из Казани, но тогда главными действующими лицами были артисты Мариинского театра и Валерий Гергиев, что к столице Татарстана имеет опосредованное отношение. Мне было важно показать наш коллектив. Он уже имеет реноме, репутацию в России. И такой выход на международную аудиторию совершает прорыв для паблисити республики как одного из эпицентров культурного роста России.
- Ваша должность называется «художественный руководитель и главный дирижер».По сути, я еще директор с правом подписи. Я отвечаю за весь процесс, начиная от бухгалтерии и начисления зарплат, обеспечения функционирования здания и территории вокруг него, организации логистики приезжающих солистов, организации фестивалей и пр. – вся ответственность лежит на мне. Конечно, это не значит, что я лично проверяю, работают ли краны и вывозится ли мусор. Есть сферы, в которые я особо не вникаю, так продажа билетов или PR-служба работают вполне автономно. У меня прекрасные заместители, которые мотивированы, они любят наш оркестр и знают, как он работает. Каждый занимается своим делом, моя задача - дать стратегическое направление. Плох тот дирижер, который пытается сыграть на всех инструментах. У него совершенно другая задача – организовать процесс и вызвать в нем то, что должно поразить публику.
Вы себя позиционируете топ-менеджером?В Москве меня называют еще кризис-менеджер, потому что я приехал сюда на ровное место – на «развалины завода» и наладил тут «производство». Я без ложной скромности теперь могу сказать, что я это могу. Сегодня, благодаря эффективной работе Министерства культуры республики и взаимодействию с министром Айратом Сибагатуллиным, это осуществляется очень виртуозно.
Это типичная ситуация, когда художественный руководитель выполняет функции директора?Нетипичная. Такой пример есть только в Мариинском театре, где Валерий Гергиев в одном лице и художественный руководитель, и гендиректор. Это ситуация по-своему уникальная, благодаря Президенту Татарстана, который доверил мне все эти полномочия, в отличие от предыдущей ситуации с оркестром – он был неуправляем и принадлежал непонятно кому, не приносил никакой пользы: ни реноме, ни паблисити.
Вам для чего нужно брать всю ответственность на себя?По-другому никак. Я бы с удовольствием только палочкой дирижерской махал и в тишине дома, не напрягаясь, готовился к новым творческим победам. Но я вынужденно это делаю.
Вы авторитарный руководитель?Абсолютно. А как в России и Татарстане можно управлять демократическими методами? У нас пока не работают демократические инструменты и гражданское общество. Это рано или поздно приводит к революции и на сто лет отбрасывает общество назад. Поэтому я считаю, что как бы это ни показалось кому-то странным, способ управления любым производством, коллективом, такой страной как Россия, может быть осуществлен только системой единоначалия и полного подчинения. Работа дирижера в этом смысле очень показательна: ставится задача во время репетиции, есть мгновенная реакция и достижение результата. У нас все четко: если человек не справляется с задачей, он уходит.
Как часто люди уходят из оркестра?Нет. Сейчас я уже могу сказать, что наш коллектив устоявшийся.
Какой у вас штат?Оркестр состоит из музыкантов – 110 человек, и 20 человек, обеспечивающие работу оркестра: администратор, бухгалтерия, юрисконсульт, PR-отдел, инженер, охрана – у нас очень мобильный слаженный коллектив, работающий на результат.
Вопрос кадров в культуре стоит так же остро как в любом бизнесе?Да, это огромная проблема. Не скажу, что передо мной очередь из артистов как в Москве и Петербурге. С восполнением дефицита артистов прекрасно справляется казанская консерватория. Это хорошо, поскольку развивается местная школа. Но мы работаем в ситуации серьезно обостренной конкуренции с оркестрами мира, в которых работают лучшие артисты из самых разных стран. Сейчас мы добились того, что у нас работает очень слаженный и отрегулированный коллектив. Но если говорить об офисе, который обеспечивает работу оркестра, я не могу его отстроить только из-за того, что люди совершенно не подготовлены.
Вы предъявляете какие-то специфические требования к сотрудникам офиса?В основном это проблемы общечеловеческого характера и культуры. Можно ли считать специфическим требование ехать ночью в аэропорт встречать артиста? Ну да, артисты иногда прилетают ночью. Но думаю, что в любой компании работодатель ждет, что сотрудник, несмотря на какие-то затруднения, выполнит свою работу хорошо. У нас огромная проблема: мало людей, желающих работать на результат, а именно это требуется и от артистов, и от работников офиса. Проблемы часто вызывает советская психология: ничего не делать и получать зарплату.
Проблемы те же, что называет любой бизнесмен.Абсолютно.
ГСО в культуре как «Рубин» в спортеСимфонический оркестр имеет статус автономного учреждения, что значит, что он получает бюджетное финансирование, но имеет план заработка порядка 5,5 млн руб. Это госзадание ГСО перевыполняет вдвое, но это не дает г-ну Сладковскому права полагать, что оркестр может обойтись без дотаций. Гораздо выше он ценит не финансовую, а политическую отдачу от своей работы.Вы можете описать основные правила управления творческим проектом?Если я начну рассуждать на эту тему, я забреду в дебри. Трудно это объяснить: я как сороконожка, если подумаю, как действует моя сороковая нога – запутаюсь. Руководство оркестром - сложный процесс. В нем я вырос – прошел путь оркестрового музыканта, школу московской, петербургской консерваторий, очень близко наблюдал, как шло развитие Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, смотрел, как развивается Санкт-Петербургская филармония, работал с Башметом. Хорошо, когда есть возможность получить образование арт-менеджера, и ты знаешь что-то лучше, чем кто-то другой. Но мне моих университетов вполне хватает.
Фото предоставлено пресс-службой ГСО РТ
В вузах должна быть отдельная специальность «арт-менеджмент» или управленец любого бизнеса может быть менеджером творческого процесса?Думаю, что директору бумажно-целлюлозной фабрики будет трудно разобраться. Не из-за какой-то необразованности, просто есть своя специфика, о которой по большому счету сегодня знает человек пять на всю Россию. Нужно понимать, что такое оркестр, и по каким законам он развивается. Но схожие принципы, конечно, есть. При продаже яблок на рынке и билетов в театр действуют одни и те же законы – если у тебя хорошие яблоки, то их покупают, если они гнилые - их покупают у соседа. С оркестром то же самое.
Сейчас оркестр – успешный проект?Да.
Успешность вы меряете заполняемостью залов?Мы ставили задачу по заполняемости зала три года назад – теперь такой проблемы нет. Она появляется, когда в программе солист и дирижер, которые неизвестны никому. Мерило - реакция публики, критики, то, что происходит после, когда приглашенные нами гости разъезжаются по миру и рассказывают о том, что они увидели в Казани. Нам удалось невозможное: мы заставили говорить и экспертное сообщество, и людей далеких от музыки, что сейчас в тренде оркестр Татарстана. По версии журнала «Музыкальное обозрение», мы входим в десятку лучших оркестров России.
Финансовый успех оркестра важен для вас?Мы не ставим такой задачи. Отдача гигантская - с точки зрения реноме. Мы стараемся играть не для меломанов. Мы – политический инструмент, своей деятельностью говорим, что Казань с точки зрения культуры сегодня как «Рубин» - в спорте.
Финансирование оркестра целиком государственное?Да и полностью обеспечивает наши нужды.
А перед вами стоит задача зарабатывать деньги концертной деятельностью?Да. У нас есть госзадание от нашего учредителя - Министерства культуры, которое мы получаем ежегодно. Мы должны исполнять 60 концертов в год и зарабатывать порядка 5,5 млн руб. в год. Сейчас мы почти в два раза его перевыполняем: исполняем около 100 концертов и зарабатываем почти 10 млн руб.
Фото предоставлено пресс-службой ГСО РТ
Есть какие-то оркестры в России, которые зарабатывает столько же?Среди региональных оркестров – мне неизвестно
Заработанное отдается назад в бюджет?Нет, остается в оркестре, и я имею полное право направлять доходы на развитие нашего оркестра. С сентября, например, мы на 15% повысили заработную плату. Благосостояние артистов – приоритет для меня как руководителя. Сотрудники должны понимать, что их работа престижна и приносит достаток. Я считаю, что эту задачу мы выполняем. Второе – это реноме, которое достигается только правильными инвестициями. Ведь организация фестивалей – это не только вопрос приглашения музыкантов, выплаты им гонорара и проведения концертов. Мы же приглашаем в Казань Хворостовского, Бородину, Мацуева, Башмета, Губайдулину, Канчели. Мы инвестируем в приезд таких музыкантов. Артисты в восторге от Казани, они приезжают к слаженному коллективу, который, как они отмечают, не уступает по уровню европейским оркестрам. Также мы делаем большие инвестиции в звуко-, видео- и телезаписи, закупаем дорогостоящие инструменты. Сейчас в распоряжении оркестра совершенно фантастические инструменты XVIII – XIX вв. Благодаря поддержке Президента республики, мы пополнили - беспрецедентный случай – коллекцию струнных инструментов. Ни один регион не идет на такие вложения. Кроме того мы инвестируем средства в заказ музыкальных произведений. В частности развитию татарской оперы у нас практически не уделяется внимания. Последней опере «Любовь поэта» Ахияровой уже восемь лет, и если за восемь лет ничего не происходит, надо что-то с этим делать. Весь вопрос даже не конъюнктуре, а стимулировании этого культурного сегмента и по сути, возрождения национальной самобытности, выражающейся в написании оперы. Так появился «Белый волк» Зульфии Рауповой. Мы анализируем, зачем мы это делаем и какой будет результат.
Если оркестр такой успешный, мог бы он работать на самоокупаемости?Ни один оркестр, театр или другое академическое учреждение культуры в мире не работает на самоокупаемости. Самоокупаема попса и даже приносит прибыль. А все, что требует больших вложений, бережного ухода, никогда не было и не будет самоокупаемо - ни наука, ни культура, ни образование. Другие разговоры – спекуляция, и они вызывают у образованных людей только ухмылку.
Автор: Айгуль Чуприна
http://kazan.dkvartal.ru
Комментарии
Олеся Фиалко, 30 ноября 2013:
Молодец Сладковский. И дирижер Сладковский, и менеджер Сладковский.
Аноним, 30 ноября 2013:
и оркестр "Сладковский")